Слайд 1
Лекция №2
«ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ДИСКУРСА»
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Интегративно-целостный подход позволяет:
обнаружить философско-педагогическое основания для объяснения истоков неоднородности, множественности, мозаичности
                                                            
                                    педагогического дискурса;
показать закономерности и принципы, действенность и жизнеспособность предлагаемой модели процесса проектирования педагогического дискурса.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Педагогический дискурс 
(мы определили данное понятие)– 
  это объективно существующая
                                                            
                                    динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую, обеспечивающая приобретение обучаемыми опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросообразной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Аспекты педагогического дискурса:
цель, 
участники, 
образовательная среда, 
содержательная составляющая, 
условия общения, 
стилистическая
                                                            
                                    специфика педагогического взаимодействия. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51.Цель педагогического дискурса носит трехкомпонентный характер:
в профессиональной области - формирование ключевых
                                                            
                                    компетентностей участников образовательного процесса, 
в общественной жизни - полноценная социализация личности в обществе, 
в личностной сфере - становление самоценной личности. 
  Общая цель педагогического дискурса заключается в создании условий для развития гуманистической личности , способной к самореализации в постоянно меняющемся современном мире.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 62. Участники:
  Характеристика участников педагогического дискурса включает анализ их статусно-ролевых
                                                            
                                    функций, мотивов, ценностей, профессионально значимых личностных качеств, индивидуальной интерпретации смыслов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 73. Образовательная среда:
  Создание гуманитарной образовательной среды в учреждении предполагает
                                                            
                                    обеспечение определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационно-управленческого, методического и психологического характера, обеспечивающих обретение обучающимися гуманитарной культуры и стимулирующих собственную культуросообразную деятельность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 84. Содержание:
  переход от академического изложения содержания образования к построению
                                                            
                                    в ходе профессионально-педагогической подготовки «живого знания» (В.П. Зинченко). Возникает сложная педагогическая проблема преобразования содержания образования из безличной формы всеобщности в личностную педагогическую культуру учителя. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 95. Условия общения:
  Общение происходит в рамках определенного социального института.
                                                            
                                    Стратегия поведения участников дискурса, коммуникативная доминанта, учет социально, культурно, личностно значимых условий и обстоятельств конкретной коммуникативной ситуации определяются типом общения (личностно или статусно ориентированное), а также целями данного педагогического дискурса.	 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 106. Стиль взаимодействия:
  Совместная деятельность участников образовательного процесса, преследующий педагогическую
                                                            
                                    цель, опирающийся на установленные нормы и ценности, имеющая следствием изменения в ценностях, установках, деятельности, личностном миропонимании, поведении, развитии соответствующих знаний, умений, навыков и формировании компенций. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
  «Определение принципов практической деятельности есть не исходный пункт исследования,
                                                            
                                    а его заключительный этап, поскольку принципы верны лишь тогда, когда соответствуют сущности этой деятельности» (И.Ф. Харламов) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Классические педагогические принципы:
гуманизм, 
человекосообразности (природосообразности), 
демократизации, 
индивидуализации, 
целостности, 
целенаправленности, 
системности, 
культуросообразности.
                                                            
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Принципы проектирования педагогического дискурса:
научно-теоретические - принципы системности, целостности, культуросообразности;
психолого-педагогические - принципы
                                                            
                                    диалогичности, рефлексивности, коммуникативного сотрудничества, личностно-смысловой контекстности, субъектной активности;
организационно-практические - принципы прогностичности, конструктивности, обратной связи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Принцип диалогичности 
  «Диалог - это столкновение разных умов, разных
                                                            
                                    истин, несходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру» (М.М. Бахтин). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Принцип культуросообразности
  Каждый участник проектирования дискурса во все большей мере
                                                            
                                    становится автономным интерпретатором усвоенных и творцом новых культурных образцов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Принцип коммуникативного сотрудничества 
  Установка на взаимное понимание друг друга,
                                                            
                                    интерес к личности партнера, благожелательное стремлением пойти навстречу в понимании, не исключающем при этом противоположность личных позиций партнеров по коммуникации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Принцип рефлексивности 
  Каждый субъект новое, принятое внеоценочным образом знание,
                                                            
                                    «впущенное» в пространство своего сознания, должен осмыслить, соотнеся с кругом проблем, задач, вопросов, которые не решены в рамках его собственного парадигмального пространства». 
«Я» - «МЫ» - «Я» 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Принцип личностно-смысловой контекстности 
  Контекстное осмысление педагогического дискурса, т.к. для
                                                            
                                    современной педагогической теории и практики как личностно ориентированной гуманитарной области знания существует лишь контекстное толкование любого понятия и явления. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Принцип субъектной активности 
Способность к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих
                                                            
                                    педагогическую природу; 
оценка целесообразности и обоснованности внесения различных по масштабу авторских модификаций в педагогический дискурс; 
оригинальность выбора средств, способов и приемов своей деятельности для достижения намеченного конечного результата. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Принцип прогностичности 
  Постепенный переход от проектного замысла через формулирование
                                                            
                                    целей, задач, реализацию намеченной программы и структурирование действий в определенной преобразовательной логике, к получению желаемого конечного продукта и его экспертизе на основании заранее выработанных критериев. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Принцип обратной связи 
  Получение информации о результативности и соответствующая
                                                            
                                    корректировка дальнейших действий.