Слайд 1Компетентностная модель ученика в образовательном процессе и самореализация учащихся в условиях
современной школы
Подготовила:
зам. директора по НМР
Ширяева Т. А.
Слайд 2Модель выпускника
Выпускник школы – свободная, творчески развитая социально-ориентированная личность, способная к
самореализации и саморазвитию.
3 группы характеристик:
I. Здоровье;
II. Культура личности, жизненные и нравственные позиции;
III. Познавательная деятельность, знания и умения;
Слайд 3Что может и должна предложить школа для самореализации учащегося?
Первый путь
самореализации учащихся – применение новых современных педагогических технологий:
а) традиционные;
б) развивающие;
в) игровые;
г) тестовые;
д) модульно-блочные;
е) интегральные, например, проектная;
Слайд 4Второй путь самореализации учащихся – всякий вид творчества:
I. Формы проведения уроков:
1.
Урок-конференция;
2. Урок-защита проектов;
3. Урок-моделирование учебных элементов;
4. Урок-деловая или урок-ролевая игра;
5. Урок- КВН, «Что, где, когда?»;
6. Урок-митинг, дискуссия, телепередача, «живая газета», устный журнал;
7. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, ученый совет
8. Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
9. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, интервью, репортаж, рецензия;
Слайд 5II. Различные виды соревнований между учащимися
1. Предметные олимпиады;
2. Конкурсы чтецов, певцов,
танцоров, программистов;
3. Соревнования спортсменов, внутри классов, между классами;
4. Игры: брейн-ринг, «Умники и умницы», «Что, где, почему?», «Самый умный», «Поле чудес», «Счастливый случай», тематические викторины;
5. Фестивали;
6. Научно-практические конференции;
7. Мероприятия старших для маленьких.
Слайд 6III путь самореализации
Образование есть то, что остается,
когда все выученное уже
забыто
Лауэ
Классификация общеучебных умений и навыков:
Учебно-организационные умения и навыки;
Организация рабочего места;
Выполнение правил гигиены;
Принятие учебной цели;
Выбор способов деятельности;
Планирование организации контроля;
Слайд 7Учебно-интеллектуальные умения и навыки
сравнение
анализ
систематизация
обобщение
абстрагирование
моделирование
классификация
мысленный эксперимент
причинно-следственные связи
Слайд 8Учебно-информационные умения и навыки
чтение текста
работа с учебником
практическая работа
работа с дополнительной литературой
работа
со справочной литературой
усвоение информации с помощью ТСО, видео, компьютера, аудиозаписи
Слайд 9Учебно-коммуникативные умения и навыки
Письменная речь
Устная речь
Учебное слушание
Слайд 10Построение компетентностной модели
Первые шаги к построению компетентностной модели образования необходимо делать
уже сегодня. В качестве первоочередных мер обозначим три основные:
I. Расширить в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметный компонент, то есть включить в содержание данного предмета учебный материал из других областей знаний;
II. Создание принципиальной схемы введения компетентностных элементов во все образовательные области учебного плана;
III. Реальной организационной формой реализации компетентностной модели образования должна стать профильная старшая школа.