КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА:АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ СИБИРИ презентация

Содержание

Создание благоприятной среды для формирования кластеров Создание технологических и информационных центров Создание центров субконтрактации Создание бизнес-инкубаторов Развитие совместных программ Системы совместных поставок Совместные исследования рынка и

Слайд 1Л.С. Марков, к.э.н.,
зав. сектором ИЭОПП СО РАН,
Тел. (383)-330-38-25
email: Lmarkov@ieie.nsc.ru

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ

СИБИРИ

Слайд 2Создание благоприятной среды для формирования кластеров
Создание технологических и информационных центров

Создание центров субконтрактации
Создание бизнес-инкубаторов
Развитие совместных программ
Системы совместных поставок
Совместные исследования рынка и НИОКР
Субсидирование совместных НИОКР и трансфера технологий
Формирование бренда кластера
Позиционирование кластера
Распространение информации о кластере
Создание площадок для общения
Развитие социального капитала
Аудит и картографирование компетенций
Сбор статистической информации по кластерам

Промышленная политика, региональная политика, политика поддержки малого бизнеса, политика по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационная и образовательная политики

Кластерная политика представляет собой общее название для различных способов поддержки инициатив по созданию и развитию кластеров.

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Источник: Andersson T. et. Al. The Cluster Policies Whitebook, IKED. 2004


Слайд 3ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
Кластерная политика в виде самостоятельного документа - явление не

частое:
в двух третях европейских стран кластерная политика является частью инновационной политики;
более половины кластерных программ связаны с реализацией промышленной, научно-технической политик или политики поддержки МСП;
примерно четвертая часть - с региональной политикой.

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25

Источник: Е. Куценко, ГНИУ СОПС при РАН и МЭР РФ.


Слайд 4ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В странах с переходной

экономикой КИ в 2 раза чаще разрабатываются, без участия местных властей. 50% КИ в таких странах направлены на поддержку капиталоемких (традиционных) отраслей

В странах с переходной экономикой отмечаются:
худшая организация КИ, как в плане необходимой инфраструктуры, так и в плане оперативного и стратегического управления
низкий уровень доверия между экономическими агентами, особенно низкий уровень доверия со стороны бизнеса государству

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25

Источник: http//www.cluster-research.org/greenbook.htm


Слайд 5ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
Брендизация кластерной политики в надежде на политическую и

финансовую поддержку.
В увязке с популярностью инновационной тематики это часто приводит к «созданию» кластеров одинаковой (модной) специализации без учета наличия необходимых предпосылок. Каждый регион имеет собственные уникальные конкурентные преимущества, нуждающиеся в реализации.
Важным элементом отбора потенциальных кластеров для государственной поддержки является заявительный (исходящий снизу, а не навязываемый административно сверху) характер подачи проектов.

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25


Слайд 6Отсутствие понимания уникальности каждого кластера и специфичности регулирования их развития.
Игнорирование

данного факта на практике выливается в неэффективность кластерной политики, когда опыт одной территории без должного на то основания или адаптации пытаются применить к территории с абсолютно иной институциональной средой, структурно различным и находящимся на разных этапах ЖЦ кластерам.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25


Слайд 7Global Innovation Barometer отмечает:
«…инновационная деятельность на локальном уровне представляет собой совокупность

возможностей и препятствий, которые не могут быть рассмотрены в общих чертах, а должны реализовываться с учетом специфики (местного) рынка».
«… компании выходят за рамки традиционной, закрытой модели инновационности (что) позволяет развивать сотрудничество между несколькими партнерами, использовать творческие ресурсы средних и малых предприятий и частных лиц». Масштаб инновационной деятельности МСП может быть сравним с инновационностью крупных компаний.
«Рынки, на которых бизнес существует в благоприятной для развития инноваций политической и социальной среде, показали более высокий темп роста ВВП (в среднем 5,19 %), чем те рынки, где бизнес не получает достаточной поддержки или воспринимает политический курс как потенциальную угрозу (в среднем 2,32 %)». Россия в числе последних.

По материалам http://www.up-pro.ru

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25


Слайд 8По результатам наших исследований фактором, определяющим конкурентоспособность инновационного бизнеса, неизменно выступает

благоприятность влияния органов региональной государственной власти.
Однако:
именно региональные органы власти рассматриваются бизнесом в качестве основного сдерживающего фактора своего развития,
среди контролирующих инстанций наибольшее количество проблем инновационному бизнесу доставляют чиновники,
основная проблема развития инновационного бизнеса – отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы – носит институциональный характер.
При этом инновационные компании вполне удовлетворены оказываемой инфраструктурной, информационной, образовательной поддержкой, помощью в представлении фирмы на ярмарках и выставках.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25


Слайд 9 Необходимо переходить от преимущественного развития инновационной инфраструктуры к формированию благоприятной среды

(мягких и жестких институциональных условий), стимулированию процессов кооперации в кластерах и между кластерами. При этом кооперация, воплощаясь в опыт совместной деятельности, служит основой для формирования доверия и, следовательно, улучшению институциональной среды.

Программы поддержки развития конкретных кластеров должны быть направлены на запуск процессов самоорганизации, возникновение совместных проектов и комплексных продуктов.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25


Слайд 10 Кластеры формируются не столько компаниями, сколько межличностными контактами, поэтому целесообразным представляется

формирование экспертного кластерного сообщества Сибири, площадки для обмена опытом и дискуссий.
Интеграция в российское кластерное сообщество.
Группа «Кластерные политики и кластерные инициативы» http://www.facebook.com/groups/218811251522689. На 7 февраля запланирована видеоконференции по кластерной политике. Трансляцию можно посмотреть в 12 московского времени
http://www.livestream.com/clusterspolitic

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25


Слайд 11
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru

– (383) 330-38-25

В общесибирском контексте актуален вопрос межрегионального взаимодействия в развитии кластеров.
Если необходимые предпосылки существуют в ряде соседних регионов, это может послужить основой для формирования кластеров более высокого уровня (состоящим не из предприятий, а региональных кластеров).


Слайд 12
Во-вторых, межрегиональное взаимодействие важно, поскольку в отдельном регионе вряд ли существует

несколько достаточно развитых кластеров, тем более аналогичной специализации, что сделало бы возможным проведение сравнительного анализа, оценки, обмена опытом.
Объединение информационных ресурсов о деятельности кластеров различных регионов могло бы сильно продвинуть осведомленность о процессах кластеризации, сходстве и различиях конкретных кластеров, улучшить систему управления ими.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25


Слайд 13
Базис системы - комплекс сопоставимых показателей эффективности кластеров и обуславливающих ее

факторов (в том числе институциональных).
Преимущества:
1. ускорение, удешевление и регулярность анализа процессов кластеризации;
2. возможность межрегиональных и межотраслевых сравнений, информационного обмена;
3. большая точность оценок, прогнозов и регулирования;
4. определение перспективных направлений межотраслевой и межрегиональной кооперации.
5. возможность оценки эффективности мер кластерной политики
Такая инновация может стать отличительной чертой и конкурентным преимуществом сибирской кластерной политики.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

© Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – Lmarkov@ieie.nsc.ru – (383) 330-38-25

Представляется целесообразным внедрение системы мониторинга и стратегического анализа кластеров в Сибири.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика