Консультация для родителей на тему:Что такое семантическое поле. Формирование семантического поля у дошкольников Автор: Гольцекер Е.И. презентация

Содержание

Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному

Слайд 1Консультация для родителей на тему: «Что такое семантическое поле. Формирование семантического поля

у дошкольников» Автор: Гольцекер Е.И. МАДОУ №133 г.Екатеринбург, 2014 г.

Слайд 2Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка

правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.
В работах Р.Е.Левиной, Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей:
Это неправильное употребление:
-   окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
-   предложно-падежных конструкций.
неправильное согласование слов в предложении, словосочетании ( существительные и прилагательные, существительные и числительные, существительные и глаголы, );
затруднения в подборе определений, синонимов и антонимов;
ошибки в словообразовании (в образовании уменьшительной формы существительных, ошибки на образование относительных, притяжательных прилагательных)
Ошибки в словоизменении (изменение существительного по падежам, преобразование существительного единственного числа во множественное, образование форм существительного родительного падежа единственного и множественного числа)

Введение


Слайд 3
Так что же такое семантическое поле? И Зачем оно нужно?

З. А.

Репина, Т. В. Васильева представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами.
В центре «семантического поля» помещается ядерное слово (картинка с изображением предмета или сам предмет, или кар­точка с написанным названием предмета). На основе ассоциаций, которые вызывает данное слово, ребенок создает периферию «семантического поля» (рис.1).
Включение взрослого в процесс построения
и функционирования семантических полей
открывает колоссальные возможности для
коррекции недостатков и развития речевых
способностей детей, в том числе и в развитии
связной речи.


Слайд 4Рис. 1 «Семантическое поле» ребенка процессе обучения и развития


Слайд 5В структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий (I) и формообразующий

(II), взаимоотношения которых можно определить как отношения, хозяина и слуги.
Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей. Наполнение определенного слова содержанием происходит сначала в пяти пространствах внешней речи:
1 – коренной смысл или суть понятия;
2 - родственный смысл (образование однокоренных слов, изменение по числам, временам)
3 – противоположный смысл (образование антонимов)
4 – близкий смысл (создание синонимов, образных выражений)
5 – смежный смысл (словоизменение по типу согласования)
Освоение содержания слова заканчивается во внутренней речи:
6 – обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов)
7 – осознанный смысл (осмысленное понятие в информационном поле личности) .
Формообразующий слой включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний:
1 предметные (существительные, местоимения)
2 действенные (глаголы, деепричастия)
3 признаковые (прилагательные, наречия, причастия) .
 

Слайд 6Данная структура семантического поля может быть представлена определенным алгоритмом, который позволяет

наиболее полно раскрыть суть изучаемого понятия и определяет последовательность осознания смысла.
Ядерные – однокоренные – антонимичные – синонимичные – ситуативные – мыслеобразные лексемы в изменяющихся категориальных формах.
Аналогичная закономерность проявляется при формировании разных уровней общения ребенка: самоощущаемость (сущность) – родные (семья, родственники) – неродные (чужие, незнакомые, враги, антипатии) – близкие (друзья, соседи, знакомые, одногруппники по детскому саду, симпатии) – ситуативные встречи с разными людьми (горожане, иногородцы, сограждане, иностранцы).

Слайд 7Адекватное восприятие и освоение звуков, слов и предложений происходит не изолированно

и хаотично, а через общую тему (опосредованную словом ситуацию со всеми ее ближайшими и отдаленными взаимосвязями).

Поэтому любой вид работы по развитию речи (звуковая культура, лексико-грамматический строй, связная речь, грамота, ознакомление с художественной литературой) следует проводить на общетематической основе, т.е. в структуре семантического поля как целостного.

Таким образом занятие, этапы которого объединены одной темой, усваивается ребенком лучше, чем просто подбор упражнений, не связанных общей тематикой.

Слайд 8Итак, мы подробно разобрали что такое семантической поле и почему важна

работа по его расширению. Но как же провести
занятие или беседу, тем более в домашних условиях?
Приведу пример . На дворе лето
и большинство родителей проводят большую
часть свободного времени на дачах, в садах, поэтому возьмем слово «малина». Во-первых, малина есть почти в каждом саду. Во-вторых, Вам не нужны будут предметные карточки, у Вас уже есть куст малины в качестве прекрасного наглядного материала. Подведите ребенка, рассмотрите этот куст, рассмотрите спелые красные ягоды и задайте несколько наводящих вопросов. Помните, чтобы связная речь ребенка развивалась быстрее, просите от него полных ответов на свои вопросы. То есть не односложный ответ, например, «Что это за ягода? - Малина», а полный ответ
«Что это за ягода? - Это ягода малина».



Слайд 9Ход беседы
В: Какие ягоды растут у нас в саду?
Р: У

нас в саду растут ягоды: клубника, малина, смородина, вишня.
В: А как называется вот эта ягода? (показать на ягоду малины)
Р: Это ягода малина.
В: Правильно. А малина она какая? Давай подберем красивые слова к слову «малина».
Р: Малина: розовая, крупная, сладкая, сочная, мелкая, твердая, красная, мягкая, вкусная.
В: А как ласково назвать эту ягодку?
Р: Малина, а ласково малинка.
В: Посмотри, вот это одна ягода малина, но в нашем саду их много, давай посчитаем ягодки на этом кусте?
Р: Одна ягода малина, две ягоды малины, три ягоды малины, четыре ягоды малины, пять ягод малин и т.д.
В: Ты молодец, и считать умеешь, и слова правильно изменяешь. А давай скажем теперь, чего много в саду? Одна ягода малина, а много?
Р: Много ягод малины.


Слайд 10В: Что надо сделать человеку, чтобы у него в саду росла

такая ягода?
Р: Посадить малину, полить малину, ухаживать за малиной, полоть малину, подвязать малину, собрать малину (Если ребенок не может подобрать действия, то помогаем ему наводящими вопросами).
В: Давай немного разомнемся, повторяй за мной (действия выполнять по тексту):
С веток ягоды снимаю. 
И в лукошко собираю.
Ягод -  полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
А потом еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.



Слайд 11В: Давай прохлопаем слово «малина» ( три хлопка, три слого: ма-ли-на)
В:

Назови первый звук в слове малина? Последний? Сколько всего звуков в этом слове?
В: А расскажи, что делает малина, чтобы вырасти такой вкусной и радовать ребят?
Р: Малина: растет, приживается (если куст только посадили), зеленеет, спеет, краснеет, радует.
В: Правильно.А теперь выполним трудное задание. Куст малины просто так не вырастет на даче, его нужно посадить. Давай придумаем как можно больше родственных слов к слову садить, изменяем только начало слова.
Например: садить малину, отсадить малину, пере- ,вы- ,под- ,за-,на-, по-, до-.
В: Здорово у нас получилось. А теперь давай поиграем в игру, я буду говорить предложения, а тебе нужно их закончить словом «малина».

Слайд 12Рассказ «Малина»
Света посадила в своем саду (что?)________ (малину) . Она каждый

день хаживала она за (чем?) __________ ( малиной) . Спели и краснели ягоды (чего?)________ (малины) . Света оказалась умелым садоводом. Все лето заботилась о (чем?)________ (малине) и вот пора собирать урожай. Девочка собрала целое лукошко (чего?) ________ (малины). Дома она сделает варенье из малины, которое называется (как?) _________ (малиновое). Ох и вкусная же ягода – малина!
В: Какой ты молодец! Вот как
Много всего мы узнали о малине!


Слайд 131. Игры с ядерными словами
Задача ядерных игр – согласование звучащей формы

слова с его содержанием и закрепление их совместного образа. Знакомые слова предпологают уточнение или углубление его смысла. Сюда входят игры :
Логические игры
- поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой) ;
наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей). В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] – гудит в полете, [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку.
Ритмические игры
- отработка рисунка слова с, ударным молоточком,
- деление слова на слоги с ним же.

Так же представляю вашему вниманию систему лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей.


Слайд 14 Повторы с обыгрыванием
- игры с кулачками. Дети должны, бросить, слово

в кулачок, отпустить в любом направлении, опять, поймать, в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово.
- формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске.
2. Игры с однокоренными словами (это родные слова) .
Задача однокоренных игр – поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний.
3. Игры со словами – антонимами (слова наоборот) .
Задачи антонимических игр – осознание смысла и оттенков значений через противопоставлений; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов.
- Я вижу не, …. а наоборот,
- Третий (четвертый, пятый) лишний,
- Игры – мостики (подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного антипода к другому : жара – тепло- холод.




Слайд 15
4. Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и

том же) .
Задача синонимичных игр – поиск общности значений в лексемах, различных формах. Сюда входят игры:
Игры с образными выражениями
- определение переносного значения слов (руки – это ветви деревьев)
- придумывание сравнений (руки – лапы, вилы, крылья) .
Игры с загадками, пословицами, поговорками.
- отгадывание загадок, синонимичных слову – отгадке
подбор разных высказываний об одном и том же
(пословицы)
-истолкование своими словами фраз, пословиц,
поговорок.
Игры на звуковые связи слов
Подмена значений слов, близких по звучанию
(дом- дым, вошел- вышел) .


Слайд 165. Игры с ситуативными словами (связанные слова)
Задача ситуативных игр – состыковка

отдельных слов, выражаю
щих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.
- «Дополнялки», подбор эпитетов, действий, признаков к предложенному слову).
- загадки с перечислением предметов, свойств или действий (серый, зубастый, злой – волк)
- «Цепочки слов», (кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.)
- «Посиделки – повязалки», раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа).
«Сочинение», придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай – автобус, далеких (трамвай – лес, противоположных (день – ночь) семантических полей.
6. Игры с мыслеобразными словами
Задачи мыслеобразных игр – мысленный подбор слов, формулировка ответов, составление рассказов.



Слайд 17Т. о. вы увидели усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют

приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей. Работа началась со слов, далее работа с предложениями и пришли к составлению рассказов.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативно связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.


Слайд 18Спасибо за
внимание!!!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика