Кризис концепции государства презентация

Содержание

Структура презентации 1. Определения государства. 2. Проблематизация понятия 3. Государство и суверенитет 4. Государство: состоятельность и статусность

Слайд 1Кризис концепции государства
А.В.Стародубцев, А.Ю. Сунгуров
Курс «Современная политическая наука» Лекция 7


Слайд 2Структура презентации

1. Определения государства.
2. Проблематизация понятия
3. Государство и суверенитет
4. Государство: состоятельность

и статусность

Слайд 31. Определения государства
Большая семья - Конфуций
Справедливый человеческий космос - Платон
Совокупность

граждан - Аристотель
Союз свободных людей для соблюдения права и общей пользы - Гроций
Верховная власть, сосредоточенная в одном человеке (или собрании), сводящая все воли граждан в единую волю – Гоббс
Машина для подавления одного класса другим - К. Маркс
Земнобожественное существо - Гегель

Слайд 4Томас Гоббс:
В государственном механизме верховная власть, дающая жизнь и движение всему

телу, есть искусственная душа;
должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы;
награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнять свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле;
благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа, его занятие;
советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память;
справедливость и законы суть искусственный разум и воля;
гражданский мир - здоровье; смута - болезнь и гражданская война - смерть

Слайд 5В британской 'Энциклопедии управления и политики' (1992) выделяется пять основных типов

концептов государства:

1. Правовой (юридический): Г. как система права, основывающейся на суверенитете публичной власти.
Ганс Кельзен (1881-1973): государство - иерархия законов, скрепленных властным суверенитетом.
2. Исторический подход исходит из определения государства как смены и эволюции его органов и форм от эпохи к эпохе.
Ученые рассматривают государство и его разновременные качества сквозь призму смены статусов-состояний (лат. Status, производные от него исп. Estato, фр. Etat, англ. State, нем. Staat).


Слайд 63.Социально-антропологический:
Государство как тип социальной организации в контексте всего общества -

К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Дюги (1859-1928), М. Вебер.
4. Философский подход, настолько же древний, как юридический, отражает представления о государстве как об определенном справедливом порядке объединения граждан



Слайд 75. Политологический подход
Плюралисты (Р.Даль, Д.Трумэн) главным для государства считают поиск равновесия

между конкурирующими социальными группами,
организацию их взаимодействия, для чего нужны
полноценное разделение властей,
строгий учет роли различных общественных движений, в т.ч. меньшинств.


Слайд 8Корпоративисты (Ф.Шмиттер)
Рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на разграничение интересов

между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями),
сильное и централизированное государство удерживает решающие рычаги власти.
Коллективные соглашения между корпорациями, их персоналом и правительством как важнейший для государства процесс

Слайд 9У неомарксистов подходы разнятся
Для Р.Милибенда (1924-1994) оно продолжает выражать интересы экономически

господствующего класса и лишь в особых обстоятельствах (война и пр.) может действовать независимо от классовых интересов.
Для Н.Пуланзаса государство более не является инструментом господства над обществом – важнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже входя в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов.
К.Оффе: современное государство исключено их процесса накопления и лишь выполняет нужные функции с использованием перераспределения средства

Слайд 10Определение государства из доклада «Эффективность госуправления в РФ в 2008 г.»
Авторы:

О. В. Гаман-Голутвина, д.полит. н., профессор МГИМО (У) МИД РФ, вице-президент РАПН
Л. В. Сморгунов, д.ф.н., зав. кафедрой политического управления СПбГУ
А. И. Соловьев, д.пол.н., зав. кафедрой политического анализа МГУ
Р. Ф. Туровский, д.пол.н., профессор ГУ-ВШЭ, вице-президент РАПН

Слайд 11«В данном контексте понятие государства определяет
независимую централизованную социально-политическую организацию, призванную осуществлять

регулирование социальных отношений, существующую в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определенной территории и состоящем из двух основных страт — управляющих и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой
по крайней мере частью общества идеологией, в основе которой лежит «принцип реципрокности»
(Claessen H.J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255)

Слайд 12
Государство — публичная и легитимная (нормативно выраженная) сила общества (Энциклопедия госуправления

в России.- М.:РАГС, 2008),
основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти (Социологическая энциклопедия, 2003),
представляет собой политическую целостность, созданную национальной или многонациональной общностью на определенной территории, располагающую легитимным правом на применение насилия (Философия. Энциклопедический словарь,. 2006).

Слайд 132. Проблематизация понятия
Но давайте разберемся, правильно ли мы понимаем
Это самое

«государство»?
Что объединяет все те 200 с лишним членов ООН, которые называют государствами?
Только их формальное «равенство» относительно друг друга, а точнее принадлежность к сообществу государств. Это единственная общая характеристика государств. Все остальные их разделяют.

Слайд 14Территориальные политии
называют государствам на том основании, что они признаны международным

сообществом как его суверенные и равноправные друг другу участники.
Но понимаем ли мы, что такое суверенитет?
Понятийная категория «суверенитет» отражает современные институты и практики, а потому антиномична по своей структуре и уже в самом своем возникновении содержала когнитивный потенциал модернизации, а тем самым и глобализации.

Слайд 15Варианты «государств»
Одни не способны контролировать свою территорию и границы, выполнять правовые

и социальные обязательства. Это так называемые квази-государства (quasi-states).
В других «государствах» нет современного аппарата управления, а отдельные структуры не столько выполняют специализированные функции внутри политии, сколько имитируют их «на экспорт»
Есть и государства, от которых мало что осталось кроме названия и признания – несостоявшиеся государства (failed states).

Слайд 16То, что мы называем государством
Очень разные по величине, функциями и внутреннему

устройству
Сравнительный анализ показывает, что их нельзя соотнести друг с другом с помощью одного понятия.
Приходится использовать слово государство «с прилагательными»: социальное, облегченное, федеративное, консоциативное, корпоративное и т.п.


Слайд 17Выделяются более специфичные виды государственности:
государства-движения, государства-партии, империи, квазиимперии и прочие системы

авторитарного господства.
Наконец, нельзя пройти мимо политических структур, чьи претензии на государственность весьма условны и частичны.

Слайд 18За словами государство (the state etc.), и
государственность (statehood, stateness etc.)

скрывается не одно ясно концептуализируемое явление или предмет изучения, а целый набор разнородных явлений и предметов
Дыротворение МакИнтайра и Собакокошки Дж.Сартори

Слайд 19В 1513 году Николо Макиавелли впервые использовал слово статус
чтобы обозначить новое

политическое явление
Своего «Государя» он открывает знаменитой фразой: «Все состояния (tutti li stati), все господарства (tutti e’dominii), которые обладали или обладают верховной властью (imperio) над людьми, суть состояния (stati) и суть либо республики (republiche), либо владычества государей (principati)».
То есть разные явления описываются новым понятием


Слайд 20Суверен, суверенность, суверенитет
Суверен (sovereign) – предельная инстанция, задающая политический порядок в

территориальной политии, т.е. высший авторитет, относительно которого осуществляется распределение власти на данной территории. (Правитель, народ)
Суверенность (sovereignty) – все то, что позволяет именно данной инстанции стать сувереном, т.е. задавать порядок внутри территориальной политии и взаимодействовать с властителями других территорий.


Слайд 21Суверенитет (sovereignty)
общепризнанный политический принцип и закрепляющие его институты, которые не только

делают возможным существование суверенов как таковых, но также обеспечивают их устойчивое сосуществование друг с другом.

Слайд 223. Государства и суверенитет
Еще в период существования западноевропейской Respublica Christiana по

обе стороны от так называемого пояса городов – зоны бывшего лимеса Римской империи
возникают династические центры власти, которые формируют крупные территориальные политии – ядра первых будущих государств.
Именно династические центры, а скорее, сами династы как раз и стали первыми акторами, к которым стало приложимо слово суверен..


Слайд 23М.В.Ильин определил суверенитет
Как системную характеристику (со)существования государств и их сред(ы) в

условиях модернизации (современного развития),
обеспечиваемую за счет формирования сети множественных контрапунктов признания властных авторитетов друг другом и актуализации своего господства,
а также еще одной сети множественных контрапунктов наделения соответствующих авторитетов властью и ее последующего (рефлексивного) делегирования

Слайд 24Тогда государство - это
специфическая территориальная полития, возникшая в Западной Европе и

концептуализованная как «состояние» с помощью слов status, the state, die Staat; l‘etat
можно выделить три идеальных типа исходного формирования подобных территориальных «состояний». Это
(1) династическое образование сверху,
(2) консоциативное снизу и
(3) корпоративно-сословное «сбоку».

Слайд 25В наличных исторических формах
происходит соединение всех трех типов, однако в ряде

случаев некоторые из типов получают преимущественное развитие: первый – во Франции и ряде германских политий, второй – в Швейцарии и Нидерландах, третий – в ряде германских и скандинавских политий.
Некоторые политии – Англия, Швеция, ряд североитальянских политий – дают пример сочетания или смены различных типов.


Слайд 26Первое ‘натягивания’ понятия
State как «состояния политического порядка на четко ограниченной

территории», акцентирующего внутренний порядок, на значительно более широкую группу всех участников межполитийных отношений, контролирующих четко ограниченную территорию, но установивших там качественно различный порядок –
Вестфальский мир

Слайд 27Далее - еще большая деформация понятийной категории
связанная с «проблемой перемещаемости» (traveling

problem) не только в пространстве, но и во времени.
В итоге мы стали использовать слово государство (the state, der Staat; l‘etat etc.) не только по отношению к суверенным участникам сменяющих друг друга международных систем,
но и к политиям всех времен, обладающим более или менее выраженной самостоятельностью и способностью вступать в межполитийные отношения


Слайд 28Четыре версии суверенитета (Ильин)
внутренний суверенитет факта господства (суверенитет властителя);
внутренний суверенитет признания

(суверенитет народа);
внешний суверенитет факта господства (суверенитет государства);
внешний суверенитет признания (суверенитет нации)».


Слайд 29В условиях глобализации
Возникает общемировая система суверенитета, структуру которой образует сеть

суверенностей, а состав – набор двух сотен суверенов.
Эта система одновременно обладает двумя антиномичными характеристиками: гомогенностью и гетерогенностью.
Первая находит выражение в природе и аналитических аспектах явления, вторая – в его генезисе, истории и динамических аспектах

Слайд 30В ранних поколениях международных систем
и соответствовавшего им зародышевого – «лоскутного»,

а не сферического – суверенитета развитие было сопряжено с расширением.
В нынешней ситуации, когда сферическое замыкание пространства мировой политики из факта становится организующим принципом, развитие обращается внутрь.


Слайд 31Сегодня возникает сложная трехслойная структура суверенов
Над традиционным слоем территориальных наций-государств намечается

образование нового типа глобальных государств-трансформов
Под ним - слой референциальных государств, т.е. функциональных замен суверенов. Это своего рода территории отсчета в глобальной системе суверенитета, которые обладают дефицитной суверенностью. Их предшественники – квазигосударства и подобные им образования.


Слайд 32В приведенном анализе показателем сравнения был суверенитет
Можно брать и иные факторы
Направления

анализа понятия «Государство»:
- В пространстве (Атлас стран)
- Во времени (направление изменений)
- По качественно новым характеристикам (сетевое государство, электронное государство)
От e-governance к e-government

Слайд 33Анализ может вестись как с позиций
эмпирической, так и нормативной политической науки

(теории)
С позиций должного первичным становится одно из звеньев триады
Индивид – общество (сообщество)-государство
Либерализм – Социализм (коммунитаризм) – консерватизм

Слайд 344. ГОСУДАРСТВО: СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, СТАТУСНОСТЬ И ….


Слайд 35Появление термина «государственная состоятельность»
Был предложен в 1968 г. Дж.П.Неттлом в

статье «Государство как концептуальная переменная»
Идея логической и эмпирической независимости переменных «государственность» или «Государственная состоятельность» (state-ness) и «национальность» (nation-ness)..

Слайд 36За прошедшие более 40 лет
В политической науке не сложилось единого мнения

– что такое «Государственная состоятельность» -
Государство представляет собой совокупность систем и практик управления. Иначе, качества, которые делают его государством – сильно варьируют (Pfister, 2004)
Иногда сильная армия необходима, а иногда - нет

Слайд 37Есть два подхода к пониманию государственной состоятельности
1. Функциональный = способность государства

выполнять основные функции
2. Результат политической идентификации населения с государством, признания последнего и консолидация политического сообщества
Однако для второго подхода – второй характеристики «государственности» – есть другой термин – «state-hood» – статусность государства

Слайд 38Е.Ю.Мелешкина (2011): три аспекта государственности





2. (
Государственность
1.Государст-венная состоятель-ность (stateness)
2.Государст-венная статусность (statehood)
3. Полити-ческое

структу-рирование





Слайд 391. Государственная состоятельность (stateness)
Способность территориальной политии обеспечивать процесс принятия и реализации

обязательных для исполнения решений на своей территории
И циркуляцию иных общественных (публичных) благ

Слайд 402. Государственная статусность (statehood)
Признание существующего государства и режима
- внешняя, как принадлежность

к сообществу государств
- внутренняя, как признание самим населением (= легитимность (?))

Слайд 413. Политическое структурирование
Организация различных интересов,
позволяющих им воздействовать на государственную власть,


обеспечивать взаимодействие между собой по поводу использования публичных институтов

Слайд 42Государство как
Организация процесса принятия и реализации обязательных для исполнения решений и

обеспечения циркуляции общественных благ,
Воспроизводящую себя посредством извлечения ресурсов на определенной территории

Слайд 43Базовые характеристики современного государства «европейского» типа
Обязательность решений
Наличие аппарата управления
Территория и границы
Извлечение

ресурсов для самовоспроизводства

Слайд 44Государственная состоятельность по (Fritz, 2007)

Stateness
1. «Размер» или «территория» распростране-ния государства
2.

Способность к эффективному управлению (state capacity)

3. «Качество» управления (good or bad governance)





Слайд 451. «Размер» или «территория» распространения государства,
фактически объем циркуляции публичных благ:


- доходы государства,
- количество задач и ответственностей государства и т.д.
Размер может быть большим, но использоваться неэффективно


Слайд 462. Способность к эффективному управлению (state capacity)
Включает в себя:
Способность к

принятию решений
Их воплощению в жизнь
Контролю за ними
Здесь можно противопоставить модели «ручного» управления и инфраструктурной эффективности

Слайд 473. «Качество» управления (good or bad governance)
Наличие или отсутствие «суверена», способного

гарантировать:
стандартные и унифицированные правила игры,
эффективной системы сдержек и противовесов между различными обладателями власти,
подотчетности элит.

Слайд 48По критерию «качества» управления
«Плохому» правлению
- деспотический режим управления
- «приватизация»

государства различными игроками
- широкое использование популизма
Противостоит «хорошее» правление, обладающее противоположными характеристиками

Слайд 49Ф.Шмиттер в качестве синонима stateness
Использует «state capacity» – государственную способность


Он задается вопросом «Способность государства делать что?», показывая, что ответ на него зависит от пространственных и временных характеристик.
Считает важным использование термина «governance», как универсальной характеристики государственной способности

Слайд 50Governance (по Ф.Шмиттеру(2005))
Механизм обсуждения широкого круга проблем / конфликтов, в которых

заинтересованные лица (государство и негосударственные акторы)
в процессе переговоров друг с другом регулярно достигают обязательных решений, удовлетворяющих все стороны,
и сотрудничают в исполнении этих решений

Слайд 51Основной показатель состоятельности государства -
Способность к производству публичных благ
Роберт Ротберг (2007)

состоятельностью понимает результат способности власти удовлетворять ожидания общества и обеспечивать инфраструктуру для участия граждан в производстве благ:
Безопасность, законность, политическая свобода, возможности экономики, образование, здравоохранение, инфраструктура и условия для развития гражданской активности


Слайд 52В зависимости от способности государства представлять эти блага
Ротберг выделяет 4 группы

государств:
Сильные (strong), демонстрирующие их устойчивое производство
Слабые (weak) – производящие их неустойчиво, ограниченно и недостаточного качества
Гибнущие (failing) – испытывающие острый качественный и количественный дефицит благ
Распавшиеся (collapsed) – практически лишенные благ

Слайд 53При исследовании stateness надо учитывать:
Хронополитический уровень развития и доминирующий тип культуры

(рациональный/ патримональный)
Индивидуальные особенности: особые ресурсы/рычаги влияния (харизма лидера, система ценностей), этнорелигиозная гомогенность/гетерогенность
Внешние условия – наличие государства /государств-партнеров, сильных диаспор, интересов ТНК и т.д.

Слайд 54Гибнущие (failed) или несостоятельные государства
Примеры: Гаити, Сомали, Судан, Руанда, Либерия,

Бурунди, Сьерра-Леоне, Афганистан, Колумбия и т.д.
Жесткие критерии – около 20, более мягкие – 50. И как итог распада СССР и Югославии

Слайд 55Общие черты несостоявшихся г-в
Региональные, этнические, клановые и религиозные лояльности вытесняют лояльность

к государству
Т.к. экономика очень слаба или вовсе отсутствует, население выживает благодаря включенности в полулегальные и нелегальные сети – от
челночной торговли и контрабанды до
торговли оружием, производства и распространения наркотиков

Слайд 56Непризнанность как вид failing
1. Непризнанные государства - сателиты (признаны и

поддержаны государством-спонсором, шансов на признание не имеют) – Турецкая республика северного Кипра, Герцог-Босна при поддержке Хорватии (три года в 90-е), Абхазия и Южная Осетия
2. Самопровозглашенные непризнанные государства – могут признать - Эритрея, отделившаяся от Эфиопии, Восточный Тимор от Индонезии, Косово (признали 70 стран)
Или нет – Сомалиленд, Вазиристан в Пакистане

Слайд 57Непризнанность - 2
3. «Воображаемые непризнанные государства – Западная Сахара, Палестина
4. Непризнанные

государства – фантомы – Тибет, Ичкерия
5. Непризнанные государства с меняющимся статусом - Тайвань
Соответственно, те государства, от которых откололись непризнанные – являются несостоятельными, так как не контролируют территорию - Азербайджан, Грузия и т.д.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика