Слайд 1Разработчик: проф. кафедры социологии и управления персоналом В.А.Спивак
Материалы к занятию на
тему «Метод кейсов в работе преподавателя»
Слайд 2СИТУАЦИЯ
«Давным-давно в одном старинном королевстве жила юная и прекрасная принцесса.
Она вышла замуж за могущественного и богатого лорда и жила вместе с ним в большом и красивом замке. Принцесса почти все время проводила в одиночестве, потому что лорд часто и надолго уезжал в соседние королевства. Принцессе это очень не нравилось. Она скучала и чувствовала себя брошенной и несчастной, и даже свежая клубника, которую ей неизменно приносили к завтраку, уже не радовала ее. Однажды, когда принцесса гуляла по саду, из леса, который окружал замок, выехал на коне красивый незнакомец. Он увидел принцессу, быстро покорил ее сердце и увез ее с собой.
Но на следующий день незнакомец бесчестно бросил принцессу. Принцесса вдруг поняла, что единственный путь в замок лежит через заколдованный лес, где живет страшный и злой колдун. Опасаясь идти через лес в одиночестве, принцесса нашла своего доброго и мудрого крестного. Она рассказала ему о том, что с нею приключилось. Принцесса каялась в своем поступке и просила крестного помочь ей попасть в замок до того, как туда вернется лорд. Однако крестный был потрясен изменой принцессы и отказал ей в прощении и помощи. Опечаленная, но не потерявшая решимости принцесса, скрыв свою внешность, обратилась к самому благородному рыцарю в королевстве. Выслушав грустную историю, благородный рыцарь предложил верную помощь, но за небольшую плату. Увы! У принцессы не было денег, и рыцарь умчался спасать других прекрасных дам.
Принцессе не к кому было больше обратиться, и тогда она решилась на то, чтобы пойти через заколдованный лес без провожатых. Она выбрала самый безопасный, как ей казалось, путь и уже почти прошла через весь лес, но злой колдун выследил ее. Он позвал огнедышащего дракона, который проглотил несчастную принцессу».
Слайд 3Бланк для реализации метода парных сравнений
Слайд 4Определение метода кейсов
Метод кейсов — это метод активного обучения, основанный на
рассмотрении конкретных деловых ситуаций, казусов, случаев и направленный на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков
Слайд 5Типологии кейсов
1.Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные)
кейсы.
2.Структурированные кейсы-задачи, маленькие наброски, большие неструктурированные, первооткрывательские кейсы.
3.Можно выделить три типа проблемных ситуаций.
Иллюстративный кейс (или описательный). Он призван облегчить студентам понимание теоретических положений.
Открытый кейс. Данный кейс не содержит конкретных вопросов. Важной частью работы студентов является формулирование проблем, стоящих перед анализируемой компанией, и определение возможных путей их решений.
Интерактивный кейс. При работе над ним студенты, помимо изучения предоставленной информации, имеют возможность провести непосредственное интервью с менеджерами исследуемого предприятия, посетить компанию, ознакомиться с процессом производства. Благодаря этому они имеют возможность собрать дополнительную информацию.
4.Типы кейсов (ХИТ ДЖОН, European Case Clearing House (ECCH)
Кейсы-случаи. Это очень краткие кейсы, описывающие один случай. Кейсы этого типа могут использоваться во время лекции или урока для демонстрации того или иного понятия или как тема для обсуждения. Их можно быстро прочитать, и обычно они не требуют от студентов специальной подготовки до начала занятий. Кейсы-случаи полезны при знакомстве с методом кейсов.
Вспомогательные кейсы. Основная цель такого кейса – передать информацию. Это интереснее, чем традиционное чтение или изучение раздаточного материала. Студенты гораздо лучше воспринимают информацию, представленную в виде кейса, чем если бы она была в безличном документе. Типичный вспомогательный кейс может быть использован как основа, на базе которой обсуждаются другие кейсы.
Кейсы-упражнения. Такие кейсы дают студенту возможность применить определенные приемы и широко использовать материал кейсов, когда необходим количественный анализ. Манипулировать цифрами в контексте реальной ситуации гораздо интереснее, чем делать простые упражнения.
Кейсы-примеры. При упоминании слова «кейс» обычно на ум приходят именно этот тип кейсов. Студенту необходимо проанализировать информацию из кейса и выявить наиболее важные связи между различными составляющими. Обычно здесь встает вопрос: почему все произошло неправильно, и как этого можно было избежать?
Комплексные кейсы. Такие кейсы описывают ситуации, где значимые аспекты спрятаны в большом количестве информации, большая часть которой несущественная. Задача студента – отделить важные аспекты от мало значимых и не отвлекать на них внимания. Сложность может состоять в том, что выделенные аспекты могут быть взаимосвязаны.
Кейсы-решения. Эти кейсы – сложнее. Студентам необходимо решить, что они будут делать в сложившихся обстоятельствах, и сформулировать план действий. Для этого студенту необходимо разработать ряд обоснованных подходов и потренироваться в выборе подхода, который больше всего нацелен на успех.
Слайд 6Метод кейсов как интеграция методов
Слайд 7Эффективность метода кейсов
Кейсы доказали свою эффективность для развития следующих навыков:
анализ
и критическое мышление;
принятие решений;
выбор между различными способами действия;
формулирование предположений и заключений;
аргументирование своей точки зрения;
слушание и понимание других;
соединение теории с практикой.
Метод кейсов:
интересен;
представляет для рассмотрения реальные или смоделированные ситуации;
дает возможность применить теоретические концепции и методы;
дает практику обращения со сложными явлениями;
позволяет достичь активности каждого участника, вовлеченности в процесс, эмоциональных подкреплений;
развивает навыки командной работы и коммуникаций.
Слайд 8Ограниченность метода кейсов
Кейсы — это упрощения, модели
Частое отсутствие информации по важным
вопросам
Частое наличие избыточных данных
Неправомерное уравнивание кейса с реальностью
Как правило, ситуация уникальна, а не типична, исследуемая система также уникальна
Субъективность моделей, зачастую подчинение целей кейса текущим задачам обучения, а не стратегическим целям развития человека, включая его воспитание,
Субъективность и ограниченность квалификации преподавателя.
Слайд 9Общая последовательность разработки кейса
Слайд 10Аналитический метод решения проблем
Основные этапы метода:
проанализировать ситуацию, получить все доступные данные,
превратить их с помощью операций мышления в информацию;
определить, сформулировать проблему;
прояснить и согласовать цели, критерии их достижения;
выдвинуть возможные альтернативы решения проблемы;
оценить варианты по принятым критериям и выбрать один из них.
Иногда необходимо также:
разработать план и реализовать выбранный вариант;
оценить полученные результаты с точки зрения достижения целей по выбранным критериям;
если проблема не решена, повторить цикл, начиная с любого признанного целесообразным этапа.
Важный момент — убедиться, существует ли проблема в действительности или перед нами просто задача.
Слайд 11График прохождения дискуссии по Кепнеру-Трежо
Вклад, не относящийся
к делу
Ориентация на
проблему/описание
Ориентация на
причину/постановку диагноза
Ориентация на
действие/решение
Слайд 12Методы повышения эффективности коллективной умственной деятельности
Методы психологической активизации творческого мышления
Методы систематизированного
поиска
Методы направленного поиска
Слайд 13Примерный перечень методов повышения эффективности групповой умственной деятельности
Слайд 14Командные роли (модель Р. Белбина)
Слайд 15Правила поведения в процессе групповой работы
Правила и нормы поведения в группе
зависят от культуры группы, культуры ее лидера и одновременно являются индикаторами культуры (эксплицитными и имплицитными) и степени развития группы. Основой могут служить кодекс Грайса, а при проведении собраний — регламент Роберта.
Доверительный стиль (на «ты»)
Общение по принципу «Здесь и теперь», не отвлекаясь на общие соображения и случаи с другими людьми.
Персонификация высказываний
Искренность в общении: говорим или то, что думаем и чувствуем, или молчим
Конфиденциальность всего происходящего, не выносится за пределы группы
Определение сильных сторон, подчеркивание положительных черт
Недопустимость непосредственных оценок личности
Упор на факты и действия
Поддерживающие коммуникации
Активное участие в происходящем
Уважение к говорящему: внимательно и рефлексивно слушаем, не перебивая и давая возможность высказаться, у каждого есть право голоса и время для высказывания.
См.: Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения/ Авт.-сост. Т.Л.Бука, М.Л.Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – С.10-12.
Слайд 16Метод «Мозговой штурм (брейнсторминг)»
«Мозговой штурм» является коллективным методом поиска изобретательских решений
и новых бизнес идей.
Цель метода
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Мозговой штурм предусматривает ряд правил:
Предлагаемые идеи не критикуются, споры и обсуждения запрещаются.
Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
Поощряется усовершенствование чужих идей.
Идеи излагаются кратко.
Главная цель - получить как можно больше идей.
План действий
Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей
Ознакомить участников с правилами
Четкое формулирование проблемы
После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов
Достоинства метода: Незначительные затраты времени. Универсальность, Эффективность при решении организационных проблем
Слайд 17Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем
присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.
Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения модификаций объекта с неожиданными свойствами.
План действий
Выделить объект, уточнить цель
Выбрать 3-4 случайных объекта
Выписать для каждого из них несколько характерных признаков/свойств
Полученные признаки перенести на фокальный объект – получить новые сочетания
Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи
Оценить новые идеи с точки зрения реализации
Пример
Совершенствуемый объект: Фонарик
Случайные объекты, их характерные свойства или признаки
Очки: солнечные, защитные, модные
Валенки: теплые, мягкие, деревенские
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный
Новые сочетания
Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный
Новые идеи:
Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный
Слайд 18Метод синектики
Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами,
понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т.е. устанавливать ассоциативные связи.
Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, стимулирующих творческие возможности.
Пример:
Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.
Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы.
Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.
Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Этот прием помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею.
Слайд 19Метод коучинга (совместное достижение, развивающее консультирование)
Цель метода
Максимальное повышение результативности личности
в ее персональной и профессиональной деятельности.
Суть метода
Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.
Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.
По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге , в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.
План действий
Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.
Коучинг проходит в несколько этапов.
Определение целей коучинга . Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
Анализ текущей ситуации.
Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
Составление плана действий.
Контроль и поддержка в процессе реализации плана.
Дополнительная информация:
Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
Достоинства метода
Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Недостатки метода
Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
Ожидаемый результат
Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.