Слайд 1Как разработать программу внеурочной деятельности
Направление «Духовно-нравственное воспитание личности»
Слайд 2Исходя из требований Стандарта программа внеурочной деятельности должна:
во-первых, быть направленной на
обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
во-вторых, способствовать воспитанию школьников;
в-третьих, разрабатываться в соответствии с таким направлением развития личности школьника как духовно-нравственное;
в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.
Слайд 3Основные способы разработки рабочих программ внеурочной деятельности
Использование разработанных дополнительных образовательных программ
(типовых, модифицированных, авторских)
Использование образовательных программ, представленных ведущими Российскими издательствами
Самостоятельная разработка программы внеурочной деятельности, рекомендованной и утвержденной на уровне образовательного учреждения
Слайд 4Перечень существующих программ (см. диск)
Новицкая М. Ю. «Введение в народоведение.
Родная земля» (нач. шк.)
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Этическая грамматика (1-4 кл.), Этика (5-11 кл.)
Камкин А.В. Учебный курс «Истоки» (1-9 классы)
Ладыженская Т.А. Программа «Детская риторика» (1-4 кл.)
Козлов Э.П. и др. УМК «Азбука нравственности», «Грамматика нравственности», «Этика» (1-9 кл.)
Сурова Л.В. Программа «Мироведение»
Чутко Н.Я. Факультатив "Я – гражданин России» (нач. шк.)
И др.
Слайд 5Нравственные
основы
семейной
жизни
Слайд 6
Пособия, на основе которых можно разработать программы
Лазарев А.И. Народоведение. Учебники с
1 по 4 класс
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике
Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов
Крушельницкая О.И Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству
И др.
Слайд 7
Структура программы внеурочной деятельности может быть следующей:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование.
Примерное содержание
занятий (содержание курса).
Предполагаемые результаты реализации программы.
краткий перечень материалов, инструментов и оборудования;
рекомендуемая литература.
Слайд 8Титульный лист. Вариант 1
название программы;
направление развития личности школьника, в рамках которого
будет реализовываться программа;
вид внеурочной деятельности школьников, в рамках которого будет реализовываться программа;
возраст школьников, на которых ориентирована программа;
разработчик программы.
Слайд 9Пример титульного листа. Вариант 1.
Слайд 10Вариант 2.
полное название общеобразовательного учреждения
«Утверждаю»
Директор ___________________________
(название общеобразовательного учреждения)
_______________________________
(ФИО)
Приказ №_________
от «____» __________________ 20___ г.
Программа внеурочной деятельности
(_______________________________)
(направление)
Кружок «_________________________»
(название)
(класс) Составитель:
___________________________
(ФИО)
___________________________
(должность)
___________________________
(место работы)
__________________ (территория) ________, 20____ г.
Слайд 11Смысл пояснительной записки – объяснить:
какую программу вы предлагаете к реализации,
зачем она нужна,
что дает она детям,
как вы планируете по ней работать и т.п.
Слайд 12Пояснительная записка раскрывает:
- цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по конкретному направлению внеурочной деятельности;
- педагогическую идею, положенную в основу предлагаемой программы;
- информацию о продолжительности каждого занятия;
- информацию о том, для детей какого возраста предназначена программа;
- информацию об особенностях места проведения занятий;
- информацию о видах деятельности;
- психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы;
- содержание и методы деятельности;
- информацию об ожидаемых результатах;
- формы подведения итогов работы.
Слайд 13Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты реализации программ внеурочной деятельности - это, в
первую, очередь, воспитательные результаты. То есть здесь тоже надо перечислить:
те социально-значимые знания, которые планируется передать детям;
те социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;
и тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.
Слайд 14
Источник планируемых результатов – ФГОС и Основная образовательная программа школы
- раздел
«Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся» (начальная школа),
- раздел «Программа воспитания и социализации обучающихся» (основная школа)
- раздел «Планируемые результаты»
Слайд 15
Планируемые результаты по направлению
«Воспитание нравственных чувств и этического сознания». Начальное
образование
Слайд 16
Планируемые результаты по направлению «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания». Основная
школа
Слайд 18Примерное содержание занятий. Программа И.А.Кузьмина, А.В.Камкина «Истоки» 3 класс (фрагмент 8
часов из 32)
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
Слайд 19
В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить:
-
учебные и методические пособия;
- энциклопедические словари и справочники,
- аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;
- видео- и аудиоматериалы;
- перечень объектов для экскурсий;
- календарь знаменательных дат;
- подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;
- информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;