КАК МЫ ОТДЫХАЕМ? презентация

Содержание

Содержание слайдов Актуальность проблемы и гипотеза исследования. Цели и задачи исследования. Этапы проведения исследования. 4. Основные психологические характеристики подростков. 5. Социально-культурный экскурс: как в обществе формировались культурно-нравственные нормы и

Слайд 1




Средняя общеобразовательная школа №9
Культурологическое исследование
г. Искитим
2009г.
Выполнили: уч-ся

9 «Б» класса

Руководитель - психолог


КАК МЫ ОТДЫХАЕМ?

Семьянова Алёна и
Лейбенко Евгения

Краснощёкова Т.Н.


Слайд 2Содержание слайдов

Актуальность проблемы и гипотеза исследования.

Цели и задачи исследования.
Этапы проведения исследования.
4.

Основные психологические характеристики подростков.
5. Социально-культурный экскурс: как в обществе формировались культурно-нравственные нормы и формы проведения досуга.

6. Результаты исследования, промежуточные выводы.

7. Общие выводы: досуг подростков и их будущее.

8. Заключение: решение проблемы на уровне города.

9. Список литературы, авторы.


Слайд 3


В основу своего исследования мы взяли предположение, которое можно представить в

виде гипотезы:

Актуальность проблемы

Гипотеза:

Подростки не заняты активно в кружках по интересам, мало заняты спортом, в основном бесцельно проводят время – скучают; от этой «неувлечённости» они и сами страдают и хотели бы жить более интересной и деятельной жизнью.

В своём исследовании мы попытались разобраться в причинах «неувлечённости» (если можно так сказать) наших ровесников и выяснить, чем же они всё-таки заняты на досуге.


Слайд 4

Своим исследованием мы хотели дать сверстникам возможность посмотреть на себя со

стороны, оценить позицию и задуматься:  

Нравится ли им такой социокультурный «автопортрет»?

Что можно самим изменить в своей жизни?

Как можно изменить среду, в которой мы все живём?


 Возможно, им захочется повысить свой нравственный и культурный уровень, потому что от этого во многом зависит то, как они живут.


Слайд 5





Предмет исследования -
Задачи :
Цель -
Метод исследования -
досуг подростков.
исследовать чем заняты подростки

в свободное время.

собрать информацию о занятости подростков (провести анкетирование);

проанализировать информацию, представить в виде слайдов;

сделать выводы о проблемах, актуализировать их для респондентов.

анализ анкет и научной литературы.


Слайд 6
Этапы проведения исследования
Работа с научной литературой по теме.

2. Работа

над составлением анкеты
обсуждение вопросов анкеты (смысловая
целесообразность, точность формулировок);
определение критериев анализа ответов.
Проведение анкетирования.

4. Количественный анализ анкет (подсчёт
разных вариантов ответов).

5. Работа над презентацией исследования
(оформление слайдов, составление диаграмм).
6. Качественный анализ полученных результатов
(промежуточные и общие выводы).
7. Популяризация результатов исследования.



Декабрь

Январь

Февраль

Ноябрь


Слайд 7Психологическая справка

Начало отрочества характеризуется заявлением о себе ведущего мотива деятельности

подростков – стремления к общению со сверстниками. Не менее важно для растущей личности утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты проявляются уже в предподростковом периоде развития (приблизительно в 10-11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (12-14 лет).


Главная особенность подросткового периода – резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У всех подростков эти изменения происходят неодинаково, в разное время их развития (в психологии это явление называется асинхронность): некоторые развиваются быстрее, некоторые в чём-то отстают от остальных, а в чём-то опережают их.
 


Слайд 8

Всё это порождает ряд специфических особенностей, влияющих как на

учёбу подростка, так и на другие стороны его жизни. Например:
некритическое усвоение групповых моральных норм,
определённый максимализм требований,
сдвиг оценок отдельных поступков,
речевая грубость…
В общем, все мы становимся в это время «трудными»!


Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников часто сопровождается конформизмом: он принимает ценности и нормы той группы сверстников, которая принимает его в свой круг.


Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость, так и ожидание от взрослых помощи, защиты, поддержки, важность одобрения и оценок.


Слайд 9

Так как мы проводили культурологическое исследование, уместно будет обратиться к основным

понятиям этой науки:
Цивилизация, культура, социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычай, традиции, нравы, вкусы, увлечения, ценности…
Эти понятия усваиваются из окружающей среды и формируют личность человека. От того, насколько мы их усваиваем, зависит не только наш досуг, но и вся жизнь.

Итак, разберём основные понятия.

Цивилизация культурологии – это степень культурного развития общества. Цивильным называли человека, умеющего себя хорошо вести, а цивилизовать означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низкие сословия, к примеру, крестьян. В светском обществе цивильность означала учтивость.

Социально-культурный экскурс


Слайд 10


Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

В социологии выделяется культурная статика (которая описывает культуру в покое), и культурная динамика (которая описывает изменения в культуре – в том числе и подростковую субкультуру).

Особая форма культуры – материальная культура. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками: книга, храм, украшение, и другое. Всё это создано человеком, несёт в себе определенное символическое значение, выполняет определенную функцию, определяет и представляет известную ценность для группы или общества.

Культурный комплекс - совокупность культурных черт, или элементов, возникавших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое.


Слайд 11

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями,

выдержавшая испытанием временем и передающаяся следующим поколением как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качества жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают её от других групп.


Слайд 12


Социальные нормы - это образцы правильного и принятого в обществе поведения.
Привычки.

Образ жизни создаётся нашими привычками. Спать лёжа, есть первое ложкой, а второе – вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы - всё это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, привычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множество, они соблюдаются нами автоматически, без сознания.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают аристократов и светских людей от простолюдинов, воспитанных от невоспитанных. Если привычки приобретается стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.


Слайд 13


Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих

единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Сегодня он отличает воспитанного человека от невоспитанного и характеризует поведение.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным , а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.


Слайд 14

Традиция – всё то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции

выступает ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъём национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почётам и уважением, служат объединительным началом. Разновидностью традиций является обряд.

Нравы имеют моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвержены нравственной оценке. Считается безнравственным оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.


Слайд 15


Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это

чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усреднённых стандартов. Вкус называют ещё прихотью.

Увлечение – эмоциональное кратковременное пристрастие. У каждого поколения или индивида свои увлечения: брюками или галстуками определённой ширины, джазовой или рок- музыкой, коллекционированием марок. Смена увлечений, овладевших большими группами, называются модой.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от неё осуждается как предательство. Если чистота является ценностью то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.


Слайд 16Результаты исследования


Мы разработали вопросы анкеты и провели анкетирование
40 уч-ся

9-х классов нашей школы: 20 девочек и 20 мальчиков.


АНКЕТА: «Как мы отдыхаем?»
Пол: Ж / М (Подчеркни!)
1. Какой вид отдыха ты предпочитаешь: активный или пассивный?
2.Чем занято твоё свободное время (увлечения):
3.Учишься ли ты дополнительно в музыкальной/ художественной школе? Занимаешься ли танцами? В театральном кружке? Участвуешь ли в школьных праздничных сценариях? (Подчеркни!)
4.Как ты относишься к физкультуре и спорту:
а) занимаешься в спортивной секции ( в какой?)
б) делаешь зарядку, катаешься на лыжах, коньках, играешь в спортивные игры?
5.Читаешь ли ты что-то помимо школьной программы? Что?
6.Какую музыку ты предпочитаешь?
7.Какие телепередачи/фильмы смотришь?
8.Занимаешься ли домашними делами?
9.Чем бы ты хотел заниматься, если бы была возможность?
10.Достаточно ли в городе мест для проведения досуга?


Слайд 17
Выяснилось, что сторонников активного и пассивного отдыха почти поровну.
1. Какой отдых

ты предпочитаешь?

Вывод:

48%

26%

26%

44%

56%


Слайд 182. Чем занято твое свободное время?

Вывод:
Основные занятия девочек – просмотр

ТВ, общение с друзьями и прогулки; у мальчиков к этому добавляется спорт и компьютер.

Слайд 19
3. Какие кружки, секции ты посещаешь?

Вывод:
Почти половина девочек занимается танцами

и активно участвует в школьном самоуправлении (в этом от них в последнее время не отстают и мальчики).

Слайд 20
4. Каким видом спорта ты занимаешься?
26%
8%
8%
26%
48%
32%
32%
50%
8%
25%

Вывод:
Большинство отдают предпочтение спортивным играм,

а ещё порадовало то, что многие делают зарядку.

Слайд 215. Что ты читаешь помимо
школьной программы?
26%
8%
8%
30%
13%
12%
24%

Вывод:
Читают, конечно, не многие

из опрошенных: некоторые мальчики фантастику, а девочки столь популярные женские романы и молодёжные журналы.

Слайд 226. Какую музыку ты предпочитаешь?
30%

Вывод:
Девочки менее избирательны – слушают больше

разную музыку. Оказывается, рэп – самое популярное у подростков музыкальное направление; на втором месте клубная музыка и рок.

Слайд 237. Какие передачи/фильмы смотришь?
48%

Вывод:
Девочки предпочитают смотреть сериалы (а мальчики их

совсем не смотрят). Вообще, телевизор смотрят не избирательно – всё подряд, когда ничем не заняты.

Слайд 248. Какими домашними делами
ты занимаешься?
92%

Вывод:
Большинство наших ровесниц полностью взяли

на себя домашнюю уборку, многие даже готовят для семьи, мальчики менее регулярны в помощи по дому.

Слайд 259. Чем бы ты хотел заниматься,
если была бы возможность?
38%

Вывод:
Больше

30% даже не могли придумать, чем бы они хотели заняться! Наверное, берегут время для пассивного отдыха. Или нет воображения…

Слайд 2610. Достаточно ли в городе мест
для проведения досуга?
78%

Вывод:
Большинству не

хватает мест, где бы можно было отдохнуть и развлечься, больше 70% опрошенных хотели бы, чтобы появились детские кафе, новые спортивные площадки, места отдыха молодёжи.

Слайд 27
Во-первых, детство наших сверстников совпало с эпохой глобальных перемен в государстве

(и в образовании тоже), когда были упразднены многие формы организации досуга детей и подростков. Многие привыкли просто болтаться по улицам в поисках развлечений. Т.е. первая причина – НЕТ ПРИВЫЧКИ.

Общие выводы:
досуг подростков и их будущее


Итак, наши сверстники вне школы мало чем заняты, а значит, меньше имеют возможности для самовыражения, поэтому они не очень уверенные в себе. Общий культурный уровень тоже оставляет желать лучшего: большинство сверяет свои культурные ориентиры по модным молодёжным журналам и телевизионным шоу-программам.

П р и ч и н этого, как нам кажется, несколько:


Слайд 28


Во-вторых, родители, поставленные государством перед необходимостью искать новую работу или дополнительный

заработок, ослабили контроль за детьми, да и просто меньше стали уделять внимания их воспитанию и развитию. Т.е. вторая причина – ОТСУТСТВИЕ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ.

В-третьих, не такой уж большой выбор клубов и кружков по интересам (или их удалённость от места жительства, как, например ЦДО) Т.е. третья причина – НЕТ ВЫБОРА в возможности организовать досуг.

Вывод:

Своим исследованием мы надеемся обратить внимание на проблему досуга подростков и молодёжи именно в нашем городе. В этом году мы только подняли эту серьёзную тему, проведя небольшое исследование. На следующий год мы продолжим работать над этой проблемой уже с учётом полученного опыта.


Слайд 29Заключение:
решение проблемы на уровне города

Мы любим свой город и хотели

бы жить в нём всегда. Но многие наши сверстники мечтают уехать на учёбу и больше не вернуться, потому что не видят здесь никаких перспектив с работой, а главное – им здесь скучно. Возможно, им не были привиты какие-то главные культурные ценности (чувство патриотизма, например)…
Но мы считаем, что это чувство формируется само собой, если молодое поколение чувствует заботу о себе, радуется красоте и ухоженности родного города, имеет памятные места отдыха. Хотелось бы, чтобы те, от кого это зависит, думали о нас: строили спортивные площадки, открывали детские кафе, и другое…

Слайд 30
Кравченко А. И. Введение в социологию: учебное пособие для 9-11

классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996

Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006

Литература

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007

Р.С. Немов. Психологическое консультирование. М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2003


Слайд 31
Авторы
Семьянова Алёна
уч-ся 9 «Б» класса

уч-ся 9 «Б» класса
Лейбенко Евгения

педагог -психолог
высшей

кв. категории

Краснощёкова Т.Н.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика