Слайд 1
Лекция №2
«ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ДИСКУРСА»
Слайд 2Интегративно-целостный подход позволяет:
обнаружить философско-педагогическое основания для объяснения истоков неоднородности, множественности, мозаичности
педагогического дискурса;
показать закономерности и принципы, действенность и жизнеспособность предлагаемой модели процесса проектирования педагогического дискурса.
Слайд 3Педагогический дискурс
(мы определили данное понятие)–
это объективно существующая
динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую, обеспечивающая приобретение обучаемыми опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросообразной деятельности.
Слайд 4Аспекты педагогического дискурса:
цель,
участники,
образовательная среда,
содержательная составляющая,
условия общения,
стилистическая
специфика педагогического взаимодействия.
Слайд 51.Цель педагогического дискурса носит трехкомпонентный характер:
в профессиональной области - формирование ключевых
компетентностей участников образовательного процесса,
в общественной жизни - полноценная социализация личности в обществе,
в личностной сфере - становление самоценной личности.
Общая цель педагогического дискурса заключается в создании условий для развития гуманистической личности , способной к самореализации в постоянно меняющемся современном мире.
Слайд 62. Участники:
Характеристика участников педагогического дискурса включает анализ их статусно-ролевых
функций, мотивов, ценностей, профессионально значимых личностных качеств, индивидуальной интерпретации смыслов.
Слайд 73. Образовательная среда:
Создание гуманитарной образовательной среды в учреждении предполагает
обеспечение определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационно-управленческого, методического и психологического характера, обеспечивающих обретение обучающимися гуманитарной культуры и стимулирующих собственную культуросообразную деятельность.
Слайд 84. Содержание:
переход от академического изложения содержания образования к построению
в ходе профессионально-педагогической подготовки «живого знания» (В.П. Зинченко). Возникает сложная педагогическая проблема преобразования содержания образования из безличной формы всеобщности в личностную педагогическую культуру учителя.
Слайд 95. Условия общения:
Общение происходит в рамках определенного социального института.
Стратегия поведения участников дискурса, коммуникативная доминанта, учет социально, культурно, личностно значимых условий и обстоятельств конкретной коммуникативной ситуации определяются типом общения (личностно или статусно ориентированное), а также целями данного педагогического дискурса.
Слайд 106. Стиль взаимодействия:
Совместная деятельность участников образовательного процесса, преследующий педагогическую
цель, опирающийся на установленные нормы и ценности, имеющая следствием изменения в ценностях, установках, деятельности, личностном миропонимании, поведении, развитии соответствующих знаний, умений, навыков и формировании компенций.
Слайд 11
«Определение принципов практической деятельности есть не исходный пункт исследования,
а его заключительный этап, поскольку принципы верны лишь тогда, когда соответствуют сущности этой деятельности» (И.Ф. Харламов)
Слайд 12Классические педагогические принципы:
гуманизм,
человекосообразности (природосообразности),
демократизации,
индивидуализации,
целостности,
целенаправленности,
системности,
культуросообразности.
Слайд 13Принципы проектирования педагогического дискурса:
научно-теоретические - принципы системности, целостности, культуросообразности;
психолого-педагогические - принципы
диалогичности, рефлексивности, коммуникативного сотрудничества, личностно-смысловой контекстности, субъектной активности;
организационно-практические - принципы прогностичности, конструктивности, обратной связи.
Слайд 14Принцип диалогичности
«Диалог - это столкновение разных умов, разных
истин, несходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру» (М.М. Бахтин).
Слайд 15Принцип культуросообразности
Каждый участник проектирования дискурса во все большей мере
становится автономным интерпретатором усвоенных и творцом новых культурных образцов.
Слайд 16Принцип коммуникативного сотрудничества
Установка на взаимное понимание друг друга,
интерес к личности партнера, благожелательное стремлением пойти навстречу в понимании, не исключающем при этом противоположность личных позиций партнеров по коммуникации.
Слайд 17Принцип рефлексивности
Каждый субъект новое, принятое внеоценочным образом знание,
«впущенное» в пространство своего сознания, должен осмыслить, соотнеся с кругом проблем, задач, вопросов, которые не решены в рамках его собственного парадигмального пространства».
«Я» - «МЫ» - «Я»
Слайд 18Принцип личностно-смысловой контекстности
Контекстное осмысление педагогического дискурса, т.к. для
современной педагогической теории и практики как личностно ориентированной гуманитарной области знания существует лишь контекстное толкование любого понятия и явления.
Слайд 19Принцип субъектной активности
Способность к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих
педагогическую природу;
оценка целесообразности и обоснованности внесения различных по масштабу авторских модификаций в педагогический дискурс;
оригинальность выбора средств, способов и приемов своей деятельности для достижения намеченного конечного результата.
Слайд 20Принцип прогностичности
Постепенный переход от проектного замысла через формулирование
целей, задач, реализацию намеченной программы и структурирование действий в определенной преобразовательной логике, к получению желаемого конечного продукта и его экспертизе на основании заранее выработанных критериев.
Слайд 21Принцип обратной связи
Получение информации о результативности и соответствующая
корректировка дальнейших действий.