Слайд 1Как формируется годовой публичный доклад директора школы?
М.Агранович
Руководитель Центра мониторинга и статистики
образования
Слайд 2Образование – один из основных предметов общественного диалога
Образование в нашей стране
традиционно является предметом особого внимания со стороны и общества, и государства.
в то же время
Наверное только экономика опережает образование по масштабам взаимонепонимания и ложных представлений, количеству мифов и отсутствию контакта общества и государства
Слайд 3ДИАЛОГ
ДИАЛОГ
Система образования
Отрывочные сведения,
СМИ, личный опыт
Данные о системе вне
общественного контекста
Представления
и приоритеты
Цели, задачи
Общественный
монолог
Планы действий
Общественность
Администрация
Слайд 4Одна из основных причин неэффективности общественного диалога - отсутствие информационной основы
Доклад
о состоянии и перспективах развития школы
имеет своей целью, по-возможности, восполнить пробел в информационном обеспечении общественного диалога
Почему администрация и общество не слышат друг друга?
Слайд 5Задача доклада
рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале
и условиях функционирования учебного заведения, проблемах и направлениях развития школы.
Слайд 6Для этого надо:
Охарактеризовать:
достигнутый уровень образовательных услуг, результатов, условий обучения
Показать,
Что сделано и какие это дало результаты
В чем проблемы и что предполагается сделать
Каковы трудности и риски для достижения запланированных результатов
Слайд 7Содержательное наполнение Доклада – количественные оценки
Мировой опыт показывает –общественный диалог становится
предметным, когда описание состояния и перспектив выражены в количественных показателях
Поэтому
Информационная основа Доклада – образовательная статистика в широком смысле, включая данные социологических обследований, мониторинга качества образования
Задачи и результаты деятельности, выраженные в количественных показателях :
лучше понимаются, причем всеми более или менее одинаково
становятся основой для конструктивного диалога
делают возможным контроль за действиями власти со стороны общества
Слайд 8Доклад – не статистический справочник
Предмет доклада – не агрегированные данные
статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующих систему образования
Содержание доклада – не представление данных, а анализ и интерпретация расчетных индикаторов
Слайд 9Структура и содержание доклада
Надо ответить на два вопроса:
Кто наш читатель?
Заинтересованные непрофессионалы:
Органы представительной власти,
общественность (родители, СМИ, спонсоры и т.п.)
Что мы хотим ему сказать, а ему интересно услышать?
Характеристика уровня образовательных услуг, в динамике и в сравнении с другими школами
Что сделано, и каковы результаты
Что делается проблемы и перспективы
Слайд 10Примерная структура доклада (1)
Доклад должен ответить на следующие вопросы
Что мы
собой представляем и в чем наше отличие от других учебных заведений?
Каковы наши цели?
Каков уровень ресурсного обеспечения школы, как мы используем имеющиеся
ресурсы и поступающие средства; кто наши партнеры?
Чего мы достигли и что планируем сделать?
Слайд 11Примерная структура доклада (2)
Рекомендуемая структура публичного отчета директора школы включает следующие
основные разделы:
Общая характеристика школы.
Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки.
Спектр образовательных услуг.
Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры.
Структура управления, социальное партнерство
(вузы и т.п.).
Ближайшие перспективы.
Слайд 12Характеристики и количественные показатели
Слайд 13Качество образования (пример индикаторов)
Результаты внешней оценки: ЕГЭ, инспекционных проверок, комплексной аттестации
учреждения, срезовых работ, проводимых учредителем
Масштаб и результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Количественное соотношение выпускников школы и выпускников, зачисленных на бюджетные места в государственные вузы
Отсев и выбытие по ступеням
Количественное соотношение учащихся, проживающих в районе школы и проживающих в других территориях.
Ежегодная динамика (за 5 лет) соотношений желающих быть зачисленными в школу 1 и 3 ступеней и зачисленных.
Слайд 14Особенности образовательных систем как объекта анализа
Изменение системы и условий ее функционирования,
в том числе, внешних требований
Отсутствие эталона, норматива
Слайд 15Основные методические подходы
Контекстный анализ – связь образования с социально-экономической ситуацией
Сопоставительный анализ
Со средними данными
С другими учебными заведениями
Слайд 16Учет социально-экономического контекста:
1. Демографические факторы
2. Миграция – результаты обучения
3. Образование родителей
- результаты обучения
Слайд 17Сопоставительный анализ
Сравнения с системами аналогичного уровня–
Насколько я хорош или плох?
В чем мои сильные и слабые стороны?
Сравнения со средними показателями
Тенденции, отклонения от сложившихся соотношений, количественные характеристики закономерностей, вариация
Слайд 18Особенности и проблемы подготовки доклада ОУ
Адресат:
орган общественного управления
родители учащихся
родители потенциальных учащихся
Сопоставления
– с кем, где взять информацию
Ограниченность возможности использования стандартной статистики
Слайд 19Представление результатов – оформление докладов
Четкое и подробное оглавление, отражающее структуру доклада
Ясный
язык без специальных терминов и аббревиатур
Избегать перечисления цифр в тексте - лучше привести график. Если цифр немного, то таблицу.
Факты, отдельные цифры и т.д. выделябтся в тексте цветом или рамкой
В заключение привести краткие выводы, суммирующие текст доклада
Все официальные документы, таблицы и т.п. лучше поместить в приложение
Слайд 21Содержание и логика изложения
«Департамент общего образования в 2001-2006 гг. проводит крупномасштабные
изменения по следующим направлениям:
Обновление структуры и содержания общего образования: внедрение ЕГЭ с 2001 г.
Отработка организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ.
Областной эксперимент по подготовке и введению предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2004 г.
Переход на Региональный базисный учебный план (БУП) 2004 года на основе федерального БУПа 2004г.
Разработана концепция развития дошкольного образования».
В докладах описывается именно «компания», а не «чистка» -
Формулируется проблема, а потом говорится об административно-управленческих шагах, но ничего о том, что сделано и что это дало
«Проводить компанию по чистке улиц и чистить улицы – не одно и то же» (И. Ильф и Е. Петров.)
Слайд 22Содержание и логика изложения
«Реструктуризация сети образовательных учреждений в течение последнего десятилетия
осуществляется на плановой основе, в ходе реализации муниципальных и областных целевых программ, а также инновационных проектов, связанных с созданием муниципальных образовательных округов и культурно-образовательных комплексов».
Писать надо не о том, что делается, а о том, какая задача решается, почему именно эта и каков результат
Слайд 23Содержание и логика изложения
В 2004 г. после окончания 9 классов дневных
школ продолжили обучение в общеобразовательных школах из 2736 учащихся – 1874 (68,5 %), этот показатель на 1,5 % выше значения 2003 года, перешли в вечернюю школу 71 (2,7%) – это на 0,3% ниже прошлого года, поступили в Сузы – 407 учащихся (16%), ПУ – 304 (12%), это ниже на 2% по сравнению с 2003 г
Избыток фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации, повисают в воздухе и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в рекомендациях
Слайд 24Типичные ошибки
Язык доклада
«Структурно долевое сравнение второгодничества демонстрирует межрегиональное сходство
«Администрацией ОУ …
ведется работа с родителями учащихся, стоящих на ВШУ, ОпДН, отнесенных к категории неблагополучных»
«Папа, ты с кем разговариваешь?»
«Папа, ты с кем разговариваешь?»
Слайд 25Подводя итоги:
Цикл работ по методическому сопровождению и опыт подготовки докладов в
регионах позволил сформулировать ряд общих требований, которым должен отвечать публичный доклад:
Доклад – персонифицированный документ, публичный отчет руководителя учебного заведения, а не результат исследований, проведенных группой экспертов.
Периодический Доклад - аналитический публичный документ, задача которого представить общественности состояние и перспективы развития школы
Слайд 26Подводя итоги (2):
Доклад адресован внешним по отношению к системе образования читателям
– «заинтересованным непрофессионалам». Он готовится для широкой публики, органов законодательной и исполнительной власти, учащихся и/или их родителей.
Доклад готовится на основе данных статистики образования и смежных областей, но не является статистическим сборником. Предмет Доклада - анализ индикаторов и показателей, содержательно характеризующих систему образования, а не представление данных статистики.
Доклад является презентационной версией, логическим завершением проведенного комплексного анализа, содержит интерпретацию результатов анализа, предназначен для визуализации этих результатов и представления о школе группам потребителей информации в виде, пригодном для использования ими при принятии решений.
Слайд 27Чем можно воспользоваться?
Методические рекомендации, рекомендованные МОН
Где взять?
http://stat.edu.ru