Слайд 1Кулев Павел Алексеевич
Учитель биологии, географии МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК»
Руководитель Череповецкого клуба
интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?»
Слайд 2Использование интеллектуальных игр
«Что? Где? Когда?» для формирования и развития общеобразовательных
компетенций в урочной работе учителя
Слайд 3История становления опыта
Опыт работы в качестве тренера по интеллектуальным играм –
8 лет;
Участие:
Методические семинары и международные форумы тренеров по интеллектуальным играм (Выборг, Санкт-Петербург, Киев, Одесса, Переславль-Залесский)
Проведение городских турниров и игр.
Работа детьми в рамках проекта «Пятая четверть»
МИДЛ 2011, МИДЛ 2012, МИДЛ 2013.
Работа над диссертационным исследованием на тему «Развитие компетенций при помощи интеллектуальных игр в курсе школьной географии»
Слайд 4Требования современного общества к образованию
Обязательное непрерывное образование;
Процесс постоянного повышения своей профессиональной
компетентности;
Повышение мотивации к образованию на всех ступенях образования.
Слайд 5Цель:
Предложить интеллектуальные игры
«Что? Где? Когда?», как способ формирования и развития
общеобразовательных компетенций в урочной работе учителя.
Задачи:
Адаптировать компетентностный подход к теории использования ИИ в школе;
Выявить компетенции, которые возможно развить при помощи интеллектуальных игр;
Описать пример вопросов ИИ, пригодных для развития общеобразовательных компетенций на уроках;
Продемонстрировать результативность работы.
Слайд 6Требования ФГОС
Универсальные учебные действия - компетентностный подход
Вовлечение учащихся в организацию
учебного процесса и осознание направленности своей деятельности
Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи
Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
Акцент на активную деятельность и результативность
Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников
Дискуссионный и открытый характер преподавания
Связь с повседневной жизнью
Проектная деятельность и практическая направленность образования.
Повышение мотивации к образованию
Слайд 7Требование ФГОС и современного общества к образованию
преобразования классической классно-урочной системы;
изменения структуры школьного урока;
значительное выделение межпредметной и внеурочной совместной работы учителя и ученика.
Использовании интеллектуальных игр
«Что? Где? Когда?»
Вариант решения
Слайд 8Естественно - научный предметный цикл
География
Биология
Системный подход
История
Обществознание
Литература
Системный подход
Химия
Физика
Искусство
Комплекс
Современное, текущее состояние природы и
общества
Слайд 9Интеллектуальные игры (ИИ)
«Что? Где? Когда?»
Массовая известность, медийность – почти 40
лет в эфире!
Игровая деятельность:
Доступность;
Интерес;
Быстрая адаптивность школьника.
Учебная деятельность:
Развитие теоретического мышления;
Точное формулирование понятий;
Выполнение основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.д.);
Тренировки логики, фантазии, памяти;
Умение принимать решения в условиях острого недостатка времени.
Слайд 10Компетентностный подход и ИИ
в теоретических разработках
«Компетенция — базовое качество индивидуума, имеющее
причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» Лайл Спенсер
Основные теоретические разработки, связанные с теорией использования ИИ «Что? Где? Когда?» в образовании, незначительны.
См. список литературы
Слайд 11Базовые компетенции по Л. Спенсеру
Мотивы (непосредственные желания и цели человека)
Психофизические свойства
(физические, психологические характеристики и сопутствующие реакции на ситуации или информацию)
Я–концепция (установки, ценности человека)
Знание (информация, которой обладает человек)
Навык (способность выполнять определенный физическую или умственную задачу)
Слайд 12Авторская классификация общеобразовательных компетенций
Слайд 13Требования к результатам по ФГОС
Личностные - саморазвитие и самоопределение, мотивация к
познавательной деятельности, система социальных отношений и ценностно-смысловых установок (личностные и гражданские позиции), способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные - межпредметные понятия и УУД, их использование в практике (учебной, познавательной и социальной), самостоятельность планирования учебной деятельности, учебное сотрудничество, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные - умения в предметной области, получение знания, преобразование и применение информации в разных ситуациях, формирование представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 14Сбор и анализ информации
Вопрос: В 1992 г. общественный трибунал г. Осака,
судя по всему, в честь 500–летия со дня преступления, рассмотрел его дело и вынес приговор: 50 лет чистки дорог Латинской Америки за убийство, грабеж и еще семь видов преступлений. Когда приговор был зачитан, латиноамериканцы сочли приговор очень мягким. А как зовут этого закоренелого преступника?
Ключевая информация
1992 год, город Осака, 500-летие, Латинская Америка, Преступник.
Вопросы несут в себе немалую долю знаний, необходимых для ответа. Часто ученики на первых этапах обучения не видят «ответов в вопросе».
В вопросах наглядность реализуется за счет раздаточного материала, видео и музыкальных фрагментов.
Слайд 15Накопление и генерация идей
Первый ход
1992 год – 500 лет = 1492
год
1492 год + Латинская Америка = Колумб.
Игра позволяет ребенку находиться в состоянии эустресса, и позднее при реальных стрессовых ситуациях мобилизация сил и возможностей пройдет быстрее.
Слайд 16Критическое мышление
Второй ход
Латинская Америка, 1492 год, 1992 год, Колумб
Осака (Япония, Крупный
город)
Нет связи с первым пунктом – излишняя информация
Критическое мышление ‑ это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление.
Слайд 17Способность к заключительным выводам
Любая работа не имеет ценности без выводов, какими
бы ни были предварительные результаты, всегда необходим конечный вывод.
Третий ход — определяем ответ (вывод): Христофор Колумб.
Вывод, как и ответ на вопрос «Что? Где? Когда?», должен быть четким, недвусмысленным и соответствовать форме вопроса.
Слайд 18Обобщенные данные диагностик по сформированности основных компетенций за 2011-2014 годы
Слайд 19 Вопросы и их решение должны помочь школьнику поверить в свои силы,
убедить его в том, что, обладая небольшим объемом фундаментальных знаний, он может при помощи логического мышления, сообразительности, наблюдательности и других благоприобретенных качеств решить любую проблему, которую ставит перед ним жизнь.
Владимир Яковлевич Ворошилов
автор игры «Что? Где? Когда?»
Слайд 20Список основной тематической литературы
База Вопросов Интернет–клуба «Что? Где? Когда?» Режим
доступа: http://db.chgk.info свободный,— Загл. с экрана.
Ворошилов В.Я. Феномен игры. М.: Советская Россия, 1982 г.
Левин Борис: Что? Где? Когда?. М.— Астрель, 576 стр. 2010 г.
Мерзлякова Т.Ю. Критическое мышление. Что это? Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415219/ свободный, — Загл. с экрана.
Морозовский Роман, Что? Где? Когда? в СНГ, Режим доступа: http://chgk-library.narod.ru/morozovs.html свободный, — Загл. с экрана.
Поташев М.О. Как не надо делать вопросы. Режим доступа: http://potashev.ru/books.html свободный, — Загл. с экрана.
Поташев М.О. Почему Вы проигрываете в ЧГК? Режим доступа: http://potashev.ru/books.html свободный, — Загл. с экрана.
Равен Джон, Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация, М. — Когито–Центр, 400 стр., 2005 г.
Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М., Компетенции на работе — М. 384 стр. 2005 г.
Уиддет С., Холлифорд С., Руководство по компетенциям — Москва: HIPPO, 2003