Слайд 1Как не потерять балл: аргументы к части С
Авторы: БокареваТатьяна Николаевна
Саяпина Татьяна Игоревна
учащиеся 11 «В» класса
МОУ «Утёвская средняя
общеобразовательная школа»
«Образовательный центр»
Научный руководитель: Жебелева Лилия Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Что способствовало выбору темы исследования?
Единый Государственный Экзамен-
это шанс на поступление в
вуз , который нельзя упустить. Главное: постараться
набрать большое количество баллов.
ЕГЭ по русскому языку.Написать сочинение не так сложно, но как быть с аргументами из читательского опыта?…
Слайд 4Проблема исследования:
Можно ли исправить исправить ситуацию с аргументацией собственного мнения учащегося
по выделенной проблеме?
Как не потерять балл за сочинение?
Слайд 6Гипотеза:
Произведения, изученные ранее, например, в 5-8 классах, могут служить аргументами в
сочинениях учащихся.
Слайд 7Направления исследования:
1. Анкетирование учащихся.
2. Изучение теоретического материала по вопросам, касающимся темы
исследования: проблема текста, авторская позиция, аргументация собственного мнения по проблеме.
3.Анализ произведений, входящих в школьные учебники по литературе в 5 – 8 классах.
4.Анализ программ по литературе.
5. Анализ сборников с тренировочными тестами.
6.Проведение эксперимента по использованию данного способа аргументации собственного мнения в сочинении.
Слайд 8Мы оказались правы:
Во-первых, в задании к сочинению на ЕГЭ не дается
ограничения на использование аргументов: не указано конкретно, на какой читательский опыт следует опираться, раскрывая свою точку зрения. Книга, прочитанная в 11-14 лет может весомой, если она пережита читателем. Не зря же многие публицисты пишут, что книга из детства часто становится верным другом и помощником в жизни человека.
Во-вторых, все произведения, включённые в школьную программу по литературе, несомненно, имеют воспитывающую направленность. « Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость, сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.»[1],- читаем мы в «Пояснительной записке» к программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. Следовательно, произведения для 5-8 классов не менее важны, чем произведения для старших классов.
В-третьих, проблематика текстов КИМов ЕГЭ по русскому языку соотносится с проблематикой произведений школьного курса. Это мы выяснили, проанализировав сборники тренировочных тестов для подготовке к ЕГЭ, одобренные ФИПИ.
И в-четвёртых, произведения из школьных учебников за 5-8 классы – это произведения малой формы – рассказы, небольшие повести, очерки, стихотворения, они уже знакомы старшеклассникам, поэтому перечитать их, подумать над содержанием, оценить их с точки зрения проблематики будет совсем не трудно.
Слайд 9Результаты своих исследований мы представили в виде таблицы(Отрывок).
Слайд 10Эксперимент
Результат: при проверке оказалось, что во всех 6 работах учащиеся использовали
произведения из школьных учебников за 5-8 классы и за критерий «аргументация собственного мнения» получили высший балл.
Вывод: результаты эксперимента доказывают, что вполне эффективно использование произведений школьных учебников по литературе за 5-8 класс для получения более высокого балла за аргументацию своей точки зрения при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Слайд 11Выводы
Учащиеся, принимавшие участие в нашем эксперименте, доказали эффективность заявленного способа повышения
экзаменационного балла, следовательно, можно говорить о практической направленности нашего исследования.
В своем исследовании мы не ставили целью уменьшение интереса к чтению произведений большой формы, каковыми являются многие произведения, включённые в программу по литературе 9-11 классов. Наоборот, мы считаем, что, по-новому взглянув на произведения известных авторов, учащиеся изменят отношение к чтению объемных романов, повестей тех авторов, рассказы, сказки которых оказались такими интересными для повзрослевших читателей.
Мы надеемся, что такой подход также будет способствовать выработке положительного отношения к чтению вообще. Мы уверены, что наши выпускники ещё прочитают то, что не получилось прочесть в предэкзаменационной гонке, и оценят по достоинству творения мастеров слова.