Слайд 1
20 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка
Григорьева Галина
Федоровна, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия
Конвенция ООН о правах ребенка
Слайд 2Этапы признания прав ребенка на международном уровне
Женевская декларация
прав ребенка (1924
г.)
Декларация прав
ребенка (1959 г.)
Конвенция о правах
ребенка (1989)
Всеобщая декларация прав человека ООН (1948)
Год ребенка 1979
Факультативные протоколы (2000)
участие детей в вооруженных конфликтах
торговля детьми, детская проституция и детская порнография
Международные пакты (1966)
- о гражданских и политических
правах
- об экономических, социальных
и культурных правах
Слайд 3Распространенность конвенции
По состоянию на 30.7.2007 – 193 государства-участников
Факультативный протокол, касающийся
участия детей в вооруженных конфликтах – ратифицирован 116 государствам
(122 подисавших)
Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии – ратифицирован 121 государствами (115 подписавших)
Не ратифицировали: США, Сомали
Слайд 4Специфические характеристики конвенции
Наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.
Касается
всех детей до достижения 18-летнего возраста, если по закону он не достигает совершеннолетия ранее.
Закрепляет гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, объединенные в едином документе.
Учитывает многообразие культур, традиций, религий, уровень экономического развития различных стран.
Механизм контроля
Слайд 5Зачем специальная совокупность прав для детей?
«...ребенок, ввиду его физической и умственной
незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»
(Декларация прав ребенка)
Чем лучше понимание прав, тем больше шансов на их обеспечение.
Через конвенцию права ребенка являются ясными, последовательным, всесторонними.
Это является предпосылкой для уважения и соблюдения прав.
Слайд 6Законодательство РФ – Конвенция ООН о правах ребенка
Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. (Конституция РФ, ст. 15, 4.)
(См. также Федеральный закон О международных договорах Российской Федерации от 15.07.1995 ст. 5)
Слайд 7Уважение к существующим стандартам
Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений,
которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться:
a) в законе государства-участника; или
b) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства. (Ст. 41)
Слайд 8Структура конвенции
Преамбула
Ст. 1-41 Определение прав детей и обязанность их осуществления государствами-участниками
Ст.
42-45 Обязанность информирования, мониторинга, роль органов ООН в увеличении эффективности осуществления
Ст. 46-54 Постановления по присоединению к конвенцией, ее ратификации, вступление в силу
Слайд 9Цели конвенции
Конвенция обязывает обеспечить детям и молодежи:
Долю ресурсов общества, чтобы общество
обеспечивало права детей и молодежи более полно.
Право на защиту и заботу: государство берет ответственность за благосостояние ребенка и молодого человека в случаях, когда ресурсы родителей недостаточны для их обеспечения.
Право на участие в принятии решений и общественной жизни в соответствии с возрастом и уровнем развития.
Слайд 10Основные принципы конвенции
Все права, гарантируемые в соответствии с Конвенцией должны быть
доступными для всех детей без дискриминации любого вида (ст. 2),
Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ст. 3(1))
Каждый ребенок имеет право на жизнь, выживание и развитие (ст. 6)
Мнение ребенка рассматривается и принимается во внимание во всех делах, затрагивающих его интересы (ст. 12)
Слайд 11Первоочередность интереса ребенка
Во всех действиях в отношении детей, независимо от того,
предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
(Ст. 3, 1)
Слайд 12Обязательства рассматривать наилучшие интересы ребенка в специфических ситуациях
Разлучение с родителями (ст.
9)
Поддержание контактов с родителями (ст. 9)
Обязанности родителей (ст. 18)
Лишение семейного окружения (ст. 20)
Усыновление (ст. 21)
Лишение свободы (ст. 37)
Слушание суда уголовных дел, касающегося подростка (ст. 40)
Слайд 13Запрет дискриминации
1. Уважение и обеспечение всех прав, за каждым ребенком, без
какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, убеждений, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Принятие всех необходимых мер для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи. (ст. 2.)
Слайд 14Уважение к взглядам ребенка
ребенок, способен сформулировать свои собственные взгляды, имеет право
свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его
взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст.12)
Слайд 15Право на жизнь, выживание и развитие
Обеспечение в максимально возможной степени
выживание и развитие – крайне важно для осуществления Конвенции.
Роль родителей и семьи для развития ребенка
Обязанность государства поддерживать родителей
Защита от насилия и эксплуатации
Слайд 16Периодическая оценка попечения
Это оценка попечения, ухода, лечения и всех условий
Детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 20)
Усыновленных детей (ст. 21)
Детей-беженцев (ст. 22)
Детей-инвалидов (ст. 23)
Больных детей и детей, страдающих от психических расстройств (ст. 24)
Детей, находящихся в школах-интернатах (ст. 28)
Детей, находящихся в местах лишения свободы (ст. 37)
Детей, находящихся в других учреждениях из-за правонарушений (ст. 40)
Слайд 17Распространение информации о конвенции
Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства,
широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей. (СТ 42)
Увеличение общественной осведомленности, обеспечение видимости детей
Повышение уважения к детям
Подтверждение ценности основных прав детей
Достижение национального примирения
Поощрение защиты прав детей, входящих в группах меньшинств
Изменение отрицательного отношения к детям
Искоренение предубеждений против уязвимых групп детей и вредных культурных обычаев
Цели
Слайд 18Направления работы
Распространение текста конвенции, информирование и разъяснение
Информационные кампании, нацеленные на продвижение
детских прав в обществе и в семье
Обучение для профессионалов, работающих с детьми, включая учителей, социальных работников, специалистов здравоохранения, правоохранительных органов, и т.д.
Слайд 19Причины отказа США от ратификации
Аргументы...
Конвенция
уменьшает авторитет родителей,
вмешивается в способность родителей
воспитывать и дисциплинировать своих детей
поднимает права детей выше прав родителей
... и факты
конвенция неоднократно упоминает и подчеркивает важность отношений между ребенком и родителями, а также требует, чтобы правительства уважали права и обязанности родителей (см. ст. 5, 7, 8, 10, 14, 16, 18, 22, 27, 29, 37)
Слайд 20Система отчетности
Обязанность государств-участников предоставлять доклады о принятых ими мерах по закреплению
признанных в Конвенции прав и о достигнутых результатах в осуществлении этих прав:
a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;
b) впоследствии через каждые пять лет. (ст. 44)
Слайд 21Комитет по правам ребенка
Основная задача: рассмотрение (мониторинг) достигнутых результатов государствами-участниками в
выполнении обязательств конвенции
рассматривает доклады государств-участников конвенции
выскажет комментарии и представляет рекомендации.
Состав комитета – 18 членов-экспертов
Срок службы – 4 года
Собирается 3 раза в год
Заседание: пленарное заседание (3 недели) + рабочая группа до него (1 неделя)
Общие комментарии к различным вопросам прав детей
Дни дискуссии (раз в год)
Слайд 22Инструкции к подаче доклада
Общие меры, принятие для выполнения обязательств
Определение ребенка
Общие принципы
Гражданские
права и свободы
Семья и альтернативная опека
Общее здоровье и благосостояние
Образование, досуг, культурные мероприятия
Меры по специальной защите