Слайд 1Коррекционно-развивающая направленность внеклассных мероприятий
Старший воспитатель: Фаизова Е.Ш.
Слайд 2 Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и
развитии ребенка. На внеклассных занятиях, экскурсиях у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение, дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе. Вся система внеклассных мероприятий, проводимая педагогами – воспитателями, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны.
Слайд 3 Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех
воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей. Это процесс развития механизмов компенсации дефекта. Воспитание в коррекционной школе-интернате не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путём многократных упражнений.
Слайд 4Планируя воспитательный процесс, организатор во главу угла ставит личность ребёнка с
его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) включается в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.
Слайд 5Коррекционное воздействие - это специально разработанная система:
- воспитательных мероприятий;
- оформления окружающей
среды;
- разработки коррекционно – развивающих упражнений;
- овладения воспитателями технологиями обучения и воспитания , обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё «Я» и т.д.
Слайд 6Принцип мотивации, предполагающий побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед
ним воспитателем. Иначе говоря, задача занятия должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели её решать.
Слайд 7 Постановка задач занятия должна служить цели развития мотива деятельности наших
детей как осмысленного побуждения для определённых действий: слушать воспитателя, смотреть фильм, читать книгу и т.д. Нельзя навязывать, а тем более подросткам, готовые формы, догмы правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых они сами искали бы решение.
Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую поступает, должна поступать информация.
С этой целью воспитателю и предлагается включать в занятия специально оформленные, разработанные задания и упражнения.
Слайд 8Реализация принципа мотивации достигается следующими приёмами и методами:
Постановка проблемных заданий.
Постановка познавательных
задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности.
Ещё один приём, который служит цели развития мотивации – аргументированная оценка, похвала, поощрение.
Слайд 93.Ещё один приём, который служит цели развития мотивации – аргументированная оценка,
похвала, поощрение.
В значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Оценка деятельности воспитанников – это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы, при условии знания сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника, учитывая тот факт, что взаимоотношения воспитателя и воспитанников насквозь пропитаны оценочными моментами: в оттенках интонации педагога, в том ,что он спрашивает, как принимает ответы и т.п.
Не столько положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она объективно обоснована и мотивирована. Для нас здесь очень важным фактором является соответствие уровня сложности задания уровню возможностей воспитанников.
Успех вообще окрыляет, но слишком легко дающийся успех, размагничивает детей, вызывая чувство самоуспокоения. Когда воспитатели с детьми младшего школьного возраста играют в «Репку», «Колобок» и пр., они принижают возможности своих подопечных, размагничивают их, формируя самоуспокоение, самоуверенность. Именно такой подход формирует потребительское отношение к выполнению заданий, с которым очень сложно бороться в среднем и старшем школьном возрасте. Вырастающие дети с привычным чувством ложного успеха, который реально не соотносится с их возможностями, превращаются в подростков, которые пренебрежительно, свысока, игнорируя воспитателя, относятся к своей школе, считая, что все им должны. Это мы их так воспитываем, ставя перед ними требования, не соответствующие уровню достижений каждого, не стимулирующие усилий на выполнение заданий.
Слайд 10Принцип продуктивной обработки информации – это создание воспитателем таких педагогических ситуаций,
в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем.
принцип продуктивной обработки информации реализуется через:
- индивидуальные упражнения и задания, в ходе выполнения которых дети отрабатывают только что показанный вариант решения педагогической задачи на своём задании;
- дозированную поэтапную помощь педагога;
- задания с опорой на несколько анализаторов.
Слайд 11принцип развития и коррекции высших психических функций
Речь идёт об обязательном
включении в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков, какой- то конкретной психической функции, отдельной её операции.
Слайд 12Познавательная, когнитивная деятельность- это мышление, сложный, многоплановый процесс, протекающий в ходе
всех видов деятельности воспитанника: режимные моменты ,самоподготовка, прогулка, игра и т.д. Для осуществления мыслительной деятельности необходима чёткая, слаженная работа основных операций мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждение-умозаключение, обобщение. Каждая из этих операций может быть конкретно включена в коррекционную работу на том или ином занятии. Это происходит при условии, если воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой операции.
Слайд 13Следующий принцип коррекционного сопровождения – принцип динамичности восприятия. Принцип динамичности восприятия
предполагает включение воспитателем в занятия игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующих отклонения в его характеристиках.
Слайд 14«Динамичность восприятия» должна реализовываться также и в перспективном планировании работы воспитателя.
Речь идёт об использовании различных форм воспитательских часов: тренинги, диспуты, игры - драматизации и т.д., в ходе которых отрабатываются различные модели поведения, алгоритмы решения житейских проблем, формируются механизмы продуктивного общения, а не отрабатываются лишь воспроизведение заданных образцов поведения.