Слайд 1 ГБПОУ СПО Колледж автоматизации и информационных технологий
№20 УСП «Авто»
Мастер-класс
Использование системно-деятельностного подхода на учебном занятии по истории как средство достижения метапредметных результатов освоения ОПОП ФГОС по специальностям :
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Организация перевозок и управление на транспорте
Преподаватель:
Шайкин А.А.
Слайд 2
Цель мастер-класса:
познакомится и адаптировать к учебной дисциплине «История» наиболее эффективные,
оптимальные элементы системно-деятельностного подхода для достижения метапредметных результатов обучения на разных этапах занятия.
Материал – История России с IX по XV вв.:
Восточные славяне в древности
Древнерусское государство
Феодальная раздробленность
Монголо-татарское нашествие
Возвышение Московского княжества и централизация государства
Правление Ивана III
Слайд 3Общие замечания
Колледж должен готовить выпускников к профессиональной деятельности, обеспечить его общекультурное,
личностное и познавательное развитие, т.е. реализовать развивающий потенциал среднего профессионального образования
Системно-деятельностный подход как основа нового ФГОСа делает преподавателя не столько источником знаний, сколько организатором познавательной деятельности по принципу: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Системно-деятельностный подход в обучении подразумевает результаты:
- личностные (мотивы деятельности, ценностные ориентации),
- предметные (освоение знаний отдельной дисциплины)
- метапредметные
Слайд 4Метапредметные результаты
Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных
учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и переносимые во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметные знания – ключевой элемент компетентностного подхода. Метопредметный результат – это и есть овладение компетенцией.
По дисциплине «История» метапредметными результатами могут быть:
- умение работать с любыми информационными источниками и использовать информационно-коммуникационные технологии,
- навыки работы в команде,
- самостоятельность определения задач личностного развития и самообразования,
- способность ориентироваться в меняющемся мире и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Слайд 5.
Разница педагогических приёмов и форм занятий при формировании критического и творческого
мышления невелика:
для развития критического мышления преподаватель ставит студента в более жёсткие рамки по форме и содержанию конечного результата
для развития творческого мышления преподаватель предоставляет только тему работы и общие требования студент волен самостоятельно выбрать форму конечного результата
Системно-деятельностный
подход
критическое
мышление
творческое
мышление
Слайд 6
Фазы занятия при системно-деятельностном подходе
актуализация имеющихся знаний
пробуждение интереса к
новой информации
постановка собственных целей обучения
а) таблица б) разминка в) кластер
Вызов
(завязка)
Осмысление (работа с новой информацией)
Рефлексия
(творческая переработка)
получение новой информации
учащиеся соотносят старые знания с новыми
а) фишбоун б) веб-квест в) проектная технология
размышление и рождение нового знания
постановка учеником новых целей обучения
а) тезисы б) синквейн в) ответы на проблемные вопросы
Слайд 7
Самостоятельная работа с историческим источником с применением других данных
Цель –
развивать
навыки критического поиска и систематизации информации из источников разного типа
Данный вид работы удобно использовать при прохождении материала, связанного с перечислением нескольких фактов или явлений, статистическими и цифровыми данными, т.е. с тем, что легко уложить в таблицу.
Этот вид работы можно использовать в качестве введения в тему или в середине занятия при необходимости разрядки ситуации, смены деятельности.
Слайд 8
Расселение восточнославянских племен
«И после этих братьев [Кия, Щека и Хорива]
стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по - славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами».
1. На основании отрывка из «Повести Временных лет»и карты заполните таблицу
Слайд 9Таблица «Расселение восточнославянских племен»
Слайд 10Вызов (challenge) завязка или разминка.
Цель –
активизировать студентов на основе изученного
материала для дальнейшей работы.
Вопросы должны быть простые, требующие однозначного короткого ответа.
Можно проводить в форме исторического диктанта или в форме опроса.
Оценка при разминке второстепенна. Но можно оценивать разными способами:
оценка преподавателя - поощрить активность или проверить диктант
оценка соседа по парте – проверить диктант
самый лучший способ - самооценка, рассчитанная на рефлексию
Слайд 11Вызов (challenge).
1. Кто считается первым новгородским князем?
2. Нашим главным источником
по древнерусской истории является…
3. Кто его автор …
4. В каком году основано Древнерусское государство?
5. Кто его основал?
6. Первой столицей древнерусского государства стал …
7. О чем вам говорят две даты – 907 и 911 гг.?
8. Ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель с целью сбора дани назывался…
9. Кто первым из русских князей принял христианство?
10. «Он всю жизнь провел в походах». Кто?
11. Что произошло в 988 г.?
12. С именем какого князя это связано?
13. Как назывался первый свод законов Древней Руси?
14. Кто такие смерды?
14. Конфликт с отцом, победа над печенегами, свод законов, строительство храмов в Киеве. С чьим именем это связано?
15 Кого из князей считают последним князем Киевской Руси?
Слайд 12Кластер
Цель –
развитие творческих способностей при систематизации материала.
Кластер – это
графический прием систематизации материала в виде грозди.
Кластер (гроздья) в предложенной форме является мини-проектом:
студенты не ограничены в выборе формы схемы и количества «гроздьев», способе отбора материала.
цель для студента – постепенно выработать собственный способ составления конспекта
это творческая переработка, анализ, интерпретация информации, которая чаще всего ведется в группах (может быть в парах и индивидуально)
Слайд 13Феодальная раздробленность на Руси
Феодальная
раздробленность
Особенности периода феодальной раздробленности на Руси
1….
2….
Главные причины феодальной раздробленности
2. 3. 4.
Новгород
Владимиро-
Суздальское
Галицко-Волынское
Слайд 14Веб-квест
Цель –
развитие способностей критического отбора информации, выделения ключевой идеи из объемного
текста
Веб-квест – одна из форм проблемного задания, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.
Работа с литературой, способность из большого текста почерпнуть главное зерно – важный элемент, как на занятиях по истории , так и во внеаудиторной деятельности.
Стратегия работы:
Студент получает проблемный вопрос или тема
Он отбирает несколько сайтов по данной тематике
Составляет в нескольких строках краткую аннотацию каждого из них.
Слайд 15Фишбоун (схема по рыбе)
Цель –
развитие навыка систематизациии перевода вербального (визуального)
текста в схематическую конструкцию.
Фишбоун – схематический способ записи информации в виде рыбной кости. Как известно, любая проблема начинается с головы, поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы.
На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.
Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам.
Студентам предлагается информация (текст или лекция) проблемного содержания и схема для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины.
Лекция или текстовый материал должны быть чётко структурированы под заполнение «рыбы»
Слайд 16Возвышение Московского княжества
На основании лекционного материала заполните схему в форме рыбы
(фишбоун).
Слайд 17Интерактивная лекция
Цель –
способствовать освоению учащимися основных событий изучаемой эпохи и
подвести к пониманию их исторического значения
Интерактивная лекция - форма занятия со студентами, которая объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры.
Она подразумевает:
электронную презентацию,
постоянную обработку студентами информации,
обратную связь в форме вопросов-ответов,
проблемные задания, выполняемые в процессе лекции
постоянный контроль преподавателя за ситуацией на занятии
что информация может быть легко воспроизведена
На основании лекции составить тезисы и отразить в них важнейшие достижения деятельности Ивана III
Слайд 18
Правление Ивана III(1462 - 1505)
Князь придавал особое значение усилению своего влияния
в Новгороде, старейшем центре Русского Государства.
1471 год – первый поход Ивана III на Новгород из-за стремления новгородцев к союзу с Литвой, битва на реке Шелонь, по договору Новгород стал «отчиной» Ивана III
1478 год – второй поход на Новгород из-за нежелания подчиняться великокняжескому суду. Вечевой колокол отвезён в Москву. Марфа Посадница в цепях также отправлена в Москву. Земли новгородских бояр отданы московским служилым людям.
1485 год – поход Ивана III на Тверь и разгром главного соперника Москвы при поддержке местного боярства, не желавшего союза с Литвой
Иван III практически завершает объединение русских земель и становится «Государем Всея Руси», в некоторых источниках именуется «царём», а государство - «Россией».
Слайд 19Свержение монголо-татарского владычества
В 1472 г. После смерти своего брата Юрия Иван
III не разделил его удел между братьями, а полностью включил в состав великокняжеских владений. Они были обижены этим и вступили в союз с Казимиром IV. Войско Ливонского ордена совершило нападение на Псковскую землю. Неспокойно было и в Новгороде.
Хан Ахмат заключил союз с литовским князем и пошел на Русь, но Ивану III удалось привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, а он был ярым противником Золотой Орды.
К концу лета 1480 г. русское и монгольское войска сконцентрировались у реки Угра – притока Оки. В октябре хан Ахмат два раза пытался перейти реку Угру, но был отброшен русскими войсками. Хану Ахмату не помог Казимиру IV, так как отражал натиск крымского хана Менгли-Гирея. Началось великое стояние на реке Угра. Ранняя зима нарушила планы хана Ахмата, он ушел в Орду, следовательно, признал поражение. Это произошло 11 ноября 1480 г.
Итог: таким образом “закончилось стоянием на Угре” и окончательно пало ордынское владычество.
Слайд 20
В 1497 году был принят первый свод законов единого государства. В
нем были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве, которые становились обязательными на всей территории Русского княжества.
“О христианском (крестьянском) отказе”.
А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит.
Вопрос:
О чём идёт речь?
Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала?
СУДЕБНИК 1497 г.
Слайд 21Идеология “Москва – третий Рим”
Автор Филофей
Рим – Константинополь – Москва
Формирование русской
народности
Слайд 22Вывод
На основании приведенных примеров учебных технологий студенты, обучающиеся по указанным специальностям,
овладевают необходимыми общими компетенциями (достигают метапредметных результатов), а именно:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (лекция, текст, карта, таблица, схема);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, кластера, веб-квеста