Слайд 1КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ.
Учитель Татьяна Александровна Менщикова,
Почётный работник Общего образования,
Победитель
Всероссийского конкурса
«Лучший учитель России» в рамках
реализации Приоритетного национального проекта «Образование» -2007,
Победитель
Краевого конкурса проектов классных руководителей
по проблемам воспитания в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», Заслуженный учитель Красноярского края.
НПК-2010
Слайд 2Проблема.
Современные тесты по русскому языку и введённый в России Единый Государственный
Экзамен включают в себя примерно третью часть вопросов, касающихся культуры речи ученика и оценивающих степень его речевой компетенции, причем именно они обычно вызывают затруднение.
Слайд 3Цель работы:
определение разделов и подразделов языковых норм, подбор дидактических материалов по
теме.
Предмет исследования: разделы и подразделы языковых норм.
Объект исследования: языковые нормы
Задачи:
проработать научную литературу по данной теме;
сгруппировать правила по разделам ;
Подобрать дидактический материал по теме.
определить результативность использования данного дидактического материала.
Методы исследования:
работа с текстами,
с научной литературой,
сравнение,
сопоставление,
абстрагирование,
анализ,
синтез.
Слайд 4Содержание.
I.Введение.
II. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ.
1. Глава. Теоретическая.
1) Нормы ударения;
2) нормы словоупотребления;
3) морфологические нормы;
4) синтаксические нормы.
2. Глава. Практическая.
1)Дидактические материалы по культуре речи.
III.Вывод.
.
V.Библиография.
Слайд 5Культура речи.
Нормы ударения
Синтаксические нормы
Морфологические нормы
Нормы словоупотребления
Слайд 6Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант 191. 2009.
А1 В
каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
цЕмент
бАлованный
звОнит
прИняли
Слайд 7Орфоэпические нормы.
Нормы ударения.
КР. ПРИ ЛАГ. -ударные :
первый слог
- во всех формах, кроме Ж.Р.
окончание – в Ж. Р.
Прим. горек (горько, горьки)
близок (близко, близки)
весел (-о, -ы), молод (-о, -ы)
голоден (голодно, голодны)
горька, близка, весела, голодна, молода
Слайд 8ГЛАГОЛ прошедшего времени.
ударные :
первый слог, как правило, во всех
формах, кроме ж.р.
как правило, в ж.р.
Прим: прибыл, прибыло, прибыли
занял (-о, -и), понял (-о, -и), начал (-о, -и), но: включит
прибыла, заняла, поняла, начала, взяла, дала, спала, но: послала, клала
Слайд 9НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
1.Лишние слова (плеоназм), повтор (тавтология).
Возвратился обратно; проливной ливень.
2.Пропуск слов.
Может повлечь последствия... (пропущено «за собой»)
3.Штампы.(выражения со стёртой экспрессивностью,
потускневшим лексическим значением)
Все дети в школе охвачены горячим питанием.
4. Стилевой разнобой.
Надо торопиться, ибо мы опоздаем на поезд.
5.Неправильное употребление слова.
Благодаря пожару
сгорел лес (вместо «из-за пожара»).
6.Смешение паронимов.
Отец Гринева - строгий домашний крепостной
(вместо «крепостник»).
7.Нарушение лексической сочетаемости.
Скоропостижный отъезд (вместо «внезапный»)
8.Двусмысленность.
Специалиста можно подобрать (?) в нашем районе
основаны на знании
лексического значения
и лексической сочетаемости
слова с другими словами
в предложении
Слайд 10Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант 191
А2 В
каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?
Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.
Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.
Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.
Слайд 11МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Другие
Части
речи
Речи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В
Слайд 12Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант 191
A3 Укажите пример
с ошибкой в образовании формы слова.
1)четырьмястами строчками
2)кратчайший путь
3)все директора гимназий
4)более выше
Слайд 13МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
ФОРМЫ ЧИСЛА: ы-и
инженеры, шоферы,бухгалтеры,
лекторы, тракторы, договоры...
-а,-я
директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера.
ФОРМЫ Р.П. МН.Ч.: □-
валенок, ботинок, сапог, чулок, погон, солдат, партизан, яблок, яблонь, нянь, плеч, полотенец, простынь..
-ов,-ей
носков, килограммов, апельсинов, мандаринов, помидоров, узбеков, киргизов, заморозков, рельсов, свечей, граблей..
Слайд 14 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
1. Укажите,
в каком случае допущена ошибка в образовании форм степеней сравнения.
жидкий — жиже 3) зеленый — зеленее
тонкий — тоньше 4) горький — горьчее
Слайд 15 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
Собирательные - не сочетаются с Ж.Р
Сравни: два
ученика - двое учеников (забияк, суток), но две ученицы
-Дата: название месяца в Р.П.:
к первому июля, с Девятым мая
В сочетании типа «два и более» + сущ. управляет числительное, а не слово БОЛЕЕ:
три и более недочета
- В сочетании смешанного числа + сущ. управляет дробь, а не целое:
28,4 процента, 15,7 секунды.
Слайд 16Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант 194
A3 Укажите пример
с ошибкой в образовании формы слова.
с семи тысячами
напои меня водой
подбросить углей
лягте на пол
Слайд 17ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ
Ошибки - в немотивированном дублировании подлежащего (сущ.)
личным
местоимением 3 л.: Кабаниха, она представительница «темного царства».
- Ошибки - в образовании форм: ихний, ихий (вместо «их»)
должен за ее бороться (вместо «за неё»)
Слайд 18ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ и глагольных форм В РЕЧИ
Ошибки - в образовании некоторых
форм глаголов: хочут(хотят), ляжь(ляг), текет(течет), играться (играть), езжай (поезжай)
Ошибки - в выборе вида, времени глаголов: Пугачев выходит из избы и сел в карету.
(Следует: «вышел...и сел» или «выходит...и садится»)
- Ошибки - в образовании причастий, деепричастий: ученики, сумеющие решить, ... (Следует: «которые сумеют» - буд.вр, или «сумевшие» - прош.вр.,);
игрушки, выпускающие фабрикой, ...(Вместо «выпускаемые»);
ждя известий (вместо «ожидая»...)
Злоупотребление одинаковыми формами глагола:
Нельзя допускать оставлять воду замерзать в трубах.
Слайд 19Использование служебных частей речи.
-нельзя употреблять рядом два союза с одинаковым значением:
Но
однако, словно будто.
-нельзя смешивать двойные союзы:
Лишь тогда…если (следует: лишь тогда…когда)
как..а также(следует: как ..так и)
Не только..а также(следует: не только..но и)
Слайд 20Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 193
А5Укажите предложение
с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
В исследовании известного лингвиста Г.О. Винокура «История русского литературного языка» охарактеризован деловой стиль Московской Руси.
К сожалению, многим любителям музыки не удалось достать билеты на концерт виолончелиста.
Рецензия критика на недавно появившуюся в продаже книгу содержала в основном положительную оценку произведения.
А.Н. Островский создаёт в пьесах не только типичные, а также глубоко индивидуальные образы.
Слайд 21
Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы.
Нормы управления.
Нормы согласования.
Сочетания однород
ных членов.
Построение предложений с причастным оборотом.
Построение
предложений
с деепричастным оборотом.
Построение предложений с чужой речью
Слайд 22Сложные случаи согласования
Если подлежащее — собирательное существительное (или существительное, обозначающее
множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится только в форме единственного числа: крестьянство боролось;
Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа (особенно если при нем нет зависимого слова или зависимое слово стоит в единственном числе: большинство интеллигенции не приняло; большая часть аудитории согласилась). Как правило, сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто сказал, что любовь не бывает вечной? Кто-то из великих сказал... Никто, даже его ближайшие друзья, не догадывался о случившемся. (Никто... не догадывался.
Слайд 23
4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами
(и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе, а если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то ... то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
В это трудное время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.
Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.
5. Для согласования определения или придаточного определительного предложения с определяемым словом важно правильно указать это слово и именно от него задать вопрос.
Интерес к творчеству писателей, подвергшимся гонениям (писателей каких? подвергшихся гонениям).
Кутузов предстает перед нами человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком каким? умеющим видеть и признавать).
Запомните: прежде чем выбрать форму сказуемого, определите, чем выражено подлежащее.
Слайд 24Конструкции с деепричастным оборотом
Укажите предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов.
Глядя
на эти места, меня посетили воспоминания о годах, проведенных в деревне.
Попав в город, студенческая жизнь показалась мне прекрасной.
Рассмотрев образ автора, я хочу дополнить мой анализ цитатой из критической статьи.
Слайд 25Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 189.2009.
А4 Укажите
грамматически правильное продолжение предложения. Применяя новый метод,
1)были достигнуты блестящие результаты.
2)язык усваивается очень быстро.
3)можно быстро овладеть любым языком.
4)сокращаются сроки овладения языком.
Слайд 26Укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.
Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.
Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
Слайд 27Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 195
А5 Укажите
предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделён на триместры.
А.С. Пушкин говорит, что поэт рождён для «вдохновенья, для звуков чудных и молитв».
Все, кто хорошо знает творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Г. Гейне писал, что каждый человек - это мир, огромный и неповторимый.
Вывод.
В предлагаемой работе сгруппированы основные нормы культуры речи, а также дан богатейший материал для практической деятельности, что сэкономит время у учителя при подготовке к урокам, к экзамену в новой форме в 9 классе и к ЕГЭ - в 11.
Как показывает практика, результативность использования данного дидактического материала достаточно высока при условии систематической работы по культуре речи, и именно при этом условии данный материал обеспечит продуктивную деятельность педагогов и обучаемых.
Слайд 29Библиография.
Русский язык. О.С. Иссерс, Н.А, Кузьмина Дрофа, М., 2005
Система работы по
синтаксису и пунктуации в 5-8 классах. Просвещение, 1964г.
Русский язык. Г.С. Мисири, С.П. Габ. М., «Высшая школа»,1979
Русский язык. В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьёва. Челябинск, «Взгляд», 2008
Грамматико-стилистические упражнения при изучения синтаксиса.В.А. Мызина.М., Просвещение,1976
Второстепенные члены ripeдложения.. В. Ф. Гутенев
Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Н.Е. Сулименко
Обособленные второстепенные члены предложения. Т. И. Чижова.