Слайд 1Концепция формирования универсальных учебных действий
© Зайцева Н.В., доцент кафедры дошкольного и
начального образования ГОУ ЯО ИРО
Слайд 2Понятия «концепция», «парадигма», «педагогическая парадигма». Стратегии развития современной начальной школы. Цели
и задачи развития современной начальной школы.
Актуальность проблемы формирования УУД для предшкольного и начального общего образования. Содержание концепции ФГОС (2008 г.). Ценностные ориентиры начальной школы.
Проблема преемственности образовательного процесса в ДОУ, начальной и средней школой. Возрастные особенности развития учебной самостоятельности, универсальных учебных действий в предшкольном образовании.
Слайд 3Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов: А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской,
О.А. Карабановой,
Н.Г. Салминой,
С.В. Молчановым
под руководством А.Г. Асмолова.
Слайд 4Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального
общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Слайд 5Концепция необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной
школе и обеспечения преемственности образования.
Концепция должна стать основой для разработки
учебных планов,
программ,
учебно-методических материалов и пособий
в системе начального образования.
Слайд 6Актуальность концепции развития УУД для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
1.
…
2. …
3. …
4. …
Слайд 7Ценностные ориентиры начального образования
Слайд 8В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании
как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского.
Слайд 9 Основные задачи и направления развития системы образования:
Слайд 10Базовые ориентиры современных стандартов образования в соответствии с заявленными задачами и
направлениями
Слайд 11Цели, задачи и направления развития начального образования
Слайд 12Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об
изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:
— от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;
— от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
— от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;
— от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
— от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Слайд 13Типы педагогического проектирования (В.И. Слободчиков)
Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках
определенного возрастного интервала.
Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред.
Собственно педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Слайд 14Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях
следующих подходов:
зуновского,
компетентностного,
проблемно ориентированного,
личностно ориентированного развивающего образования,
смысловой педагогики вариативного развивающего образования,
контекстного,
системно-деятельностного подходов.
Слайд 15Проблема преемственности
образовательного процесса в школе и психологические трудности перехода
с одной ступени
образования на другую
Слайд 16Проблема преемственности возникает по нескольким причинам:
Во-первых, это недостаточно плавное, даже
скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся.
Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Слайд 17 Готовности детей к обучению в школе должна рассматриваться как комплексное
образование, включающее в себя
Психологическую готовность:
-эмоционально-личностная,
-интеллектуальная,
-коммуникативная.
Физическую готовность.
Слайд 18Целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не
только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.