Маршал авиации презентация

Содержание

Колдунов Александр Иванович (1923 – 1992)

Слайд 1Маршал авиации


Слайд 2Колдунов Александр Иванович
(1923 – 1992)


Слайд 3Крестьянский сын из смоленской деревеньки Мощиново, он был рождён, чтобы стать

Маршалом!



Слайд 4Окончив среднюю школу и Реутовский аэроклуб, Александр упорно стремился в военное

лётное училище.



Слайд 5Ещё накануне войны он подал заявление с просьбой принять его в

Качинскую лётную школу. Но получил отказ: мало лет. Александр пошёл к военкому. Тот только руками развёл : помочь не могу.



Слайд 6
Тогда юноша написал письмо лично К.Е.Ворошилову.

Нарком обороны дал указание направить

Колдунова в лётную школу.

Так Александр оказался в славной Каче…

Слайд 7Он всегда летал чисто и азартно. Весной 1943 года после успешного

окончания курса летной подготовки младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду в Саратов.



Слайд 8Решительный в поступках, он однажды сложил в тощий вещмешок свой солдатский

скарб и устроился в транспортном самолёте, летевшем на фронт. Слава классного пилотажника летела впереди него, и командование 866-го ИАП, на аэродром которого приземлился Ли-2, не воспротивилось «неуставному» пополнению.



Слайд 9
Командир дивизии Герой Советского Союза Б.А.Смирнов, понимая состояние молодого пилота, разрешил

ему остаться в полку. Смело и мужественно сражался Александр. Он хорошо пилотировал самолет, отличался редкой дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелостью.

Слайд 10
В свободное от полётов время он тренировался на земле у стендов

с макетами самолётов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня.
В результате, Колдунов быстро вошёл в строй и начал выполнять ответственные задания.

Слайд 11
Свою первую победу Колдунов одержал в третьем боевом вылете 21 июня

1943 года, сбив над Северским Донцом пикировщик Ju-87. Победа стоила 16 пробоин в его «Яке».

Слайд 12
Через несколько дней его самолёт был подбит на взлёте «упавшей» из

облаков парой «охотников», сам он был ранен.
В этой «нештатной» ситуации 19-летний лётчик не растерялся: выключив двигатель, спланировал и аккуратно посадил истребитель рядом с аэродромом.
Через 2 дня он вышел из госпиталя и вновь поднял свой отремонтированный «Як» в небо.

Слайд 13
Быстро росло его боевое мастерство.
Когда личный счёт Александра дошёл до 5

сбитых самолётов, его назначили командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи.

Слайд 14
Человек безусловной отваги и самообладания, Александр имел аналитический ум, позволявший ему

по крупицам собирать свой и чужой опыт, совершенствовать и многообразить приёмы воздушного боя, развивать интуицию.
Мастерство воздушного боя и состоит в том, чтобы интуитивно соединить удаль и точный расчёт, смелость и техническое мастерство.

Слайд 15
Осенью1943 г. шестерка «Яков», возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом

берегу Днепра.
Вдруг в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Ме-109 и первой же очередью сбил.
В это время два самолёта противника зажали в клещи его ведомого.
Колдунов боевым разворотом зашёл в хвост ближайшему «Мессеру» и сбил его. После этого противник оставил поле боя.

Слайд 16Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр пожёг ведущего, а затем

с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал 3 победы и довёл их число до 10.



Слайд 17
Вскоре он был назначен комэском, став признанным асом в полку и

в дивизии.
866-ой ИАП с приходом Колдунова воевал исключительно сильно.
За вторую половину 1943 г. под Белгородом и Изюмом, над Днепром и в Никопольской операции лётчики полка сбили в воздушных боях 171 самолет противника, потеряв в боях и катастрофах лишь 6 человек лётного состава.

Слайд 18
В воздушных боях возле города Изюм полку пришлось столкнуться с сильнейшей

истребительной эскадрой противника JG2 «Рихтгофен», в которой служили прославленные немецкие Асы.
Однако наши лётчики смело вступали с ними в бой и добивались успеха.
Несколько вражеских самолётов сбил и Александр Колдунов.

Слайд 19
Особенно ярко талант Колдунова раскрылся в боях 1944 года.
Донесения о его

победах внешне напоминают эпизоды героических романов или голливудских триллеров, когда не знающий поражения герой уверенно идёт от победы к победе.

Слайд 20
Официально Колдунов уничтожил почти полсотни вражеских самолётов, не потеряв ни одной

своей машины...
Здесь и «охотник», неосторожно «выпавший» на его «Як» и с переворота сбитый прямо над командным пунктом, и пара Ме-109, блокировавшая аэродром и прозевавшая возвращение хозяина, и десятки других «Мессеров», «Юнкерсов» и «Фоккеров», сбитых им в Запорожье и под Одессой, над Днестром и Дунаем, в небе Болгарии и Венгрии.

Слайд 21Колдунов участвовал во многих воздушных схватках при освобождении городов и сёл

Украины, Донбасса и Молдавии. Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конникам генерала Плиева.

Конная дивизия прорвалась глубоко в тыл противника.
Над линией фронта их атаковали 18 пикировщиков Ju-87. Они летели бомбить наши войска, а тут такая добыча – транспортные Ли-2 под охраной всего 4 истребителей.
Трудно пришлось тогда Александру и его товарищам.
Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, им удалось дать отпор противнику и сбить 5 «Юнкерсов», из них 2 были на счету Колдунова.


Слайд 22
Но и самолёт Александра в том бою получил повреждение – было

разбито правое крыло.
Позже инженеры удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолёте!

Слайд 23
Зато все Ли-2, сбросив груз, вернулись на свой аэродром.
Что же случилось

тогда в воздухе?
Ведь Колдунов, настоящий виртуоз, мог в критический момент отвернуть, уйти от огневой трассы противника.
Но тогда был бы уничтожен прикрываемый им транспортный Ли-2, а на его борту – экипаж, ценный груз.
И лётчик сознательно принял удар на себя…

Слайд 24
К тому времени Александр имел на счету 22 сбитых самолёта противника.
«Хозяином

неба» называли в дивизии 20-летнего паренька, а товарищи дали ему прозвище «Колдун».

Слайд 25
Даже немецкие радионаводчики

частенько предупреждали своих:

«Ахтунг!

Ахтунг! Колдун!»

Слайд 26
Вскоре после майских праздников 288-ю истребительную дивизию посетил высокий гость –

бывший министр авиации Франции, господин Пьер Кот, человек весьма недоверчивый, и попросил показать, как летают молодые пилоты.
Показать своё лётное мастерство в технике пилотирования было доверено Колдунову!

Слайд 27
Колдунов взлетел.
Через несколько минут он появился над командным пунктом.
На высоте 20

метров на большой скорости он перевернул самолёт «на спину», пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа.

Слайд 30Бывший министр был в восторге: «Вот это солдат! Вот это лётчик!»


Слайд 31
В полном восторге от полёта молодого лётчика министр захотел познакомиться с

ним лично.
Перед гостем предстал худощавый высокий пилот в солдатской шинели. Лётного обмундирования в то время не хватало, и Колдунов, прямо скажем, не смотрелся.
Рукава шинели чуть ли не по локоть, кирзовые сапоги с короткими голенищами…Но не смущается!
Наградой молодому лётчику стали золотые часы!

Слайд 32В начале августа 1944 года над селом Граденицы Белявского района Одесской

области шестёрка Колдунова, ставшего к тому времени Героем Советского Союза, уничтожила 2 вражеских самолёта.

Колхозник этого села, Герасим Александрович Богатченко, пожелал купить на свои деньги новейший самолёт-истребитель и вручить его командиру отважной группы.
Осенью 1944 года капитану А.И.Колдунову торжественно вручили «именной» Як-3 с надписью: «От колхозника Богатченко Г.А.»


Слайд 33На этой машине Александр участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии,

Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

Через некоторое время Колдунов отправил первый «рапорт» колхознику: « Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит 5 стервятник на вашем самолёте. Обещаю число звёзд на нём увеличить. Машина отличная».
На самолёте-подарке Колдунов участвовал во многих боях.
Позднее этот Як-3 был передан румынскому правительству, и находился в Бухарестском Доме пионеров.


Слайд 3420 октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций был сбит самолёт

командира звена 707-го штурмового авиаполка лейтенанта М.И.Антипова. Лётчик приземлил Ил-2 «на живот» у железнодорожного полустанка в районе города Скопле.

Ведомый Антипова, лётчик Дорохов, посадил свою машину рядом с товарищами и хотел вывезти их, но штурмовик увяз в грязи.
В это время противник устремился к нашим лётчикам.
Им пришлось залечь, отстреливаясь из пистолетов.


Слайд 35Это увидел Колдунов, случайно оказавшийся в том районе. Они со своим

напарником прижали врагов огнём, не давая им поднять головы. Воспользовавшись этим, лётчики-штурмовики выкатили Ил-2 на подходящее для взлёта место, кое-как разместились и Антипов пошёл на взлёт. Вскоре они были на своём аэродроме.



Слайд 36
7 ноября 1944 года в районе города Ниш (Югославия) Александр Колдунов

совершил настоящий подвиг.
В этот день две группы американских самолётов Р-38 «Лайтнинг» атаковали части советских войск 37-ой Армии, двигающиеся походным маршем.
Для отражения налёта была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым.

Слайд 37Ему было передано указание Командарма, сделать всё возможное, чтобы привлечь внимание

американцев, дать им понять, что мы – союзники. Сделать это было трудно, т.к. была неизвестна радиоволна их обмена.

А тем временем две группы, по 25-30 машин каждая, уже начали штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая её пулемётно-пушечным огнём с малых высот, а другая атаковала наши взлетающие истребители.
В результате завязавшегося боя было сбито 4 американских истребителя типа «Лайтнинг». Наши потери – 2 экипажа.


Слайд 38С каждой минутой обстановка накалялась. Капитан Колдунов решил рискнуть – он

устремился навстречу ведущему американской группы. Можно было подумать, что этот маневр закончится атакой. Но Колдунов не стрелял, а «Лайтнинги» открыли по нему огонь… Колдунов упорно приближался к намеченной цели. Вот его самолёт смешался с машинами союзников, ещё секунда – и Александр, оттеснив ведомого от командира американской группы, притёрся к нему вплотную. «Лайтнинги уже не могли вести по нему огонь, боясь одновременно поразить и своего командира. Всё это произошло в считанные секунды. Вскоре американские лётчики прекратили огонь и повернули назад…



Слайд 39- Колдун! Ты английский знаешь? Как ты с ними разговаривал?
- Очень

просто,- ответил Александр,- на лётном языке. Зажал ручку управления между колен, поднял руки, соединил ладони в рукопожатии, а потом постучал кулаком по лбу – намекнул, что мы союзники. Вот и всё…
- Подожди, уточним перевод твоего лётного языка. Значит, ты сказал приблизительно так – Босс, ты дурак! Соображать надо!
- Ну…примерно, - улыбнувшись, согласился Колдунов, - жить-то и ему охота!...

Когда наши самолёты приземлились, все бросились к машине Колдунова. Пилотам хотелось узнать, как это ему удалось прекратить атаки «Лайтнингов».


Слайд 40
С тех пор прошло много лет. Оценим по достоинству подвиг Александра

Колдунова.
Представим себе такую ситуацию – нашим лётчикам не удалось разъяснить американцам ситуацию и они продолжили бы штурмовать наши войска.
Тогда нам пришлось бы поднять в воздух весь полк, а то и 2-3, и тогда доброй половины «Лайтнингов» на авиабазе близ города Бари союзники не досчитались бы.
Колдунова, проявившего смелость и находчивость в сложившейся обстановке, командование наградило орденом Красного Знамени.

Слайд 418 декабря 1944 года Колдунов стоял около своего истребителя и наблюдал,

как товарищи один за другим сажали машины. В этот момент на горизонте появилась тёмная точка, и скоре стало видно, что это Ю-88. Немец рассчитал точно. Возвращавшиеся самолёты не могли помешать ему разведать аэродром. С КП поступил приказ: Колдунову немедленно взлететь и уничтожить «юнкерс». Пока «Як» взлетал и набирал высоту, немецкий самолёт развернулся в сторону фронта и скрылся в облаках. Колдунов уверенно направил свою машину за ним. Тёмная пелена окружила его. Секунды тянутся бесконечно долго. Но вот самолёт вынырнул из облаков. И сразу же Колдунов увидел впереди противника. «Юнкерс» находился ниже его, чуть в стороне. Колдунов развернул самолёт и стал сближаться. Но враг попался опытный. Заметив истребитель, он стал снижаться, прижимаясь к земле и стараясь уйти. «Не уйдёшь»,- подумал Колдунов и, спикировав, зашёл ему в хвост.



Слайд 42Догнать во что бы то ни стало! Разведчик должен быть уничтожен!
И

вот «юнкерс» на дистанции огня. Колдунов выпустил две пулемётные очереди, но противник продолжал лететь.
Колдунов как бы слился со своим «яком» в одно целое. Все мышцы напряжены, во рту пересохло. Нужно подойти ближе. Секунда, другая, пора…
И две длинные очереди одна за другой впились во вражескую машину.
«Юнкерс» покачнулся, стал терять высоту. Ещё очередь. Вражеская машина задымила и рухнула.

Слайд 43
В последних числах декабря Александр получил задание срочно доставить пакет Штаба

Армии командиру одной из авиачастей.
Подлетая на своём «Яке» к аэродрому назначения, Колдунов заметил, что два «Ме-109» штурмуют наши самолёты.
Он с ходу атаковал противника на выходе с пикирования и сбил ведущего. Ведомый пытался горкой уйти за облака, но Александр настиг его и в упор расстрелял.
Благополучно посадив машину, он вручил пакет командиру части.

Слайд 44
Подчинённые любили Колдунова и гордились своим прославленным командиром.
Всё, чему учил он

их на земле, подкреплялось примером в воздушных боях.

Слайд 45В начале 1945 г. командующий воздушной армией приказал Колдунову подобрать пять

лучших лётчиков, чтобы создать шестёрку особого назначения, так называемую «группу по расчистке воздуха». Подбирать лётчиков долго не пришлось. Лучшими в воздушной армии были его ведомые, которых он научил мастерству воздушного боя и умению побеждать врага в любой обстановке. Капитаны Шишов и Сидоренко, лейтенанты Сурнев, Шамонов и Гурьев вместе с Колдуновым образовали знаменитую шестёрку, наводившую ужас на фашистских стервятников.

Иногда шестёрка делала по 3-4 вылета в день, атакуя любую по численности вражескую группу.
Всего до конца войны они сбили 32 вражеских самолёта, из которых 15 сбил лично Колдунов.
Самая прославленная шестёрка потерь не имела.


Слайд 46Зимой 1944-1945 годов Колдунов продолжил список побед в боях над Венгрией,

за три месяца сбив 15 неприятельских самолётов.



Слайд 47
В начале 1945 г. в боях у озера Балатон Колдунов участвовал

в сражении с большими группами самолётов противника и неизменно выходил победителем.
Так, 3 марта восьмёрка истребителей, возглавляемая Александром, отразила налёт 18 FW-190, гружённых бомбами, в сопровождении 12 Ме-109, пытавшихся атаковать наши сухопутные войска.
В этом бою было уничтожено 6 вражеских самолётов, 2 из них сбил Колдунов.
На следующий день его эскадрилья вела бой с 26 самолётами противника и сбила ещё 5 вражеских машин.

Слайд 48
В районе Будапешта наши пилоты не раз встречались с немецкими «охотниками»,

летавшими на «Мессерах», размалёванных драконами и тузами.
В феврале 1945 г. для борьбы с ними была выделена отдельная группа – шестёрка советских лётчиков, во главе с Колдуновым.
Лишь за 7 дней боёв наши пилоты уничтожили 22 самолёта противника, а всего за 3 месяца – 35 самолётов. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

Слайд 49Трудно перечислить все боевые задания, которые приходилось выполнять Александру Колдунову. Не

раз его товарищам приходилось наблюдать, как он создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не выбирался.



Слайд 50Свой последний бой он провел западнее Вены с пятёркой «Фоккеров», гружённых

бомбами. Шли они спокойно, видимо не ожидая встречи с нашими летчиками. Кодунов стремительно атаковал ведущего. Тот, не успев сбросить бомбы, взорвался в воздухе.



Слайд 51Александр тут же зашёл в хвост второму FW-190. Короткая очередь –

и объятый пламенем самолёт противника устремился к земле.

Через несколько дней после этого вылета война закончилась…


Слайд 52
Менее двух лет молодой лётчик провёл на фронте.
К концу войны командир

3-й эскадрильи 866-го истребительного авиаполка майор А.И.Колдунов выполнил 412 боевых вылетов на Як-1, Як-9, Як-3.
Проведя 96 воздушных боёв, уничтожил лично 46 самолётов противника.
Он стал самым результативным лётчиком, сражавшимся на «Яках».
23 февраля 1948 года, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Александр Колдунов был награждён второй медалью «Золотая Звезда».



Слайд 54
После войны Александр Иванович остался на службе в ВВС.
Окончив Военно-Воздушную академию,

командовал авиационным полком, дивизией.
Генерал-лейтенант авиации А.И.Колдунов летал до 1965 года.
Последний освоенный им тип самолёта МиГ-21.

Слайд 55МиГ-21


Слайд 56
В 1975 году генерал-полковник авиации А.И.Колдунов был назначен первым заместителем, а

в 1978 году – Главкомом войск ПВО, заместителем Министра обороны СССР.
В 1984 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации.

Слайд 58
Умер 7 июня 1992 года


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика