На рубеже XIX-XX реализм по-прежнему популярен, в русле реалистического метода творят такие известные и получившие признание авторы, как Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Короленко, а также молодые писатели Иван Бунин и Александр Куприн.
Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма.
Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты.
Влияние декадентства заметно в творчестве писателя Леонида Андреева, в реалистических произведениях которого все сильнее и сильнее стали звучать пессимистические мотивы, неверие в разум человека, в возможность переустройства жизни к лучшему, опровержение всего, на что надеются и во что верят люди.
Черты декадентства можно также заметить в творчестве тех авторов, что создали в русской литературе направление символизма.
Основой эстетической доктрины символизма было убеждение, что сущность мира, сверхвременная и идеальная, находится за пределами чувственного восприятия человека. По мнению символистов, образы истинного мира, постигаемого интуитивно, не могли быть переданы иначе как через символы, через символическое обнаружение аналогий между миром высших реальностей – и миром земным. Символистам свойственно обращение к религиозно-мистическим идеям, к образам античного и средневекового искусства. Также они стремились выдвинуть на первый план изображение индивидуальной скрытой жизни человеческой души с ее смутными порывами, неопределенной тоской, страхами и волнениями. Поэты-символисты обогатили поэтический язык множеством новых ярких и смелых образов, выразительных и красивых сочетаний слов и расширили область искусства изображением тончайших оттенков чувств, мимолетных впечатлений, настроений и переживаний.
Ярким выразителем импрессионестической стихии в раннем русском символизме был Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). В течение десятилетия, вспоминал Брюсоx, Бальмонт "нераздельно царил над русской поэзией". В 90-х годах вышли сборники его стихотворений: "Под северным небом" (1894), "В безбрежности" (1895), "Тишина" (1897); в 900-е годы, в период творческого взлета Бальмонта, - "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1903).
В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. В среде поэтов возникает кружок "Цех поэтов" (1911), во главе которого становятся Н. Гумилев, С. Городецкий. Членами "Цеха" были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина- Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. "Цех" начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячный поэтический журнал "Гиперборей".
В 1912 г. на одном из собраний "Цеха" был решен вопрос об "акмеизме" как о новой поэтической школе. Основным органом акмеистов стал журнал "Аполлон".
Стремясь рассеить атмосферу иррационального, освободить поэзию от "мистического тумана" символизма, акмеисты принимали весь мир - видимый, звучащий, слышимый. В произведениях поэтов- акмеистов крайне характерно разрабатывается тема отношений прошлого, настоящего и будущего России.
Надо отметить, что и акмеистская группа и футуристская были с самого начала очень неоднородными. Время показало, что все участники объединений пошли разными путями, подчас очень далекими от увлечений своей литературной молодости.
На рубеже XIX -XX веков Россия пережила культурный и интеллектуальный подъем. Это было время рождения русской философии как научной дисциплины и бурного расцвета русского искусства. Декаденс - одно из направлений развития литературы того периода, тогда как замечательных, всемирно- известных поэтов нам принесли и "реализм" (И. А. Бунин), и "новокрестьянская" поэзия (С. Д. Дрожжин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин), и "сатириконцы" (Саша Черный, Теффи) и другие.
Редактор и бессменный автор пользовавшегося большой популярностью журнала «Сатирикон», Аверченко обогатил сатирическую прозу яркими образами и мотивами, отображающими жизнь России в эпоху трех революций. Художественных мир писателя вбирает в себя многообразие сатирических типов, поражает обилием специфических приемов создания комичного. Творческая установка Аверченко и «Сатирикона» в целом заключалась в выявлении и осмеянии общественных пороков, в отделении подлинной культуры от разного рода подделок под нее.
С 1908 года он постоянным автором журнала "Сатирикон" становится Саша Черный. Его стихи, особенная смесь желчи и горечи, соли и простодушия, дерзости и детскости, в эти годы были у всех на устах. Как вспоминает К.И.Чуковский, "получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть. Он попал, так сказать, в самый нерв эпохи, и эпоха закричала о себе его голосом".
В 1911 году состоялся дебют Саши Черного в детской литературе - стихотворение "Костер". В 1912 году вышел его первый детский рассказ "Красный камушек", в 1915 году книга стихов для детей "Тук-тук", в 1914 году - "Живая азбука" в стихах, ставшая знаменитой. Постепенно творчество для детей делается его главным занятием.
Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пения" Контрастных, порой взаимоисключающих художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Однако эта многогранность искусства не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть