Слайд 1ЛЕКЦИЯ
доктора педагогических наук
профессора кафедры
«Профессиональная педагогика и психология»
КАЛЮЖНОГО
Анатолия Степановича
Слайд 2ТЕМА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ
Учебные вопросы:
1. Обучение как педагогический процесс.
2. Компоненты
учебного процесса.
Слайд 31 ВОПРОС
Обучение как педагогический процесс
Слайд 4ПОНЯТИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ
Обучение – совместная деятельность преподавателя (учителя)
и учащихся в ходе которой осуществляется образовательное и личностное развитие человека.
Главные компоненты :
преподавание;
учение.
Системы организации:
индивидуальное обучение;
классно-урочная;
лекционно-семинарская;
предметно-курсовая;
курсовая.
Слайд 5ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
предвосхищение в сознании результата обучения и путей его достижения.
Главная цель - формирование знаний, навыков и умений, предусмотренных ФГОС.
Локальные цели определяются через:
содержание учебного материала;
деятельность педагога;
внутренние процессы развития учащихся;
организацию учебной деятельности.
Слайд 6ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
комплекс задач, решаемых в процессе обучения.
Основные функции обучения:
учебная;
воспитательная;
развивающая.
Слайд 7МОТИВАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Мотивация обучения – побуждение учащихся к продуктивной
познавательной деятельности.
Группы познавательных мотивов:
широкие социальные;
узкие социальные (позиционные);
социального сотрудничества;
широкие познавательные.
Слайд 8ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ
Фактор обучения – движущая сила (причина), определяющая характер или
отдельные стороны процесса обучения.
Группы факторов:
Единичные.
Общие.
Комплексные.
Генеральные:
учебный материал;
организационно-педагогическое влияние;
обучаемость учащихся;
время, необходимое для изучения.
Слайд 9ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
реализация инноваций, связанных с использованием информационной продукции на аудио-, видео-
и цифровых носителях с помощью обучающих систем.
Обучающие системы:
тренировочные;
проблемного обучения;
имитационные;
моделирующие;
игровые;
наставнические (тьюторские).
Тьютор – педагог, реализующий индивидуальные образовательные программы.
Слайд 10ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
объективно существующие и повторяющиеся устойчивые связи, отношения и зависимости между
элементами учебного процесса.
Общие закономерности:
гармоничное развитие личности;
деятельностный характер;
единство мотивации и учебной деятельности;
уважение и требовательность;
учет индивидуальных особенностей.
Слайд 11ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
вытекающие из выявленных закономерностей исходные требования к организации процесса обучения.
Классические
принципы:
научности;
сознательности и активности;
системности, последовательности и преемственности;
наглядности;
доступности и др.
Слайд 12ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Теория обучения – системное изложение основных целей, закономерностей,
принципов и идей обучения.
Основные теории:
ассоциативно-рефлекторная;
последовательного формирования умственных действий.
Концепция обучения - система теоретических идей и прикладных подходов к организации учебной деятельности.
Ведущие концепции обучения:
проблемного;
проблемно-деятельностного;
программированного.
Слайд 13ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
(ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Слайд 142 ВОПРОС
Компоненты учебного процесса
Слайд 15ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
упорядоченная совокупность взаимосвязанных видов, форм и методов планирования,
осуществления и контроля учебного процесса.
Принципы организации:
самоорганизации;
развития;
самодеятельности;
ролевого участия;
ответственности и др.
Слайд 16ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым
системы знаний, навыков и умений.
Основные виды обучения.
Объяснительно-иллюстративный - доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением.
Проблемный - самостоятельное формирование знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач.
Слайд 17ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их
структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.
Основные формы обучения.
Урок.
Лекция.
Семинар.
Практикум.
Факультативные занятия.
Слайд 18ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
(ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Слайд 19МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
система способов совместной деятельности обучающих и учащихся в результате
реализации которых формируются необходимые знания, навыки и умения.
Классификация.
1. Традиционные методы (пассивные и активные).
1.1. Методы устного изложения:
лекция;
рассказ;
объяснение.
Слайд 20МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Классификация.
1. Традиционные методы (пассивные и активные).
1.2. Методы обсуждения:
беседа (собеседование);
семинар.
1.3. Другие методы:
показа;
упражнения;
самостоятельной работы.
Слайд 21МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Классификация.
2. Интерактивные методы обучения.
кейс-метод (конкретных ситуаций);
инцидента;
генерации идей (мозгового штурма);
деловой игры;
дискуссии и др.
Слайд 22ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Приемы - конкретные операции взаимодействия педагога и
учащегося в процессе реализации метода обучения.
Средства - материальные объекты, вовлекаемые в учебный процесс в качестве носителей информации или инструмента деятельности педагога и учащихся.
Слайд 23ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ
процесс выявления и сравнения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными
ФГОС и рабочими программами.
Виды:
текущая;
периодическая;
итоговая;
аттестационная.
Слайд 24ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
процесс определения соответствия количественных и качественных показателей
теоретической и практической подготовки обучаемых действующим оценочным критериям.
Критерии оценки (изучить самостоятельно):
отлично (5)
хорошо (4)
удовлетворительно (3)
неудовлетворительно (2)
плохо (1)
Слайд 25ЛИТЕРАТУРА
Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 13.
– СПб.: Питер, 2008. 432 с.
Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Главы 7-8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, 2009. 336 с.
Калюжный А.С. Психология и педагогика. Главы 7-8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nnspu.ru/materials/tef/psychology_pedagogics/