Как формировоать УУД на уроке презентация

Содержание

Слайд 1Как формировоать УУД на уроке
Карабанова О.А.,
Д-р психол.н., профессор
МГУ имени М.В.Ломоносова


Слайд 2Универсальные учебные действия (УУД)
УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию

и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3Основные виды УУД
1) личностные
2) регулятивные,включая действия саморегуляции);
3) познавательные;
4)

коммуникативные

Слайд 4Личностные УУД
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление

учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Слайд 5Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Слайд 6Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
Общеучебные универсальные

действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд 7Познавательные Логические УУД
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)


- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Слайд 8Познавательные УУД Постановка и решение проблем
формулирование проблемы;
поиск информации
структурирование информации
самостоятельное создание способов

решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 9Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение

цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 10Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Русский язык
Формирование познавательных, коммуникативных

и регулятивных действий
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Слайд 11Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Литературное чтение
Формирование всех видов

универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации
формирование следующих универсальных учебных действий:
смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Слайд 12Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Иностранный язык
Изучение иностранного языка

способствует
- общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса
- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи,
- развитию письменной речи,
- формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме,
формированию гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге
общеучебных познавательных действий, в первую очередь, смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста, понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста, сочинение оригинального текста на основе плана).

Слайд 13Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Математика
Формирование познавательных действий:
логических,
знаково-символических,


перевод с одного языка на другой,
моделирование,
дифференциация существенных и несущественных условий,
формирование элементов системного мышления
систематизация и структурирование знаний,
Усвоение общего приема решения задач как универсального учебного действия
Формирование регулятивных действий
планирование (последовательности действий по решению задач)
контроль и оценка.

Слайд 14Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Окружающий мир
Формирование целостной научной

картины природного и социо-культурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством
Личностные УУД
умения различать государственную символику Российской Федерации, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; знакомятся с особенностями некоторых зарубежных стран;
- формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентацию в основных исторических событиях России и испытывать чувство гордости за славу и достижения России;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
принятие учащимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Слайд 15
Общепознавательные универсальные
учебные действия
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения

поиска и работы с информацией;
- формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей)
- формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Слайд 16Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Технология
Специфика этого предмета и

его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:
-ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
- значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу. Так, в ходе решения задач на конструирование школьники учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров;
- специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста — умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
- широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

Слайд 17Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Технология
формирование картины мира материальной

и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие планирующей и регулирующей функции речи;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

Слайд 18Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Физическая культура
Личностные универсальные действия


-формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитию мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоению правил здорового и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует
Регулятивные универсальные учебные действия
развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.;
Коммуникативные действия
развитие взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничества и кооперации (в командных видах спорта -
формирование умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

Слайд 19Стр.114, зад.5
Игровое творческое задание «Самое длинное предложение».
Стр. 118, зад.6


Слайд 20Классификация:
Ч.1, С.33 Игра «Третий лишний», с. 35 (разбей множество на части)
с.30

Выделение части множества
Сериация:
Ч.1 стр.47, 57; ч.2 с.23 № 6 (выделение признака при изменении его в ряду предметов, фигур)
Ч.1 с.16, 33, 35, 37, 43, 57 (построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах)
Коммуникативные действия –
Стр.49, (Сколько слов в каждой группе – групповая дискуссия)

Слайд 21Умение использовать модель (символы, знаки) для решения задачи
Ч. 1, с.

37 (какой корабль следует к острову)
Ч. 1, с. 41 (найти для каждого рисунка подходящий чертеж), с. 96, зад.2 (для каждого рисунка найти подходящую запись)
С. 47 , зад. 5; с.56, зад 3 (модели слов),

Слайд 22Ориентация на парт-нера и развитие кооперации
С. 109, (совместное чтение диалога), с.60,

зад.9 (загадки) Развитие осознания
С. 84, зад.6 (игра «Кто больше»)
Развитие регулирую- функции речи
С. 43, зад.3 (выбор адекватных глаголов)

Слайд 23Рекомендации
1. Необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия:
раскрыть систему

объективных условий правильного выполнения действия;
дать образец требуемого результата,
Задать последовательность операций действия.
Схема ориентировки должна быть представлена внешним образом (например, схемы, графа, таблицы и т.д. Внешнее наглядное представление схемы ориентировочной основы значительно облегчает организацию выполнения и усвоения действий.

Слайд 24
2. Необходимо дать задания в последовательности, соответствующей психологическим требованиям к организации

усвоения. Так, например, в учебниках задания одного типа, например, на развитие коммуникативных действий, предлагаются только в начале и в конце курса русского языка, в то время как в середине – подобные задания отсутствуют. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов универсальных действий.

Слайд 25
3.Для обеспечения способности учащегося действовать во внутреннем умственном плане необходимо:
предусмотреть

последовательный переход от выполнения действия реального преобразования объекта, заданного во внешней форме в виде конкретных предметов или их заместителей (например, предметные множества – машины, цветы, животные) к выполнению действия с объектов в наглядно-образной форме (например, со схемами, моделями, планами, схематическими рисунками и т.п.), и в вербально-понятийной форме объекта (например, текст задачи, упражнения и т.д.).
обеспечить последовательное изменение уровня выполнения действия от материальной (материализованной формы) – например, реальное обведение контура, классификация предметов с помощью раскладывания предметных картинок, соединение линией предметов (слов), объединенных функциональными связями) к речевой форме, когда действие выполняется в форме рассуждения, рассказа, и, наконец, в умственной форме, когда ученик только фиксирует конечный ответ на заданный вопрос.

Слайд 26
4. Ключевой задачей школьного обучения и содержания учебной деятельности в начальной

школе является усвоение системы научных понятий. Необходимо раскрыть учащемуся
- существенные признаки понятия
- содержание логического приема подведения под понятие - логическое правило распознавания в конкретных ситуациях наличия (отсутствия, неизвестности) каждого из существенных признаков понятия и дать рекомендации по выполнению этого действия.
5. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр.
6. Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Дать рекомендации по их выполнению

Слайд 27
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика