Руководитель - психолог
КАК МЫ ОТДЫХАЕМ?
Семьянова Алёна и
Лейбенко Евгения
Краснощёкова Т.Н.
Руководитель - психолог
КАК МЫ ОТДЫХАЕМ?
Семьянова Алёна и
Лейбенко Евгения
Краснощёкова Т.Н.
Актуальность проблемы
Гипотеза:
Подростки не заняты активно в кружках по интересам, мало заняты спортом, в основном бесцельно проводят время – скучают; от этой «неувлечённости» они и сами страдают и хотели бы жить более интересной и деятельной жизнью.
В своём исследовании мы попытались разобраться в причинах «неувлечённости» (если можно так сказать) наших ровесников и выяснить, чем же они всё-таки заняты на досуге.
Нравится ли им такой социокультурный «автопортрет»?
Что можно самим изменить в своей жизни?
Как можно изменить среду, в которой мы все живём?
Возможно, им захочется повысить свой нравственный и культурный уровень, потому что от этого во многом зависит то, как они живут.
собрать информацию о занятости подростков (провести анкетирование);
проанализировать информацию, представить в виде слайдов;
сделать выводы о проблемах, актуализировать их для респондентов.
анализ анкет и научной литературы.
Декабрь
Январь
Февраль
Ноябрь
Главная особенность подросткового периода – резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У всех подростков эти изменения происходят неодинаково, в разное время их развития (в психологии это явление называется асинхронность): некоторые развиваются быстрее, некоторые в чём-то отстают от остальных, а в чём-то опережают их.
Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников часто сопровождается конформизмом: он принимает ценности и нормы той группы сверстников, которая принимает его в свой круг.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость, так и ожидание от взрослых помощи, защиты, поддержки, важность одобрения и оценок.
Итак, разберём основные понятия.
Цивилизация культурологии – это степень культурного развития общества. Цивильным называли человека, умеющего себя хорошо вести, а цивилизовать означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низкие сословия, к примеру, крестьян. В светском обществе цивильность означала учтивость.
Социально-культурный экскурс
Особая форма культуры – материальная культура. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками: книга, храм, украшение, и другое. Всё это создано человеком, несёт в себе определенное символическое значение, выполняет определенную функцию, определяет и представляет известную ценность для группы или общества.
Культурный комплекс - совокупность культурных черт, или элементов, возникавших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое.
Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качества жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают её от других групп.
Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают аристократов и светских людей от простолюдинов, воспитанных от невоспитанных. Если привычки приобретается стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным , а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.
Нравы имеют моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвержены нравственной оценке. Считается безнравственным оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.
Увлечение – эмоциональное кратковременное пристрастие. У каждого поколения или индивида свои увлечения: брюками или галстуками определённой ширины, джазовой или рок- музыкой, коллекционированием марок. Смена увлечений, овладевших большими группами, называются модой.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от неё осуждается как предательство. Если чистота является ценностью то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
АНКЕТА: «Как мы отдыхаем?»
Пол: Ж / М (Подчеркни!)
1. Какой вид отдыха ты предпочитаешь: активный или пассивный?
2.Чем занято твоё свободное время (увлечения):
3.Учишься ли ты дополнительно в музыкальной/ художественной школе? Занимаешься ли танцами? В театральном кружке? Участвуешь ли в школьных праздничных сценариях? (Подчеркни!)
4.Как ты относишься к физкультуре и спорту:
а) занимаешься в спортивной секции ( в какой?)
б) делаешь зарядку, катаешься на лыжах, коньках, играешь в спортивные игры?
5.Читаешь ли ты что-то помимо школьной программы? Что?
6.Какую музыку ты предпочитаешь?
7.Какие телепередачи/фильмы смотришь?
8.Занимаешься ли домашними делами?
9.Чем бы ты хотел заниматься, если бы была возможность?
10.Достаточно ли в городе мест для проведения досуга?
Вывод:
48%
26%
26%
44%
56%
Общие выводы:
досуг подростков и их будущее
Итак, наши сверстники вне школы мало чем заняты, а значит, меньше имеют возможности для самовыражения, поэтому они не очень уверенные в себе. Общий культурный уровень тоже оставляет желать лучшего: большинство сверяет свои культурные ориентиры по модным молодёжным журналам и телевизионным шоу-программам.
П р и ч и н этого, как нам кажется, несколько:
В-третьих, не такой уж большой выбор клубов и кружков по интересам (или их удалённость от места жительства, как, например ЦДО) Т.е. третья причина – НЕТ ВЫБОРА в возможности организовать досуг.
Вывод:
Своим исследованием мы надеемся обратить внимание на проблему досуга подростков и молодёжи именно в нашем городе. В этом году мы только подняли эту серьёзную тему, проведя небольшое исследование. На следующий год мы продолжим работать над этой проблемой уже с учётом полученного опыта.
Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006
Литература
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007
Р.С. Немов. Психологическое консультирование. М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2003
Краснощёкова Т.Н.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть