Как перестать думать и начать мыслить презентация

Содержание

Центр Разумного Образования В чем проблема? Проблема: надо решать все более сложные задачи. Для этого надо уметь мыслить, а человек лишь думает, что «умеет думать». Цель: показать средства для точного мышления

Слайд 1Центр Разумного Образования
Как перестать думать и начать мыслить
Валерий Павлович Гальетов
тел. +7-960-313-1987
E-mail:

galtov@yandex.ruE-mail: galtov@yandex.ru http://triz-do.moy.su

Центр Разумного Образования

Обзор средств точного мышления, помогающих решать сложные задачи


Слайд 2Центр Разумного Образования
В чем проблема?
Проблема: надо решать все более сложные задачи.

Для этого надо уметь мыслить, а человек лишь думает, что «умеет думать».
Цель: показать средства для точного мышления

Слайд 3Центр Разумного Образования
Для чего человеку мышление?
Для того, чтобы действовать, человеку нужны

средства и умения ими пользоваться.
Действовать – означает преобразовывать то, что есть (сырье, исходный материал )в то, что нужно (изделие, продукт, результат)
В мышлении также нужно иметь Средства для преобразования



Слайд 4Центр Разумного Образования
Думанье и Мышление
Как обнаружить процесс думанья? В игре «ДаНетки»!
В

игре Ведущий играет роль ЭВМ и задает загадку.
Аудитория должна задавать вопросы, на которые ЭВМ отвечает «Да», «Нет», «Не знаю», и найти ответ.

Даже простая загадка «Машина задумала число» показывает:
Есть те, кто предпочитает действовать методом «тыка», пытается угадать ответ.
И очень мало тех, кто использует метод деления отрезка пополам для гарантированного продвижения к ответу.

0

100

50

75

67

20

90


Слайд 5Центр Разумного Образования
Думанье и Мышление
Сравним процессы Думанья и Мышления


Слайд 6Центр Разумного Образования
Возможны три пути
1. Можно вечно оставаться с иллюзией,

что «умею думать»
2. Можно сознательно тренировать свое «мышление» по системе Э.Дэ Боно, Силва или иной другой
3. А можно начать осваивать средства точного мышления и пользоваться в практике

Ваш выбор?


Слайд 7Центр Разумного Образования
1. Четыре «детских» вопроса
Автор: Талгат Акбашев (1988г)


Слайд 8Центр Разумного Образования
Где используется: например, надо дать определение понятия или понять

некое новое явление
Результат: образ (модель) явления, процесса, объекта
Как устроено средство: включает четыре вопроса
откуда Это? - о происхождении
зачем Это? - о назначении
как устроено Это? - об устройстве
что такое Это? - о сущности


Слайд 9Центр Разумного Образования
Как используются ЧДВ
Пишем: что надо о-ПРЕДЕЛ-ить?
Записываем ЧДВ
Ищем ответы на

вопросы: у себя, у других, у Природы, в социуме, в книгах, в Интернет и т.п.
Соединяем ответы так, чтобы получился согласованный ответ на вопрос «Что Это»?



Слайд 10Центр Разумного Образования
Как использовать ЧДВ в группе
Одна из проблем в групповой

работе – участники не могут договориться об отдельных понятиях.
Решение:
Каждый пишет ЧДВ и отвечает на них
Ответы на ЧДВ соединяют в парах, четверках, восьмерках и так далее.
Два правила помогают избегать конфликтов:
Запрещается игнорировать, изменять продукт партнера без его согласия;
Разрешается дополнять, по-своему понимать, изменять продукт партнера с его согласия.


Слайд 11Центр Разумного Образования
Пример использования ЧДВ
Понять: что такое «понимание»?
Откуда? Человек осознал: не

понимаю суть «понимания» появилась потребность понять.

Зачем? Пойму и буду пользоваться пониманием, овладею им

Как устроено? От непонимания двигаюсь к пониманию «понимания»

Что такое «понимание»? Процесс осознанного перехода человека от непонимания сути «понимания» к овладению им как инструментом

Окончательный ответ: понять – означает построить Образ, модель чего – либо.


Слайд 12Центр Разумного Образования
2. Вопрос-генератор вопросов
Автор: Талгат Акбашев, 1988г


Слайд 13Центр Разумного Образования
Назначение: построить план, программу решения задачи, несложной проблемы
Исходная ситуация:

дана задача
Результат: получен план, программа действий
Процесс работы с ВГВ:

Слайд 14Центр Разумного Образования
Алгоритм работы с ВГВ
Запиши задачу, например «Найти работу»
Запиши вопрос-генератор

вопросов: На какие вопросы надо ответить, чтобы <Найти работу>?
Запиши как можно больше вопросов.
Объедини вопросы в рубрики. Назови каждую.
Проверь каждую рубрику не полноту: не пропущен ли какой-то вопрос?
Отвечай на вопросы каждой рубрики, отыскивая ответы у себя, у других, в книгах, в Интернет, у консультантов, у ученых…

Слайд 15Центр Разумного Образования
Практика решения задачи
Ставим задачу: «Найти отличную работу»
Пишем ВГВ: На

какие вопросы надо ответить, чтобы «Найти отличную работу»?
Задаем вопросы: что такое «Отличная Работа»? Как отличить О-Работу от других работ? Как работают на ОР? Как ищут ОР? Как я узнаю, подходит ли мне ОР? С чего начать поиск ОР? Где бывает ОР? А что такое «не отличная работа»? Что такое «работа» вообще?
Нужна ли мне ОР? Если нужна – для чего?


Слайд 16Центр Разумного Образования
Практика решения задачи
Понимание Работы
что такое «Отличная Работа»?
а что такое

«не отличная работа»?
что такое «работа» вообще?
как отличить О-Работу от других работ?
как работают на ОР?
Поиск О-Работы
где бывает ОР?
как ищут ОР?
с чего начать поиск ОР?
что или кто поможет мне искать ОР?
Я и О-Работа
как я узнаю, подходит ли мне ОР?
нужна ли мне ОР? Если нужна – для чего?
почему меня возьмут на ОР?

Цветом выделены вопросы, возникшие в процессе объединения вопросов в рубрики


Слайд 17Центр Разумного Образования
Если все понятно: выберите задачу и примените к ней

Вопрос-Генератор Вопросов

Какие вопросы? Что непонятно?


Слайд 18Центр Разумного Образования
3.Вектор Преобразования или Волшебная Палочка
Автор: В.П.Гальетов, 2000 год.


Слайд 19Центр Разумного Образования
Где используется: в управлении, в обучении, в бизнесе.
Для чего

используется: для понимания сложных процессов, явлений; для анализа и построения планов, программ, процессов, бизнес-процессов предприятия.
Схема:

Слайд 20Центр Разумного Образования
Алгоритм применения ВП
Для построения процесса, плана
Опиши исходное состояние, ситуацию

1
Опиши желаемое состояние, ситуацию 2
Опиши процесс перехода из 1 в 2

Для понимания объекта, субъекта, процесса,
Для состояния 1 задай как можно больше вопросов.
Для состояния 2 задай как можно больше вопросов.
Построй (опиши) процесс перехода из 1 в 2 и сверь с тем, что существует в реальности. Выдели слабые места и усиль их


Слайд 21Центр Разумного Образования
Задача: понять работу кондуктора
Ситуация 1. Входит пассажир. Кондуктор издалека

поворачивается к нему лицом и смотрит.
Ситуация 2. Что получает Кондуктор в результате?
Процесс 3. Из каких действий состоит работа Кондуктора?

Понятна ли вам суть работы Кондуктора троллейбуса?
Типичные ответы: «продает билеты», «проверяет билеты», «обслуживает пассажиров», «контролирует пассажиров» как правило не точны!

Кондуктор занимается преобразованием, это понятно?
Но кого и во что он преобразует?


Слайд 22Центр Разумного Образования
Применение ВП: работа Кондуктора
Построим внешний (видимый) Процесс:
Д1: Кондуктор смотрит

в сторону Пассажира.
Что при этом делает Кондуктор?
Д2: Если Пассажир не реагирует, Кондуктор подходит к нему
Что хочет сделать Кондуктор?
Д3: Если Пассажир разумный – он показывает проездной Кондуктору.
Что при этом делает Кондуктор?
Д4: Кондуктор видит проездной и успокаивается.
Что изменилось в Кондукторе?



Слайд 23Центр Разумного Образования
Понимание происходящего
Вот внешний видимый процесс:
Д1: Кондуктор смотрит в сторону

Пассажира.
Зачем? Видимо чего- то ждет?
Д2: Пассажир не реагирует и Кондуктор подходит
Зачем?
Д3: Пассажир показывает проездной Кондуктору.
Зачем? Чтобы подтвердить свое право на проезд.
Д4: Кондуктор видит проездной, убеждается в том, что Пассажир имеет право на проезд и успокаивается.
Вывод. Кондуктор занимается Пониманием Пассажира: имеет ли он право на проезд. Есть проездной – есть право…

Слайд 24Центр Разумного Образования
ОТВЕТ: МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНДУКТОРА
1.Кондуктор занимался пониманием Пассажира.
2. «Понять Пассажира»

означает «построить модель» или «образ».
3. Когда образ построен «Этот Пассажир имеет право на проезд» работа Кондуктора заканчивается.

Понимание происходящего

Проведенный анализ помогает лучше понять такие функции как «контроль», «оценка», «проверка» - в их основе Понимание как построение модели, образа объекта, субъекта.


Слайд 25Центр Разумного Образования
Упражнения для тренировки
1) Выберите знакомый вам процесс, например:
«Написать дипломную

работу», «Найти работу», «Купить творог на рынке», «Купить ноутбук»
2) Проанализируйте этот процесс с помощью ВП
3) Пришлите вашу работу для проверки по адресу
e-mail: galtov@yandex.ru


Слайд 26Центр Разумного Образования
4. Системный Оператор


Слайд 27Центр Разумного Образования
Другие названия: многоэкранная схема, девятиэкранный оператор.
Где используется: понять

некий объект или явление
Автор: Г.Альтшуллер, «Творчество как точная наука» (1979г.)
Результат: максимально полный образ (модель) явления, процесса, объекта

Читайте про Системный Оператор
http://www.metodolog.ru/00857/00857.html Сибиряков В.Г. Форсайт по-русски
http://metodolog.ru/00663/00663.html Гальетов В.П. О чем рассказали палочки и черточки девятиэкранной схемы


Слайд 28Центр Разумного Образования
Схема С-Оператора


Слайд 29Центр Разумного Образования
Применение оператора
Подробности применения на сайте http://triz-do.moy.ru


Слайд 30Центр Разумного Образования
Упражнения для тренировки
Для тренировки вы можете
Выбрать любой объект (на

первых шагах материальный)
Следуя по клеткам С-Оператора, рассмотреть Прошлое, Настоящее, Будущее объекта, его Надсистему, его Подсистемы…
Вы можете обнаружить неполноту Ваших Знаний даже о знакомом объекте (например: стол, ложка, дом и других)

Слайд 31Центр Разумного Образования
Спасибо за внимание!
Пишите о ваших результатах
galtov@yandex.ru
Валерий Павлович Гальетов


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика