Слайд 1Максим Дормидонтович Михайлов
(1893 – 1971)
Слайд 2Начало пути
Родился Максим Дормидонтович 13 августа 1893 года в деревне Кольцовка
Вурнарского района в бедной крестьянской семье. Учился два года в своей деревне, затем перешел в земскую школу, которая находилась в двух километрах от Кольцовки. В понедельник уходил с сумкой за плечами, с хлебом, а в субботу - обратно домой. В земской школе был хор, в котором он пел тогда еще дискантом и бал даже солистом.
Однажды в школу приехал брат сельского священника – учитель К.Н. Поливанов. Послушав пение, он увез его к себе в школу в селе Бетьки, что за Казанью. Если бы не этот педагог - большой любитель музыки, первый обративший внимание на незаурядный голос мальчика, то талант Михайлова мог остаться незамеченным и не стал бы достоянием народа.
Слайд 3Церковная служба
Семнадцатилетним юношей Михаил приехал в Казань искать счастья. Две недели
ходил в поисках работы, но смог устроиться лишь грузчиком на пристани. Позже его приняли в хор Спасского монастыря, в это же время он стал вольнослушателем пасторских курсов.
Многим был обязан Михайлов профессору Казанского музыкального училища, вокалисту Ф.А. Ошустовичу. Вскоре после первой встрече с профессором в одной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под названием «Многообещающий бас Михайлов» (1913). Это была рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого певца. Автора статьи потрясло выступление Михайлова на ученическом концерте, где он исполнил две арии – из оратории Генделя и Варяжского гостя из оперы «Садко», а также песню «Соловьем залетным».
По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтович вынужден был вернуться к культовому пению. Он служил в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, а с 1924 года – в Москве (храм Василия Кессарийского).
Низкий бархатный голос Михайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить музыкальное дарование. Верующие и неверующие не упускали случая, чтобы послушать песнопение знаменитого протодьякона. Всех желающих его послушать не вмещала церковь, люди заполняли не только паперть, но и тротуары.
Когда Михайлов попал в Москву, мечта о светском пении окончательно одолела его.
Слайд 4Сцена Большого театра
Его не оставляла мечта о работе в театре. Он
посещал все оперные спектакли, изучая репертуар, а также брал уроки вокала у В.В. Осипова. В 1930 году Михайлов ушёл из церкви и поступил в оперную труппу Радиоцентра. Он участвовал в оперных спектаклях, по радио звучали русские песни и романсы в его исполнении. В конце 1932 года певец был приглашён в труппу Большого театра. 7 января 1933 года Михайлов впервые пел партию Варяжского гостя в опере «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел большой успех у публики. Сразу завоевав любовь московских любителей оперы, он спел здесь почти все ведущие басовые партии
Слайд 5Основные партии опер
-Кончак (“Князь Игорь”),
- Пимен и Варлаам (“Борис Годунов”),
-Варяжский
гость (“Садко”),
-Чуб (“Черевички” Чайковского),
-Светозар (“Руслан и Людмила”),
-Дед Мороз (“Снегурочка”),
-Собакин (“Царская невеста”),
-Гремин (“Евгений Онегин”),
-Иван Сусанин («Иван Сусанин»).
Слайд 6На сцене Большого театра
Михайлов достойно вошел в труппу ведущих оперных певцов
Большого театра. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Борисова, Козловский, Лемешев, Пирогов, Рейзен, Ханаев и другие. Очень хорошо отзывался о нем Ф.И. Шаляпин. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве – Максим Дормидонтович Михайлов…Большой театр не обеднел…Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему».
Слайд 7Гастроли
В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидонтович был вместе с защитниками
Родины – выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов. («Вечная слава»)
Почти четверть века (1932-1958) звучал неповторимый голос М.Д. Михайлова со сцены Большого театра. Спел он в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. От Мурманска до Ташкента, от Москвы до Сахалина протянулись маршруты его многочисленных гастрольных поездок. Михайлова слушали в 12 странах Европы и Азии.
Не раз бывал Максим Дормидонтович и у себя на родине – выступал в Чебоксарах («Песня о Чапаеве») , в родной Кольцовке. Навсегда запомнилось его исполнение русских народных песен с хором Чувашского радио и заслуженной артисткой Чувашии А.Г. Казаковой (сентябрь 1956 г.).
Слайд 8Признание
В 1940 году М.Д. Михайлов стал народным артистом СССР, он награжден орденами
Ленина и Трудового Красного Знамени, дважды (1941, 1942) ему присуждалась Государственная премия СССР.
Умер М.Д. Михайлов 30 марта 1971 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме № 15 по улице Горького (ныне ул. Тверская), где жил певец, установлена мемориальная доска.
Имя нашего великого земляка, истинно русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова навсегда осталось в истории музыкальной культуры России и Чувашии.
В память о выдающемся артисте в столице республики Чебоксарах с 1991 года проходит ежегодный Международный оперный фестиваль имени М. Михайлова, на который съезжаются известные певцы из многих стран мира. Непременный участник этих больших музыкальных форумов – внук Максима Дормидонтовича Максим Игоревич Михайлов, солист Большого театра, народный артист Чувашской Республики.
Слайд 9Анна Григорьевна Казакова
(1903 - 1968)
Родилась А. Казакова в деревне Кошки
- Новотимбаево Буинского уезда (ныне Республики Татарстан).
Поступив в 1921 году в Симбирскую чувашскую учительскую школу (в то время Практический институт народного образования), Анна Григорьевна стала учиться у С. М. Максимова, который неоднократно отмечал ее хорошие музыкальные данные. "Если бы не его отеческая забота о моем образовании, может, я и не стала бы певицей," - вспоминала впоследствии артистка.
В 1925 году, по совету Ф. П. Павлова, Анна Казакова переезжает в Чебоксары и начинает петь в Чувашском государственном хоре (ныне Государственный ансамбль песни и танца), где более тридцати лет оставалась его ведущей солисткой. Чтобы усовершенствовать свое вокальное мастерство, параллельно работе А. Казакова обучалась в Чебоксарском музыкальном техникуме. Ее наставниками были известные композиторы Ф. П. Павлов, В. П. Воробьев, С. М. Максимов, В. М. Кривоносов, И. В. Люблин.
В тридцатые годы ей посчастливилось петь в сопровождении симфонического оркестра под управлением ленинградского дирижера Г. И. Благодатова, работавшего в то время в Чебоксарах. Она исполнила вокальную партию в "Чувашской симфонии" В. Иванишина, премьера которой состоялась 9 ноября 1937 года.
Слайд 10Легендой стали выступления Анны Григорьевны и нашего знаменитого земляка народного артиста
СССР М. Д. Михайлова совместно с хором Чувашского радио. Это произошло в один из приездов в Чебоксары знаменитого солиста Большого театра.
В послевоенные годы Анна Григорьевна еще долго оставалась одной из ведущих солисток Чувашского ансамбля песни и танца. Именно ей чувашские композиторы доверяли первое исполнение и запись на пленку своих лучших вокальных сочинений, которые по сей день звучат в эфире Чувашского радио.
Анна Григорьевна Казакова получила всеобщее народное признание. Ей одной из первых чувашских певцов было присвоено почетное звание Заслуженной артистки Чувашской Республики.