КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ. презентация

Содержание

Проблема. Современные тесты по русскому языку и введённый в России Единый Государственный Экзамен включают в себя примерно третью часть вопросов, касающихся культуры речи ученика и оценивающих степень его речевой компетенции, причем

Слайд 1КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ

КЛАССОВ.


Учитель Татьяна Александровна Менщикова,
Почётный работник Общего образования,
Победитель
Всероссийского конкурса
«Лучший учитель России» в рамках
реализации Приоритетного национального проекта «Образование» -2007,
Победитель
Краевого конкурса проектов классных руководителей
по проблемам воспитания в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», Заслуженный учитель Красноярского края.

НПК-2010



Слайд 2Проблема.
Современные тесты по русскому языку и введённый в России Единый Государственный

Экзамен включают в себя примерно третью часть вопросов, касающихся культуры речи ученика и оценивающих степень его речевой компетенции, причем именно они обычно вызывают затруднение.

Слайд 3Цель работы:
определение разделов и подразделов языковых норм, подбор дидактических материалов по

теме.
Предмет исследования: разделы и подразделы языковых норм.
Объект исследования: языковые нормы
Задачи:
проработать научную литературу по данной теме;
сгруппировать правила по разделам ;
Подобрать дидактический материал по теме.
определить результативность использования данного дидактического материала.
Методы исследования:
работа с текстами,
с научной литературой,
сравнение,
сопоставление,
абстрагирование,
анализ,
синтез.

Слайд 4Содержание.
I.Введение.
II. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ.
1. Глава. Теоретическая.
1) Нормы ударения;
2) нормы словоупотребления;
3) морфологические нормы;
4) синтаксические нормы.

2. Глава. Практическая.
1)Дидактические материалы по культуре речи.

III.Вывод.
.
V.Библиография.


Слайд 5Культура речи.
Нормы ударения
Синтаксические нормы
Морфологические нормы
Нормы словоупотребления



Слайд 6Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 191. 2009.
А1 В

каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
цЕмент
бАлованный
звОнит
прИняли

Слайд 7Орфоэпические нормы. Нормы ударения.
КР. ПРИ ЛАГ. -ударные :
первый слог

- во всех формах, кроме Ж.Р.
окончание – в Ж. Р.
Прим. горек (горько, горьки)
близок (близко, близки)
весел (-о, -ы), молод (-о, -ы)
голоден (голодно, голодны)
горька, близка, весела, голодна, молода

Слайд 8ГЛАГОЛ прошедшего времени.
ударные :
первый слог, как правило, во всех

формах, кроме ж.р.
как правило, в ж.р.
Прим: прибыл, прибыло, прибыли
занял (-о, -и), понял (-о, -и), начал (-о, -и), но: включит
прибыла, заняла, поняла, начала, взяла, дала, спала, но: послала, клала

Слайд 9НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
1.Лишние слова (плеоназм), повтор (тавтология).
Возвратился обратно; проливной ливень.

2.Пропуск слов.


Может повлечь последствия... (пропущено «за собой»)

3.Штампы.(выражения со стёртой экспрессивностью,
потускневшим лексическим значением)
Все дети в школе охвачены горячим питанием.

4. Стилевой разнобой.
Надо торопиться, ибо мы опоздаем на поезд.

5.Неправильное употребление слова.
Благодаря пожару
сгорел лес (вместо «из-за пожара»).

6.Смешение паронимов.
Отец Гринева - строгий домашний крепостной
(вместо «крепостник»).

7.Нарушение лексической сочетаемости.
Скоропостижный отъезд (вместо «внезапный»)


8.Двусмысленность.
Специалиста можно подобрать (?) в нашем районе


основаны на знании
лексического значения
и лексической сочетаемости
слова с другими словами
в предложении


Слайд 10Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 191
А2 В

каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?
Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.
Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.
Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Слайд 11МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ


Другие



Части


речи
Речи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В

РЕЧИ



Слайд 12Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 191
A3 Укажите пример

с ошибкой в образовании формы слова.
1)четырьмястами строчками
2)кратчайший путь
3)все директора гимназий
4)более выше

Слайд 13МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
ФОРМЫ ЧИСЛА: ы-и
инженеры, шоферы,бухгалтеры,

лекторы, тракторы, договоры...
-а,-я
директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера.
ФОРМЫ Р.П. МН.Ч.: □-
валенок, ботинок, сапог, чулок, погон, солдат, партизан, яблок, яблонь, нянь, плеч, полотенец, простынь..
-ов,-ей
носков, килограммов, апельсинов, мандаринов, помидоров, узбеков, киргизов, заморозков, рельсов, свечей, граблей..

Слайд 14 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
1. Укажите,

в каком случае допущена ошибка в образовании форм степеней сравнения.
жидкий — жиже 3) зеленый — зеленее
тонкий — тоньше 4) горький — горьчее

Слайд 15 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Собирательные - не сочетаются с Ж.Р
Сравни: два

ученика - двое учеников (забияк, суток), но две ученицы
-Дата: название месяца в Р.П.:
к первому июля, с Девятым мая
В сочетании типа «два и более» + сущ. управляет числительное, а не слово БОЛЕЕ:
три и более недочета
- В сочетании смешанного числа + сущ. управляет дробь, а не целое:
28,4 процента, 15,7 секунды.

Слайд 16Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 194
A3 Укажите пример

с ошибкой в образовании формы слова.
с семи тысячами
напои меня водой
подбросить углей
лягте на пол

Слайд 17ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ
Ошибки - в немотивированном дублировании подлежащего (сущ.) личным

местоимением 3 л.: Кабаниха, она представительница «темного царства».
- Ошибки - в образовании форм: ихний, ихий (вместо «их»)
должен за ее бороться (вместо «за неё»)

Слайд 18ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ и глагольных форм В РЕЧИ
Ошибки - в образовании некоторых

форм глаголов: хочут(хотят), ляжь(ляг), текет(течет), играться (играть), езжай (поезжай)
Ошибки - в выборе вида, времени глаголов: Пугачев выходит из избы и сел в карету.
(Следует: «вышел...и сел» или «выходит...и садится»)
- Ошибки - в образовании причастий, деепричастий: ученики, сумеющие решить, ... (Следует: «которые сумеют» - буд.вр, или «сумевшие» - прош.вр.,);
игрушки, выпускающие фабрикой, ...(Вместо «выпускаемые»);
ждя известий (вместо «ожидая»...)
Злоупотребление одинаковыми формами глагола:
Нельзя допускать оставлять воду замерзать в трубах.

Слайд 19Использование служебных частей речи.

-нельзя употреблять рядом два союза с одинаковым значением:
Но

однако, словно будто.
-нельзя смешивать двойные союзы:
Лишь тогда…если (следует: лишь тогда…когда)
как..а также(следует: как ..так и)
Не только..а также(следует: не только..но и)

Слайд 20Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант № 193
А5Укажите предложение

с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
В исследовании известного лингвиста Г.О. Винокура «История русского литературного языка» охарактеризован деловой стиль Московской Руси.
К сожалению, многим любителям музыки не удалось достать билеты на концерт виолончелиста.
Рецензия критика на недавно появившуюся в продаже книгу содержала в основном положительную оценку произведения.
А.Н. Островский создаёт в пьесах не только типичные, а также глубоко индивидуальные образы.

Слайд 21

Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы.

Нормы управления.
Нормы согласования.
Сочетания однород
ных членов.
Построение предложений с причастным оборотом.
Построение

предложений
с деепричастным оборотом.

Построение предложений с чужой речью


Слайд 22Сложные случаи согласования
Если подлежащее — собирательное существительное (или существительное, обозначающее

множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится только в форме единственно­го числа: крестьянство боролось;
Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа (особенно если при нем нет зависимого слова или зависимое слово стоит в единственном числе: большинство ин­теллигенции не приняло; большая часть ауди­тории согласилась). Как правило, сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто сказал, что любовь не бывает вечной? Кто-то из великих сказал... Никто, даже его ближайшие друзья, не догадывался о случившемся. (Никто... не догадывался.

Слайд 23
4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами

(и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе, а если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то ... то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
В это трудное время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.
Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.
5. Для согласования определения или придаточного определительного предложения с определяемым словом важно правильно указать это слово и именно от него задать вопрос.
Интерес к творчеству писателей, подвергшимся гонениям (писателей каких? подвергшихся гонениям).
Кутузов предстает перед нами человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком каким? умеющим видеть и признавать).
Запомните: прежде чем выбрать форму сказуемого, определите, чем выражено подлежащее.

Слайд 24Конструкции с деепричастным оборотом
Укажите предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов.
Глядя

на эти места, меня посетили воспоминания о годах, проведенных в деревне.
Попав в город, студенческая жизнь показалась мне прекрасной.
Рассмотрев образ автора, я хочу дополнить мой анализ цитатой из критической статьи.

Слайд 25Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант № 189.2009.
А4 Укажите

грамматически правильное продолжение предложения. Применяя новый метод,
1)были достигнуты блестящие результаты.
2)язык усваивается очень быстро.
3)можно быстро овладеть любым языком.
4)сокращаются сроки овладения языком.

Слайд 26Укажите предложение с грамматической ошибкой

(с нарушением синтаксической нормы).

Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.
Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.
Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.


Слайд 27Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант № 195
А5 Укажите

предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделён на триместры.
А.С. Пушкин говорит, что поэт рождён для «вдохновенья, для звуков чудных и молитв».
Все, кто хорошо знает творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Г. Гейне писал, что каждый человек - это мир, огромный и неповторимый.


Слайд 28

Вывод.

В предлагаемой работе сгруппированы основные нормы культуры речи, а также дан богатейший материал для практической деятельности, что сэкономит время у учителя при подготовке к урокам, к экзамену в новой форме в 9 классе и к ЕГЭ - в 11.
Как показывает практика, результативность использования данного дидактического материала достаточно высока при условии систематической работы по культуре речи, и именно при этом условии данный материал обеспечит продуктивную деятельность педагогов и обучаемых.


Слайд 29Библиография.
Русский язык. О.С. Иссерс, Н.А, Кузьмина Дрофа, М., 2005
Система работы по

синтаксису и пунктуации в 5-8 классах. Просвещение, 1964г.
Русский язык. Г.С. Мисири, С.П. Габ. М., «Высшая школа»,1979
Русский язык. В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьёва. Челябинск, «Взгляд», 2008
Грамматико-стилистические упражнения при изучения синтаксиса.В.А. Мызина.М., Просвещение,1976
Второстепенные члены ripeдложения.. В. Ф. Гутенев
Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Н.Е. Сулименко
Обособленные второстепенные члены предложения. Т. И. Чижова.

Слайд 30

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика