Лекция №2ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОДИСКУРСА презентация

Содержание

Интегративно-целостный подход позволяет: обнаружить философско-педагогическое основания для объяснения истоков неоднородности, множественности, мозаичности педагогического дискурса; показать закономерности и принципы, действенность и жизнеспособность предлагаемой модели процесса проектирования педагогического дискурса.

Слайд 1 Лекция №2 «ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»


Слайд 2Интегративно-целостный подход позволяет:
обнаружить философско-педагогическое основания для объяснения истоков неоднородности, множественности, мозаичности

педагогического дискурса;
показать закономерности и принципы, действенность и жизнеспособность предлагаемой модели процесса проектирования педагогического дискурса.


Слайд 3Педагогический дискурс (мы определили данное понятие)–
это объективно существующая

динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую, обеспечивающая приобретение обучаемыми опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросообразной деятельности.

Слайд 4Аспекты педагогического дискурса:
цель,
участники,
образовательная среда,
содержательная составляющая,
условия общения,
стилистическая

специфика педагогического взаимодействия.

Слайд 51.Цель педагогического дискурса носит трехкомпонентный характер:

в профессиональной области - формирование ключевых

компетентностей участников образовательного процесса,
в общественной жизни - полноценная социализация личности в обществе,
в личностной сфере - становление самоценной личности.

Общая цель педагогического дискурса заключается в создании условий для развития гуманистической личности , способной к самореализации в постоянно меняющемся современном мире.

Слайд 62. Участники:
Характеристика участников педагогического дискурса включает анализ их статусно-ролевых

функций, мотивов, ценностей, профессионально значимых личностных качеств, индивидуальной интерпретации смыслов.

Слайд 73. Образовательная среда:
Создание гуманитарной образовательной среды в учреждении предполагает

обеспечение определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационно-управленческого, методического и психологического характера, обеспечивающих обретение обучающимися гуманитарной культуры и стимулирующих собственную культуросообразную деятельность.

Слайд 84. Содержание:
переход от академического изложения содержания образования к построению

в ходе профессионально-педагогической подготовки «живого знания» (В.П. Зинченко). Возникает сложная педагогическая проблема преобразования содержания образования из безличной формы всеобщности в личностную педагогическую культуру учителя.

Слайд 95. Условия общения:
Общение происходит в рамках определенного социального института.

Стратегия поведения участников дискурса, коммуникативная доминанта, учет социально, культурно, личностно значимых условий и обстоятельств конкретной коммуникативной ситуации определяются типом общения (личностно или статусно ориентированное), а также целями данного педагогического дискурса.

Слайд 106. Стиль взаимодействия:
Совместная деятельность участников образовательного процесса, преследующий педагогическую

цель, опирающийся на установленные нормы и ценности, имеющая следствием изменения в ценностях, установках, деятельности, личностном миропонимании, поведении, развитии соответствующих знаний, умений, навыков и формировании компенций.

Слайд 11
«Определение принципов практической деятельности есть не исходный пункт исследования,

а его заключительный этап, поскольку принципы верны лишь тогда, когда соответствуют сущности этой деятельности» (И.Ф. Харламов)

Слайд 12Классические педагогические принципы:
гуманизм,
человекосообразности (природосообразности),
демократизации,
индивидуализации,
целостности,
целенаправленности,
системности,
культуросообразности.



Слайд 13Принципы проектирования педагогического дискурса:
научно-теоретические - принципы системности, целостности, культуросообразности;
психолого-педагогические - принципы

диалогичности, рефлексивности, коммуникативного сотрудничества, личностно-смысловой контекстности, субъектной активности;
организационно-практические - принципы прогностичности, конструктивности, обратной связи.

Слайд 14Принцип диалогичности
«Диалог - это столкновение разных умов, разных

истин, несходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру» (М.М. Бахтин).

Слайд 15Принцип культуросообразности
Каждый участник проектирования дискурса во все большей мере

становится автономным интерпретатором усвоенных и творцом новых культурных образцов.

Слайд 16Принцип коммуникативного сотрудничества
Установка на взаимное понимание друг друга,

интерес к личности партнера, благожелательное стремлением пойти навстречу в понимании, не исключающем при этом противоположность личных позиций партнеров по коммуникации.

Слайд 17Принцип рефлексивности
Каждый субъект новое, принятое внеоценочным образом знание,

«впущенное» в пространство своего сознания, должен осмыслить, соотнеся с кругом проблем, задач, вопросов, которые не решены в рамках его собственного парадигмального пространства».
«Я» - «МЫ» - «Я»

Слайд 18Принцип личностно-смысловой контекстности
Контекстное осмысление педагогического дискурса, т.к. для

современной педагогической теории и практики как личностно ориентированной гуманитарной области знания существует лишь контекстное толкование любого понятия и явления.

Слайд 19Принцип субъектной активности
Способность к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих

педагогическую природу;
оценка целесообразности и обоснованности внесения различных по масштабу авторских модификаций в педагогический дискурс;
оригинальность выбора средств, способов и приемов своей деятельности для достижения намеченного конечного результата.

Слайд 20Принцип прогностичности
Постепенный переход от проектного замысла через формулирование

целей, задач, реализацию намеченной программы и структурирование действий в определенной преобразовательной логике, к получению желаемого конечного продукта и его экспертизе на основании заранее выработанных критериев.

Слайд 21Принцип обратной связи
Получение информации о результативности и соответствующая

корректировка дальнейших действий.

Слайд 22Благодарю
за
внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика