Слайд 1Как воспитать у ребенка ответственность?
Педагог-психолог
Трухнина Г.В.
Слайд 2Что важнее?
Послушание
Ответственность
Слайд 3
Послушание – это выполнение определенных правил, поручений взрослого.
Взрослый требует
от ребенка выполнение правил (поручения) независимо от того, согласен ребенок или нет. Таким образом решение и мотивировка поступают к ребенку извне.
Обычно человек подчиняется другому, когда хочет избежать наказания или подчиняется общепринятым нормам.
Послушание уместно, необходимо, когда речь идет о каких-то обязательных для всех правилах.
Бездумное послушание также опасно, как и безоглядная независимость.
Слайд 4
Ответственность – осознанное выполнение правил, поручений в любой ситуации, не
ожидая ни порицания, ни похвалы.
Быть ответственным, значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Дети и взрослые учатся ответственности в течение всей жизни, постепенно, шаг за шагом.
Слайд 5Три компонента ответственности
Понимание поставленной задачи
Согласие выполнить эту задачу
Самостоятельная мотивировка своих действий
Слайд 6Уровни ответственности
Ребенок в качестве помощника
Ребенок нуждается в напоминании и контроле
Ребенок выполняет
задание самостоятельно
Слайд 7
Уровень ответственности ребенка зависит от его возраста, опыта, а также
от того, что ожидают от него родители.
Некоторые родители не хотят перекладывать ответственность на ребенка. Иногда им просто не приходит в голову позволить ребенку самому нести ответственность, т.к. считают его маленьким, неспособным.
Слайд 8Ответственность для младшего школьника – это
Формирование навыков самообслуживания, самоорганизации и самоконтроля.
Самостоятельно одеться, убрать игрушки, постель, свои вещи, мусор и т.п.
Выполнить конкретное поручение взрослого.
Выполнять постоянные поручения.
Самостоятельно организовать свою деятельность: сложить портфель, приготовиться к следующему дню или уроку, воздержаться от игр в урочное время.
Контролировать время выполнения домашних заданий или домашних дел.
Слайд 9Роль родителей
Если хотите воспитать у ребенка ответственность, будьте ответственны сами. Наши
дела убеждают детей больше, чем наши слова. Дети часто копируют поведение своих родителей. Если родители не выполняют свои обещания (сходить в парк вместе, поиграть и т.п.) то и дети считают, что можно забыть о своих обещаниях
Слайд 10
Понять и принять требования педагога (приходить вовремя в школу, выполнять
домашнее задание) как неизбежное и необходимое. Если этого не произошло, родители начинают критиковать учителя (ничего страшного не произошло, что опоздали, не принесли к уроку цветную бумагу) дети тоже начинают считать, что требования учителя необязательны. Воспитание ответственности будет затруднено
Слайд 11Что необходимо младшему школьнику для развития ответственности ?
Слайд 12
Развитие адекватной самооценки влияет на развитие ответственности. Все дети нуждаются
в положительной оценке взрослого, т.к. это влияет на самооценку, самоуважение.
Если ребенка считают маленьким, неумелым, беспомощным, то таким он может остаться на всю жизнь (синдром «обученной беспомощности»).
Если ребенка считают способным, ответственным человеком, считаются с его желаниями, хвалят за успехи, уважают его права, не забывают о его обязанностях, то он становится уверенным в себе, ответственным человеком.
Слайд 13
Разумные ограничения, умение взять на себя ответственность дают детям чувство
защищенности, помогают ориентироваться в ситуации, позволяют соответственно вести себя в обществе, где нередко соседствуют самые разные ценностные ориентиры.
Человек не станет враз ответственным при достижении определенного возраста. Он учится быть ответственным на протяжении многих лет. Необходимо предоставлять детям быть ответственным, самостоятельным, учитывая его возраст и опыт.
Умение сказать «нет» очень важно при определенных обстоятельствах.
Слайд 14Приемы, которые могут использовать родители:
Откровенно беседовать с ребенком о ценностях, которые
существуют в семье, школе, обществе в целом.
Давать детям возможность копирование положительного поведения взрослых. Стараться, чтобы ваши слова не расходились с делом.
Хвалить детей за проявление самостоятельности, чтобы сделать самооценку адекватной, выработать желание преодолевать трудности.
Слайд 15
Объяснять детям, что права подразумевают и наличие обязанностей. Чем больше
прав у человека, тем больше и обязанностей. Как только ребенок хочет завоевать новое право, он берет на себя дополнительную обязанность.
Если ребенок слишком долго выполняет домашнее задание, отвлекается на посторонние дела, игры, можно ограничить его во времени(поставить будильник, часы) и дать определенное количество времени, за которое он должен выполнить данное задание(15-30 минут). После окончания проверить и похвалить, если ему это удалось.
Слайд 16
Работу по развитию ответственности проводить систематически, постоянно, а не ограничиваться
1-2 разами. Постепенно увеличивать степень самостоятельности (вначале совместное выполнение, затем напоминание и контроль, наконец самостоятельное выполнение от начала до конца)
Слайд 17Насколько вы ответственны?
Не опаздываю на работу и на встречи.
Делаю покупки, не
задумываясь о конечной сумме.
На работе успеваю сделать все вовремя.
Всегда убираю свою одежду, постель.
Смотрю телевизор или читаю, вместо того, чтобы заняться нужным делом.
Своевременно оплачиваю все счета.
Слайд 18Результаты диагностики
Высокий уровень мотивации – 5 чел (23 %).
Средний уровень мотивации
– 12 чел (55 %)
Внешний уровень мотивации – 3 чел (13 %)
Низкий уровень мотивации – 2 чел (9 %)
Дезадаптация – 0 чел
Слайд 19
1. Нравится в школе – 20 чел
Не нравится
в школе – 0 чел.
2. Утром всегда идет с радостью – 13 чел.
Чаще хочет остаться дома – 1 чел.
3. В школу пошел бы в любом случае – 15 чел.
Желал бы остаться дома – 1 чел.
4. Не нравится, когда отменяются уроки – 5 чел.
Нравится, когда отменяются уроки – 11 чел.
5. Хотел бы, чтобы были домашние задания – 4 чел.
Не хотел бы домашних заданий – 17 чел.
6. Хотел бы, чтобы в школе были только перемены – 1 чел.
Не хотел бы, этого (хотел бы, чтобы были еще и уроки) – 20 чел.
7. Часто рассказывает родителям о школе – 17 чел.
Не рассказывает родителям о школе – 0 чел.
8. Хотел бы такого учителя, как сейчас – 20 чел.
Хотел бы менее строгого учителя – 1 чел.
9. В классе много друзей – 19 чел.
В классе нет друзей – 0 чел.
10. Нравятся одноклассники – 17 чел.
Не нравятся одноклассники – 0 чел
Слайд 20
Направленность на получение знаний – 17 чел (77 %)
Направленность на
отметку – 3 чел (14 %)
Одинаково заинтересованы в знаниях и отметке – 2 чел (9 %)
Слайд 21Направленность мотивации
Познавательная – 29 (64 %)
Социальная – 3 (7 %)
Внешняя
– 13 (29 %)
Слайд 22
Самооценка
Адекватная – 6 чел.(29 %)
Завышенная – 15 чел (71 %)
Уровень тревожности
Норма – 8 чел (38 %)
Повышенный – 9 чел.(43 %)
Группа риска – 4 чел. (19 %)
Слайд 23
Благодарю за внимание
Желаю успеха