Слайд 1ФЕДОРОВА Ч.П.
ОГБОУ СПО БПК ИМ.Д.БАНЗАРОВА
Коррекционная педагогика
Слайд 2
Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправление)
это многоотраслевая наука, изучающая
детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.
Слайд 3
Объект коррекционной педагогики – личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической,
интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении,затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию.
Слайд 4
По А.Д. Гонееву (1999)
Объект коррекционной педагогики - дети, имеющие четыре
«Д»
т.е. дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (нарушедаптацию (нарушение приспособления) и проявляющие девиацию (отклонение в поведении).
Слайд 5
По Г.В. Кумарину (2001)
Объект коррекционной педагогики - ситуации и состояния
риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой.
Слайд 6
По Т.В. Вареновой (2003)
Объект коррекционной педагогики - психические и физические
нарушения, а не их носители.
Слайд 7
Предмет коррекционной педагогики – теория и практика специального образования, включающая в
себя изучение особенностей развития и образования ребенка с ОПФР, особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, образовании такого ребенка в целях его социальной адаптации и интеграции в общество.
Слайд 8
Цель коррекционной педагогики: коррекция недостатка, его компенсация
педагогическими средствами; адаптация и
реабилитация социальная и личностная.
Задачи:
1) определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений, выявляет причины и условия их появления;
2) изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
3) выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии, этиологию психофизического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности лиц с ОПФР;
4) в соответствии со структурой нарушения определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного лица с ОПФР;
5) разрабатывает методы, приемы, средства и технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность; определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ОПФР;
7) определяет цели, задачи и направления деятельности, специальных коррекционно-развивающих учреждений;
8) создает необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОПФР.
Слайд 9Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей:
сурдопедагогика (от греч. surdus
– глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
тифлопедагогика (от греч. tiphlos – слепой) – вопросывоспитания и обучения детей с дефектами зрения;
олигофренопедагогика (от греч. olygos – малый, phren – ум) – вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
логопедия (от греч. logos – слово, paideia – воспитание, обучение) – вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Слайд 10Основные категории
Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер,
направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развити ядетей с ОПФР. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.
Слайд 11
Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение, перестройка нарушенных
или недоразвитых функций организма, его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры сохранными, компенсаторными механизмами.
Н-р, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, т.е. спомощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.
Слайд 12
Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соединение) – в контексте коррекционной
педагогики, это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.
Слайд 13
Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas –восстановление пригодности к
чему-либо, способности и socium – общество) – это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности.
Слайд 14
Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к
условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Слайд 15
Дезадаптация (от лат. de(s) – прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо
понятия) – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.