Когнитивно-поведенческая психотерапия и балльная система в структуре медико-социальной реабилитации пациентов с зависимостью презентация

Содержание

Когнитивно-поведенческая психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия направляет свои усилия на слом патологических паттернов аддиктивного поведения, удержание трезвого образа жизни и профилактику срывов. Она стремится обеспечить когнитивный самоконтроль над болезненными импульсами, выработку новых здоровых

Слайд 1Когнитивно-поведенческая психотерапия и балльная система в структуре медико-социальной реабилитации пациентов с

зависимостью

КУ ХМАО-Югры «Лемпинский наркологический
реабилитационный центр»


Слайд 2Когнитивно-поведенческая психотерапия
Когнитивно-поведенческая психотерапия направляет свои усилия на слом патологических паттернов аддиктивного

поведения, удержание трезвого образа жизни и профилактику срывов. Она стремится обеспечить когнитивный самоконтроль над болезненными импульсами, выработку новых здоровых поведенческих образцов. Эффективность вмешательств КПП, основанных на обучении навыкам пациентов с зависимостью от ПАВ, доказана во многих клинических испытаниях. В связи с акцентом на обучении навыкам справляться со стрессом (копинга) и постоянной отработкой этих навыков на практических занятиях, КПП оказалась хорошо методически проработанным способом лечения, снижающим употребление ПАВ и предупреждающем рецидивы

Слайд 3Особенности когнитивно-поведенческой психотерапии
Основные цели КПП состоят в помощи пациентам осознавать, избегать

и преодолевать. То есть осознавать ситуации, в которых они чаще всего употребляют ПАВ, избегать таких ситуаций, когда это необходимо и преодолевать более эффективно ряд проблем и проблемных форм поведения, связанных со злоупотреблением ПАВ. В процессе лечения пациентов обучают ставить цели по изменению поведения и эффективно использовать новые навыки копинга. Пациенты учатся применять эти навыки в конкретных ситуациях для того, чтобы прекратить употребление ПАВ. Когнитивно-поведенческая психотерапия требует тщательного изучения форм поведения, связанных с употреблением ПАВ, этому процессу уделяется большое внимание во время психотерапевтических сессий.

Слайд 4Когнитивно-поведенческая психотерапия в структуре медико-социальной реабилитации
КПТ является одной из основных психотерапевтических

методик, используемых в процессе медико-социальной реабилитации в КУ ХМАО-Югры «ЛНРЦ». Можно выделить следующие формы её использования:
Индивидуальные сессии.
Групповые сессии.
Отказ от патологических паттернов поведения, выработка новых поведенческих образцов в рамках балльной системы (поведенческая терапия).
Профилактика рецидивов.


Слайд 5Индивидуальные сессии
В процессе когнитивно-бихевиоральной терапии психотерапевт с клиентом работают вместе. Хотя

это лечение расстройств, вызванных употреблением ПАВ, рассматриваются много различных тем. Каждая сессия направлена на усваивание новых навыков, которые помогут адекватно поступать в различных жизненных ситуациях. Овладение новыми навыками – это непрерывные открытия: будут выявляться те сферы, в которых нужно приложить усилия для того, чтобы получить больше навыков поддержания трезвости. Каждая терапевтическая сессия продолжается от 45 минут до 1 часа. Количество таких сессий определяется индивидуально.

Слайд 6Выполнение индивидуальных домашних заданий
Характерной чертой КПП является использование домашних заданий для

пациентов. Задания даются чаще в виде таблиц. Подобные задания ежедневны, они выполняются регулярно, а не от случая к случаю. Вот как например выглядит стандартная четырёхстолбцовая таблица, позволяющая пациенту быть более эмоционально осознанным, а также обучающей зависимого выявлять собственные неадаптивные мысли и убеждения:



Существует ещё один вариант домашнего задания состоящий из заполнения двух таблиц, позволяющий профилактировать рецидив и выработать новые адаптивные стратегии поведения.


Слайд 7Выполнение индивидуальных домашних заданий
В первой таблице анализируется несколько ситуаций срыва или

рецидива пациента:



Во второй таблице анализируются ситуации, когда пациент испытал влечение к ПАВ, но смог отказаться от употребления:

Слайд 8Групповые сессии
Групповые занятия в рамках КПП проводятся 5 раз в неделю

по 90 мин. Группы открытого типа разбиты по принципу этапности реабилитационных мероприятий. При переходе с одного реабилитационного этапа на другой пациент покидает одну группу и переходит на другую. Важной составляющей этого процесса является, так называемый запрос на цикл групповых занятий, который оформляется письменно при вхождении в новую группу, и по которому пациент отчитывается при переходе на последующую группу или при выписке. Условно можно выделить два направления групповых сессий выработка новых навыков (поведенческая психотерапия) и когнитивное реструктурирование (когнитивная психотерапия).

Слайд 9Темы групповых занятий, проводимых в рамках когнитивной психотерапии
Формула АВС.
Опровержение аддиктивных установок,

выявленных по тесту Мак-Маллина и Гейлхар.
Иррациональные установки.
Позитивное мышление.
Определение выгод и смыслов болезни.
Изменение мыслей и убеждений.
Автоматические мысли и эйфорическая память.
Сопротивление лечению, выздоровление.
Незаконченные предложения.

Слайд 10Темы групповых занятий, проводимых в рамках поведенческой психотерапии
Социальный навык – как

сказать «нет».
Конструктивное общение и барьеры общения.
Социальный навык – преодоление обвинения.
Социальный навык – просьба о помощи.
Социальный навык – принятие критики.
Уверенное поведение.
Навыки преодоления рецидива.
Построение отношений с близкими людьми.
Социальный навык – выражение благодарности.
Тренинг наслаждения.

Слайд 11Балльная система
Балльная система в рамках поведенческой психотерапии является хорошо структурированным

методом, направленным на развитие навыков контроля над аддиктивными формами поведения, а также над поведением продиктованным наркоманической субкультурой, у пациентов с зависимостью от ПАВ в условиях формирования и поддержания ремиссии. Используемая в реабилитационном центре балльная методика носит системообразующий характер и пронизывает всю систему реабилитации. Её теоретическая основа лежит на стыке трёх поведенческих направлений: классический бихевиоризм Д. Уотсона, теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера и теория социального научения А. Бандуры. Балльная система является более высоко организованной и дифференцированной системой нежели использование жетонов – классического метода поведенческой терапии. Поэтому можно говорить о балльной системе, как об особом интегративном методе поведенческой терапии.


Слайд 12Механизм балльной системы
Поведение пациентов с зависимостью продиктовано так называемой «наркоманической субкультурой».

При сохранении указанного специфического поведения создание реабилитационной среды и успешное функционирование реабилитационных мероприятий становятся невозможными. Балльная система при этом выполняет роль регулятора поведения зависимых пациентов путём условного подкрепления.
Иными словами: социально приемлемое поведение пациента подкрепляется положительными баллами, а деструктивное поведение пациента оценивается отрицательными баллами. Небольшое количество баллов ограничивает пациента в полноформатном использовании реабилитационной среды, тормозит в продвижении по реабилитационной схеме.

Слайд 13Ниже приведён примерный перечень действий пациентов, которые подкрепляются положительными баллами:
1. Терапия

занятостью.
2. Самостоятельная подготовка вечерней информации, чтение.
3. Проведение психологической группы.
4. Победа в спортивном мероприятии.
5. Проведение спортивного мероприятия (самостоятельное написание, редактирование готового мероприятия).
6. Проведение культурно – массового мероприятия (самостоятельное написание, редактирование готового мероприятия).
7. Победа и участие на внутренней выставке АРТ – студии .
8. Участие в работах швейной или столярной мастерских:
выполнение индивидуального задания.
готовое изделие или участие во внутренних выставках.

Слайд 14Примерный перечень действий пациентов, которые оцениваются отрицательными баллами:
Создание конфликтных ситуаций между

пациентами
Ложь
Грубость в отношениях с персоналом
Невыполнение обязательств
Опоздание
Несоблюдение санитарно-гигиенических норм
Нарушение распорядка дня
Бранная и сленговая речь
Ведение разговоров о ПАВ

Слайд 15 Помимо указанной каркасной функции можно предположить о следующих позитивных эффектах использования

балльной системы:

Восстановление или приобретение утраченных или отсутствующих социальных норм и правил.
Поддержка созидательного социально адаптированного поведения.
Повышение мотивации пациента в психотерапевтической и психокоррекционной работе со специалистами. Дополнительные беседы с психологом или психотерапевтом стоят определённое количество баллов.
Возможность влияния на пациента не только со стороны сотрудников и системы, но и со стороны пациентов. Большое количество отрицательных баллов одного пациента влияет на определённую группу других пациентов в рамках командного соревнования.


Слайд 16 Помимо указанной каркасной функции можно предположить о следующих позитивных эффектах использования

балльной системы:

Возможность изучения со специалистами стереотипных дезадаптивных способов построения взаимоотношений: стратегии поведения в случае «нехватки» или «избытка» баллов.
Балльная система играет роль буфера между сотрудниками учреждения и пациентом, частично снижая уровень агрессии. Штрафует не специалист, а система.
Позитивное влияние на самооценку пациента в случае успешности в рамках балльной системы.
Анализ некоего соревновательного процесса между пациентами по количеству баллов (аналог положения и взаимодействия в реальном социуме).


Слайд 17 Помимо указанной каркасной функции можно предположить о следующих позитивных эффектах использования

балльной системы:

Обеспечение некоторой степени автономности, что является важным и показательным компонентом психотерапевтического процесса. У пациента всегда есть выбор: заработанные баллы можно потратить на дополнительное свободное время или на использование дополнительных психотерапевтических методик.
Возможность безопасного проигрывания схемы «деструктивное поведение – последствия», не грозящее при сохранении пациента в программе реабилитации срывом или рецидивом, вплоть до появления адаптивных копинг-механизмов.


Слайд 18Профилактика рецидивов
Рецидив у пациента с зависимостью – это возврат к предыдущему

характеру поведения, сопровождающийся изменением «настроя на лечение и выздоровление». Цель работы с пациентом: избегание рецидива, при этом пациента необходимо обучить необходимым навыкам и знаниям. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
Донесение до пациента представлений о важности профилактики рецидивов.
Выявление ситуаций высокого риска срывов и разработка планов действий на случай их возникновения.
Обучение пациента самонаблюдению для того, чтобы он сам мог оценивать изменение своего состояния.

Слайд 19Триггеры и «предвестники»
Для профилактики рецидива важно вместе с пациентом проанализировать возможные

провоцирующие рецидив факторы (триггеры), а также проявления уже возникшего психического (обсессивного) влечения к ПАВ («предвестники»).
Триггеры (провоцирующие факторы, ситуации)
Включение условно-рефлекторных механизмов:
Встреча с наркозависимыми;
Общение с наркозависимыми;
Места, связанные с приемом наркотиков (клуб, бар, место проживания наркодилера, аптека и др.)
Разговоры на тему приема наркотиков и ассоциированных с процессом наркотизации представлениях.
Неприятные переживания не связанные с наркотизацией:
Бытовые конфликты;
Неприятности на работе;
Напряженность в межличностных отношениях и т.п.


Слайд 20Триггеры и «предвестники»
Предвестники срыва (проявление патологического влечения к наркотику, алкоголю):
Навязчивые мысли

о приеме ПАВ с борьбой мотивов;
Оживленный рассказ о приеме ПАВ, преобладающая наркоманическая тематика в спонтанных разговорах;
Очень часто пациент может передать лишь то, что ему чего то не хватает;
Состояние неудовлетворенности, недовольства (дистимия), раздражительности, агрессии (дисфория);
Состояние апатии, скуки, подавленности, замкнутости;
Немотивированная обидчивость;
Быстрая смена настроения, либо деятельности;
Нарушение сна;
Целенаправленный поиск ситуаций способствующих употреблению:
Встреча со знакомыми наркоманами;
Посещение мест ассоциированных с наркотизацией, алкоголизацией и др.


Слайд 21Выводы:
Когнитивно-поведенческая психотерапия в настоящее время – один из основных методов противорецидивной

направленности, способствующий овладению пациента навыками, расширяющими их адаптационные возможности. Обучение пациентов навыкам борьбы с актуализацией патологического влечения к наркотикам и алкоголю, умению благополучно справляться с ситуациями и состояниями прежде приводившими к рецидиву, имеет особое значение. Когнитивно-поведенческая психотерапия прекрасно встраивается в структуру медико-социальной реабилитации наркологических пациентов в КУ ХМАО-Югры «Лемпинский наркологический реабилитационный центр» и играет в ней ведущую роль.

Слайд 22 Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика