Слайд 1
Кружок по изодеятельности
«Весёлые картинки»
Слайд 2Задачи
Формировать у старших дошкольников понимание собственного
эмоционального состояния, уметь выражать своё чувство юмора и распознавать чувство юмора других людей через произведения изобразительного искусства.
Развивать фантазию, инициативность, творческую активность.
Развивать мышление, восприятие, расширять кругозор.
Совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения.
Совершенствовать умение использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно юмористическому сюжету.
Слайд 3Этапы работы
Первый этап работы
На
первом этапе у воспитанников нужно сформировать предпосылки к развитию чувства юмора. К ним относятся:
- условия, связанные с развитием взаимоотношений детей и коммуникативной природой юмора:
а) доброжелательность и умение сопереживать,
б) умение видеть во всём хорошее,
в) социальная гибкость,
г) отсутствие страха перед ошибкой;
- условия, связанные с развитием интеллекта:
а) образность языка и метафоричность мышления,
б) способность к отчуждению, умению видеть себя со стороны,
в) лёгкость ассоциирования, раскованность мышления,
г) прогнозирование событий на основе понятого.
Слайд 4 Для выполнения первой группы условий для
детей
нужно создать определённую психологическую атмосферу:
она должна быть жизнерадостной. Этому способствуют двигательные, дыхательные и психогимнастические
упражнения, наполненные ощущением «двигательной радости»:
«Дикопляс» и «Топотун», которые выражаются в выплеске неуправляемой двигательной активности;
«Растопыр»: сильно растопырить пальцы обеих рук в виде последовательных сжатий-разжатий;
«Покажи страху язык» и «Улыбка джунглей»;
«Шевеление ушами» и «Игра бровями»;
«Солнечное свечение»: нужно воплотить в движении и эмоциях выражения «лучистые глаза», «лицо осветилось улыбкой», «весь светится от радости», «светлая душа».
В жизни детской группы могут появиться традиции:
«утро радостных встреч»;
«минутки весёлой пантомимы»;
«час чтения юмористических рассказов».
Слайд 5 Вторая группа условий
связана с развитием интеллекта воспитанников. Это предполагает, что дети научатся видеть противоречия и прогнозировать их, воспринимая смешные тексты, ситуации или иллюстрации, оценивать эти противоречия, как целостность – одновременно как нечто серьёзное и смешное.
На первой стадии педагоги обучают воспитанников системе рассуждений с помощью следующих приёмов:
- постановки проблемы многофункционального использования вещи (Придумайте, что можно сделать с лампочкой?);
- выявления противоречий в том или ином явлении (Солнце. Что в нём хорошего и что плохого?);
- разрешения противоречий через изменение предметов (Можно ли быть большим и маленьким одновременно?).
На второй стадии работы, для активизации чувства юмора используются методы:
- ассоциаций (педагог просит понюхать цветок и угадать, какого он цвета и размера);
- фокальных объектов (придумать что-либо новое,
улучшая привычный вид объектов).
Слайд 6Второй этап работы
На втором этапе работы
основное внимание педагога уделяется развитию у детей понимания юмора и способности моделировать смешные ситуации, создавать смешные рассказы.
На этой стадии работы детей знакомят со специальными текстами и ситуациями, вызывающими смех и улыбку.
Воспитателям рекомендовано знакомить детей со следующими литературными произведениями:
- «Дом, который построил Джек» (С.Маршак);
- «Путаница», «От двух до пяти» (К.Чуковский);
- «Дядя Фёдор, пёс и кот» (Э.Успенский);
- «Вредные советы» (Г.Остер);
- «Затейники» (Н.Носов).
Вводятся специальные игры и упражнения, ориентированные на развитие чувства юмора у детей – в виде игр в «перевёртыши» и «нелепицы», игр-экспериментирований, логических задач с подвохом.
Слайд 7 Так при рисовании «Кошачьего
семейства» дети
вспоминают сказку С.Маршака «Усатый полосатый».
Рассматривают иллюстрации котят.
Слайд 11Воспитатель просит рассмотреть котят и дорисовать им недостающие части тела.
Слайд 12Затем рассматривается кошка, которая сидит спиной к детям.
Серенькая кошка
Села
у окошка,
Хвостиком виляла,
Деток поджидала.
Слайд 13 Детям предлагается нарисовать всё кошачье семейство.
Слайд 14В результате проведённой работы дети умеют:
- находить смешное в
юмористических произведениях, жизненных ситуациях;
- изображать художественные образы в соответствии с эмоционально-юмористическими чувствами;
- применять различные выразительные средства.