Компьютерные технологии в инновационной деятельности и управлении качеством на предприятии презентация

Содержание

Лекция 5 (15.03.2012) Стандарты в области менеджмента инноваций – ключ к устойчивому успеху

Слайд 1Компьютерные технологии в инновационной деятельности и управлении качеством на предприятии
Дисциплина для

магистерской подготовки по направлению 210400 «Радиотехника»

Автор: Исаев Владимир Александрович,
к.т.н., доцент

Великий Новгород, 2012

Слайд 2Лекция 5
(15.03.2012)

Стандарты в области менеджмента инноваций – ключ к устойчивому успеху


Слайд 3Термины и определения
Федеральный закон РФ № 254 от 21 июля 2011


«О внесении изменений в Федеральный закон
«О науке и государственной научно-технической политике»


Слайд 4Определение термина «инновации»
«Инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный

продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях»

(Oslo Manual,OECD,2005; ч.9 ст.2 Федерального закона «О науке и государственной научно- технической политике», в ред. от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ)

Слайд 5Термины и определения в соответствии с ФЗ №254 от 21 июля

2011 г.

Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная деятельность - деятельность (включая научную,
технологическую, организационную, финансовую и коммерческую
деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а
также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее
деятельности.
Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов.


Слайд 6Инновация – самая фундаментальная мера, гарантирующая любой организации неоспоримое конкурентное преимущество

на рынке

Ключевой приоритет любой организации – «выживать и процветать на рынке». Выживание обычно зависит от расширения существующих рынков, ухода с рынков, которые входят в стадию стагнации, и использования в своих интересах новых возможностей.
Организации, которые не в состоянии модернизировать процессы, выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, вряд ли останутся жизнеспособными, особенно с увеличением конкуренции по всему миру, чему часто нужно противостоять на неравных условиях.
Инновации не ограничиваются научными исследованиями в различных технологических областях. Например, сейчас «у всех на слуху» нано-, био- и IT-технологии.
Инновации могут происходить во всех частях организации и на всех стадиях жизненного цикла: исследования, проектирование, изготовление, дистрибуция и маркетинг, обслуживание и возможная утилизация продукции.


Слайд 7Классификация инноваций

Степаненко Д.М. Классификация инноваций и её стандартизация // Инновации. –

2004. - №7.

Слайд 8Классификация инноваций


Слайд 9Инновационный менеджмент

Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П., Корнюхин С.В., Молчанова О.П.,

Тихонов А.Н., Ушаков М.А. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие. / Под ред. проф. Тихонова А.Н. - М.: Европейский центр по качеству, 2003. - 408 с.


Слайд 10Инновационная экономика и менеджмент инноваций
В широком смысле инновации — это инвестиции

в будущее благосостояние общества.

Именно с этой точки зрения рассматривается сегодня роль инноваций на самом высоком политическом уровне.

Европейский парламент в своей резолюции (European Parliament resolution of 24 May 2007 on putting knowledge into practice: a broad-based innovation strategy for Europe), касающейся политики поддержки инноваций, подчеркнул, что инновационная экономика должна опираться на соответствующий менеджмент (инновационный менеджмент основанный на знаниях)

Слайд 11Пирамида источников прибыли организации


Слайд 12Работы S.WHEELWRIGHT and K.CLARK


Слайд 13«Туннель инноваций» (Этот термин появился в работе S.WHEELWRIGHT and K. CLARK. Revolutionizing

product development. New York: The Free Press, 1992 )


Идеи > Проекты > Процессы > Продукты > Рынок



Слайд 14Рабочие группы CEN/ТC 389 «Менеджмент инноваций»


Слайд 15Стандартизация инновационного менеджмента в России
Инновационный менеджмент, основанный на знаниях, является объектом

стандартизации со стороны Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ;
Создан Технический комитет ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»;
Создан Технический комитет ТК 481 «Интеллектуальная собственность»;
Введены в действие стандарты:
- ГОСТ Р 53893-2010 Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента.
- ГОСТ Р 53894-2010 Менеджмент знаний. Термины и определения.


Слайд 16Разработки ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»


Слайд 18Стандартизация менеджмента инноваций
Стандарты – признанный во всём мире инструмент поддержки инноваций

на всех стадиях жизненного цикла (!), хотя в России в настоящее время упор делается главным образом на государственном, а не на корпоративном регулировании инновационной деятельности, т.е. на разработку законов, правительственных и иных ведомственных нормативных правовых актов.

Слайд 19Что такое любой стандарт для тех, кто его применяет?
срез наилучшей

практики ведущих и самых успешных компаний со всего мира,
некая «планка», к которой стремятся («подтягиваются») как к наилучшей практике,
некий консенсус, достигнутый в профессиональной среде среди менеджеров в данной области,
некие «костыли» для поддержки, которые являются ценным и незаменимым инструментом практической помощи, а также хорошим ориентиром для менеджеров по всему миру,
призван установить и предложить пользователям чёткие, ясные, понятные и прозрачные требования, а также рекомендации и процедуры, позволяющие каждому пользователю на основе собственного опыта попытаться решать проблемы внедрения инноваций.


Слайд 20ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010)


Слайд 21ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010)
3.1 устойчивый успех : Результат способности организации

решать поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей.

Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций.

Слайд 22ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010)


Слайд 23ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010)
9.3 Инновации
9.3.1 Общие положения
Изменения в среде организации

могут потребовать инновационного подхода для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Организации следует:
- определять потребность в инновационном подходе;
- разрабатывать и поддерживать в надлежащем состоянии результативный и эффективный инновационный процесс;
- выделять необходимые ресурсы.

Примечание: 3.2 среда организации: Сочетание внутренних и внешних факторов и условий, способных повлиять на достижение целей организации и ее поведение в отношении заинтересованных сторон.

Слайд 24Стандарты менеджмента инноваций
Менеджмент инноваций (Innovation management),
BS 7000-1:2008
Проект-менеджмент (Project management), ISO

21500:2012

Менеджмент знаний (Knowledge management), CWA 14924-1:2005, PAS 2001:2001, AS 5037-2005

Риск-менеджмент (Risk management),
ISO 31000:2009

ISO 9004:2009 «Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации»


Слайд 25Стандарты BS 7000


Слайд 26BS 7000-1:2008 Системы менеджмента проектирования. Часть 1. Руководство по менеджменту инноваций
Стандарт BS 7000-1:2008

фокусируется:
- на организационных аспектах, которые являются фундаментом эффективного менеджмента инноваций;
- на стадиях менеджмента инноваций с пошаговыми рекомендациями по выстраиванию бизнес-процессов в рамках менеджмента инноваций;
- на методологиях и управленческих инструментах менеджмента инноваций;
- на вопросах выполнения самооценки способности к инновациям на всех организационных уровнях.

Примечание: В отличие от испанского стандарта (UNE 166002:2006) и португальского стандарта (NP 4457:2007), британский стандарт (BS 7000-1:2008 ) содержит не требования, а лишь рекомендации и не предназначен для целей сертификации.


Слайд 27BS 7000-1:2008 Системы менеджмента проектирования. Часть 1. Руководство по менеджменту инноваций


Слайд 28Инновации — основа перспективной системы менеджмента качества


Слайд 29Подход к менеджменту инноваций
Инновационная деятельность любой организации невозможна без целенаправленного и

системного управленческого подхода со стороны ее менеджеров и высшего руководства.
Для достижения устойчивого успеха на длительную перспективу необходимо гарантировать стабильный поток инноваций, поэтому организации должны непрерывно управлять всеми аспектами, создающими способность к инновациям, и уметь оценить эту способность.

Системный подход базируется на стандартах!


Слайд 30BS 7000-10:2008 Системы менеджмента проектирования. Часть 10. Словарь терминов, используемых в

менеджменте проектирования


п.3.195 Системы менеджмента инноваций - формализованная инфраструктура, включающая цели, стратегии и процессы, организационные структуры и ценности, посредством которых организация управляет инновациями


Слайд 31Куб инновационности — механизм порождения новаций


Слайд 32Европейские стандарты в области менеджмента инноваций
Пойлов Олег, Хохлявин Сергей. Приходят по-английски.

Зарубежные стандарты менеджмента инноваций годятся и для России // Российская Бизнес-газета (Инновации).- №798 (16)
от 17 мая 2011 г.

Слайд 33Страны-лидеры по стандартизации в области менеджмента инноваций


Слайд 34Британский институт стандартов (BSI)


Слайд 35Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR)


Слайд 36Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR)


Слайд 37Испанская ассоциация по стандартизации и сертификации (AENOR)


Слайд 38Испанская ассоциация по стандартизации и сертификации (AENOR)


Слайд 39Модель реализации процесса исследований, разработок и инноваций (стандарт UNE 166002:2006, Испания)


Слайд 40Сертификация на соответствие требованиям UNE 166002:2006


Слайд 41Португальский институт качества (IPQ)


Слайд 42Сертификация на соответствие требованиям NP 4457:2007


Слайд 43Бразильская национальная организация по стандартизации (ABNT)


Слайд 44Стандарт ABNT NBR 16501:2011
Бразильский стандарт ABNT NBR 16501:2011 «Руководящие указания для

систем менеджмента R&D&I» содержит рекомендации и разъяснения, а не требования.
Является универсальным, т.к. может быть применён любой организацией независимо от её размеров, типа и осуществляемой деятельности, которая желает внедрить и улучшать систему менеджмента в области исследований, разработок и инноваций.
Стандарт основан на общих элементах всех систем менеджмента (политика, цели, планирование, реализация проектов, мониторинг, измерения, внутренние аудиты и т.д.), что облегчает интеграцию со стандартами ISO 9001, ISO 14001.
Стандарт реализует методологию процессного подхода стандарта ISO 9000:2008 и цикл PDCA (Plan–Do–Check–Act). Не предназначен для целей сертификации.

Слайд 45Общеевропейский документ CWA 15899:2008 «Standardization of an Innovation Capability Rating for

SMEs» («Стандартизация в области рейтинга способности к инновациям для малых и средних предприятий») Имеет статус «соглашения, достигнутого в ходе Международного симпозиума» (CEN Workshop Agreement, CWA), организованного Европейским комитетом по стандартизации (CEN)

Слайд 46CWA 15899:2008 – подход и структура


Слайд 47Информационные ресурсы по менеджменту инноваций
Распоряжением Правительства РФ N2227-р от 08.12.2011 Утверждена

Стратегия инновационного развития России
на период до 2020 года

Слайд 48Информационные ресурсы по менеджменту инноваций


Слайд 49ГОСТ Р ИСО 9004-2010
5.3 Развертывание стратегии и политики
5.3.1 Общие положения
Для реализации

стратегии и политики достижения устойчивого успеха организация должна устанавливать и поддерживать в соответствующем состоянии процессы и методы, позволяющие:
- по мере необходимости преобразовывать ее стратегию и политику в измеримые цели для всех соответствующих уровней организации;
- устанавливать временные рамки для каждой цели и распределять ответственность и полномочия по достижению данной цели;
- оценивать стратегические риски и определять соответствующие контрмеры;
- выделять ресурсы, требуемые для развертывания необходимой деятельности;
- осуществлять деятельность, необходимую для достижения поставленных целей.

Слайд 50Бизнес –перспективы (Business Perspectives)

Видение (Vision)
BSC превращает Стратегию
в интегрированную систему,
определенную сквозь

призму 4-х
Бизнес - перспектив

Финансовая перспектива
Необходимо удовлетворить
наших акционеров, какие
финансовые цели мы должны достичь

Внутренние процессы
Для удовлетворения наших потребителей
и акционеров, в каких процессах мы
должны быть недосягаемыми

Удовлетворение потребителей
Чтобы достичь наши финансовые цели,
какие ожидания потребителей мы
должны удовлетворить

Обучение и развитие персонала
Чтобы достичь наших целей, как должна
наша организация обучаться и изменяться










Слайд 51Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития РФ (2020)


Слайд 52Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития РФ (2020) (продолжение)


Слайд 53Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития РФ (2020) (продолжение)


Слайд 54Информационные ресурсы по менеджменту инноваций


Слайд 55Информационные ресурсы по менеджменту инноваций


Слайд 56Информационные ресурсы по менеджменту инноваций


Слайд 57Структурная схема НовГУ


Слайд 58Учебное задание
Изучить содержание раздела 9 (Улучшения, инновации, обучение) стандарта ГОСТ Р

ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»;
Изучить содержание Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ N2227-р от 08.12.2011);
Познакомиться с компьютерной технологией BSC Designer (в соответствии с МР-3).

Примечание: учебные материалы размещены на портале НовГУ (учебные материалы > Исаев Владимир Александрович > КТ в ИД и УК на предприятии > …)

Слайд 59Список литературы
1. Федеральный закон № 254-ФЗ от 21.07.2011 г. «О внесении

изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
2. Степаненко Д.М. Классификация инноваций и её стандартизация // Инновации. – 2004. - №7.
3. Розенталь О.М., Хохлявин С.А. Менеджмент инноваций — новая тема европейской стандартизации // Стандарты и качество. – 2010. - №4. – С.30-34.
4. Фролов А. В.   Роль университетов в инновационной экономике на примере США // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2011. - N 6. - С. 85-87.
5. Николаев С. Д.   Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2011. - N 6. - С. 8-12.




Слайд 60Список литературы (продолжение)
6. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого

успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. – М.: Изд-во «Стандартинформ», 2011.
7. Исаев В.А. О гармонизации взаимодействия менеджмента качества и менеджмента инноваций в организации // Тезисы докладов 1-ой региональной научно-практической конференции «Менеджмент качества и инновации-2008».- Великий Новгород, СФ РГУИТП, 2008.- С.33-39.
8. Марцинковский Д.А. Владимирцев А.В., Марцынковский О.А. Руководство к интеграции систем менеджмента. – СПб.: Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», 2008.- 122с.
9. ГОСТ Р 53893-2010 Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента. – М.: Изд-во «Стандартинформ», 2010.


Слайд 61Список литературы (продолжение)
10. Wheelwright, S. C. and Clark, K. B. Revolutionizing

product development. New York: The Free Press, 1992.
11. Wheelwright, S. C. and Clark, K. B. Leading Product Development: The Senior Managers Guide to Creating and Shaping the Enterprise, New York: Free Press,1995.
12. Распоряжение Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».
13. Хохлявин С.А. Интеграцию систем менеджмента за рубежом облегчают национальные стандарты и практика // Стандарты и качество.-2007.-№ 7.-С.62-64.

Слайд 62Спасибо за внимание!
Тел.: (8162) 620323
E-mail: vladimir.isaev@novsu.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика