Слайд 1Карты памяти (ментальные карты, интеллект-карты)
Выделить объект внимания (изучения)
Основные темы расходятся от
центрального образа в виде ветвей, принимающих форму плавных линий
Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и так далее, ветви формируют связанную узловую структуру (систему).
Можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур
Придание карте трехмерной глубины позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальность и эффективность карты ума.
Слайд 2Понятие «текст» трактуется весьма широко:
- это и
письменный текст,
- и речь преподавателя,
- и электронные материалы,
- и видеоматериалы.
Слайд 3ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
Слайд 4
Это может быть и художественный и научный текст.
Слайд 5ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
Слайд 6Тексту отводится приоритетная роль:
- его читают,
- пересказывают,
- анализируют,
- трансформируют,
- интерпретируют,
- наконец, сочиняют.
Слайд 7ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
ЧТО ДЕЛАЮТ?
читают
пересказ
анализируют
трансформируют
сочиняют
? ? ?
Слайд 9ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
ЧТО ДЕЛАЮТ?
читают
пересказ
анализируют
трансформируют
сочиняют
? ? ?
КМ формирует
Культура письма
Образовательная мотивация
Коммуникативные навыки
Информационная
грамотность
Слайд 10
ТРКМ с успехом применяется не только на предметах гуманитарного и лингвистического
цикла, но и на предметах естественно-научного и математического циклов.
Здесь в качестве текста мы понимаем условие задач, графики, схемы, формулы (то, что в международных тестированиях называется термином «несплошной текст»).
Слайд 11
Критическое мышление на этих
предметах будет проявляться
в умении сделать правильный вывод;
определить причинно-следственные связи (предпосылка-следствие);
отделить факт от предположения;
выполнить формальную постановку задачи, выделив главные мысли;
соблюсти формат предъявления ответа.
Слайд 12ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
ЧТО ДЕЛАЮТ?
читают
пересказ
анализируют
трансформируют
сочиняют
? ? ?
КМ формирует
Культура письма
Образовательная мотивация
Коммуникативные навыки
Информационная
грамотность
КМ
при
работе
с текстом
выявлять
отделять
отличать
подвергать сомнению
определять
расставлять
акценты
Слайд 13Формирование культуры чтения
включает в себя умение:
ориентироваться в источниках информации,
пользоваться разными стратегиями
чтения,
адекватно понимать прочитанное,
сортировать информацию с точки зрения важности,
«отсеивать» второстепенную информацию,
критически оценивать новые знания,
делать выводы и обобщения.
Слайд 14ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
ЧТО ДЕЛАЮТ?
читают
пересказ
анализируют
трансформируют
сочиняют
? ? ?
КМ формирует
Культура письма
Образовательная мотивация
Коммуникативные навыки
Информационная
грамотность
Культура чтения
КМ
при
работе
с текстом
выявлять
отделять
отличать
подвергать сомнению
определять
расставлять
акценты
ориентироваться
пользоваться
понимать
сортировать
оценивать
обобщать
делать выводы
Слайд 15Навыки письменной речи позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их
со всех сторон и "разбудить сознание".
Письменная речь углубляет понимание.
Она обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями.
Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают "читать как писатели" и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.
Слайд 16ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
ЧТО ДЕЛАЮТ?
читают
пересказ
анализируют
трансформируют
сочиняют
? ? ?
КМ формирует
Культура письма
Образовательная мотивация
Коммуникативные навыки
Информационная
грамотность
Культура чтения
КМ
при
работе
с текстом
выявлять
отделять
отличать
подвергать сомнению
определять
расставлять
акценты
ориентироваться
пользоваться
понимать
сортировать
оценивать
обобщать
делать выводы
Слайд 17При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный
текст, показать каждый этап этого процесса.
Учитель должен помнить, что при
обучении письму основное значение
должны иметь мысли и опыт
(содержательная и композиционная
сторона текста), а не просто
грамотность.
Слайд 18ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
ЧТО ДЕЛАЮТ?
читают
пересказ
анализируют
трансформируют
сочиняют
? ? ?
КМ формирует
Культура письма
Образовательная мотивация
Коммуникативные навыки
Информационная
грамотность
Культура чтения
КМ
при
работе
с текстом
выявлять
отделять
отличать
подвергать сомнению
определять
расставлять
акценты
правила
ориентироваться
пользоваться
понимать
сортировать
оценивать
обобщать
делать выводы
содержание
композиция
грамотность
Слайд 19
Что необходимо тем, кто хочет научиться писать:
1. Регулярно писать
- это дает возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли.
2. Интересные темы - это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими.
3. Образцы - созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами.
4. Читательская аудитория - необходимо, чтобы пишущий создавая текст, ориентировался на определённую читательскую аудиторию и впоследствии мог реализоваться.
5. Привычка править - черновой текст - бесформенная словесная масса, с которой нужно работать и работать.
6. Помощь других - дети, любящие писать стихи и рассказы, могут объединяться в литературные кружки и студии.
Слайд 20ТЕКСТ
Письменный текст
Речь преподавателя
Электронные материалы
видеоматериалы
ЭТО
!
[БЫВАЕТ]
художественный
научный
ЧТО ДЕЛАЮТ?
читают
пересказ
анализируют
трансформируют
сочиняют
? ? ?
КМ формирует
Культура письма
Образовательная мотивация
Коммуникативные навыки
Информационная
грамотность
Культура чтения
КМ
при
работе
с текстом
выявлять
отделять
отличать
подвергать сомнению
определять
расставлять
акценты
правила
регулярно
интересные темы
образцы
читательская
аудитория
привычка
править
помощь
других
ориентироваться
пользоваться
понимать
сортировать
оценивать
обобщать
делать выводы
содержание
композиция
грамотность