Методика
адаптирована Lawtrend в соответствии с беларусским законодательством на основе разработок Института развития свободы информации (Санкт-Петербург, Россия)
включает две группы параметров (нормативные и экспертные)
Требования законодательства к официальным сайтам
1998 г. Постановление Совета министров Республики Беларусь «Об официальной информации в глобальной компьютерной сети Интернет» (утратил силу)
2010 г. Указ президента №60 О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет
2014 г. Новая редакция Закона об информации, информатизации и защите информации
11 апреля 2014 года появилось требование о размещении на сайтах госорганов информации о проведении открытых заседаний.
Даже если такие заседания не проводятся, местные органы исполнительной власти должны предусмотреть на сайтах раздел для такой информации
На момент проверки такая информация была только на сайтах Верхнедвинского и Солигорского райисполкомов.
Максимально возможный коэффициент - 100% - не набрал ни один сайт.
Среднее значение по 7 исполкомам областного уровня - 25%. От 31,4% у сайта Гродненского облисполкома до 16,4% у сайта Могилёвского облисполкома.
Для районных и городских исполкомов среднее значение - 23,1%. От 40,4% у сайта Дрибинского райисполкома до 14,0% у сайта Мостовского райисполкома.
В рейтинге учитывались только требования законодательства.
Новые требования законодательства о размещении информации об открытых заседаниях до сих пор не реализованы на большинстве сайтов
Совмещение информации обо всех ветвях власти без указания различий в компетенции не согласуется с конституционным принципом разделения властей и не способствует повышению правовой культуры граждан, представляя различные органы власти как единое целое.
Пример: «Власть» исполкомы предоставляют информацию не только о себе, но и о судах, представительных органах, прокуратуре и т.д.
Информация представлена в основном на русском языке.
На областном уровне беларусскоязычная версия только у исполкома Гродненской области.
Из 128 районных и городских исполкомов беларусскоязычная версия только у Глубокского районного и Гродненского городского исполкомов.
Ни на одном из сайтов информация не дублируется в полном объеме.
Google-переводчик не обеспечивает качество (Быховский и Климовичский райисполком, Пинского горисполком)
Контактная информация представлена лучше всего
Коэффициент 42,7% для районных и городских исполкомов; 48,6% – для областных.
Информация о взаимодействии с гражданами – намного хуже
Сведения о госуслугах (административных процедурах) зачастую бессистемные и неполные.
Коэффицент по исполкомам базового уровня - 12,5%, областного - 18%.
В Брестской обл. - единая для всех районов инфосистема по административным процедурам.
Могилевский горисполком – лидер по информации об административных процедурах – 41%
Сайты органов местного управления не обеспечивают размещение информации на двух государственных языках Республики Беларусь: беларусском и русском.
Только 55 из 135 сайтов обеспечивают для слабовидящих и незрячих людей реальную возможность отправить обращение через форму обратной связи.
В ряде случаев даже при наличии технической возможности отправки обращения использовать эту функцию затруднительно по ряду причин:
• отсутствие единого подхода к структуре сайтов, различные названия разделов с формой обратной связи;
• отсутствие разметки сайта для скринридеров;
• ошибки в оформлении навигационных элементов.
Обеспечение доступности для людей с ограничениями по зрению, как правило, не требует дополнительных затрат при проектировании и разработке сайтов
Предлагается: рассматривать обращения, которые направлены только через специальные формы на сайтах. Обращения на электронную почту – не рассматривать (если “иной порядок не определён руководителем”)
Сейчас: законодательство предусматривает два способа подать электронное обращение в госорган: через специальную форму на официальном сайте или письмом на адрес электронной почты
Электронные формы для обращений не являются доступными для всех граждан
Электронные петиции – под угрозой
Мониторинг и оценка доступа к информации госорганов не рассматривается правительством в качестве стратегической задачи.*
Из публичных источников нет сведений о проведении какого-либо контроля прокуратурой, Комитетом государственного контроля либо иными контролирующими органами.
В 2014 году помощник президента - начальник главного идеологического управления
В. Янчевский наделен функциями координации и контроля в сфере информатизации.
*«Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы», подпрограмма «Электронное правительство»
135 сайтов – 135 обращений:
Книга с результатами исследования
Рекомендации по доступности - заказчикам и разработчикам
Типовые разделы - по обращениям граждан и по обжалованию действий чиновников
+ Подробные рекомендации всем облисполкомам и горисполкомам
www.lawtrend.org infolawtrend@gmail.com www.fb.com/lawtrend
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть