Слайд 1 Кадры для летнего лагеря: нормативно – правовое
и научно – методическое сопровождение
Жуковицкая Наталья
Николаевна, декан факультета ПК ППДО ЛОИРО, к.п.н.
Слайд 2Профессиональная компетентность
«Профессиональная компетентность» как интегральная характеристика, которая
определяет готовность и способность выполнять педагогические функции
в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями (И.А. Колесникова)
Слайд 3Стратегические документы
Стратегические документы, определяющие приоритеты оздоровления и
обучения детей в условиях летней оздоровительной работы:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
Федеральная целевая программа развития образования на период до 2015 года,
Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»,
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. ГОСТ Р 52887-2007
Слайд 4ФЦП на 2011 – 2015 гг.
В результате
выполнения Программы в системе образования будет обеспечено:
создание
и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования…
Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей, в их числе
модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей…
Слайд 5Государственная программа «Развитие образования» на 2013 –
2020 гг.
Будет реализован комплекс мер по эффективному
использованию потенциала каникулярного времени для образования и социализации детей:
разработка и утверждение современных требований к инфраструктуре и программному обеспечению образования и социализации детей в каникулярное время…
Слайд 6Стандарт услуг
Услуги детям в учреждениях отдыха и
оздоровления. ГОСТ Р 52887-2007
Утверждён Приказом Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
от 27 декабря 2007 г. N 565-ст
Дата введения -
1 января 2009 года
Слайд 7Термины и определения
3.1. Отдых детей и их
оздоровление: совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей,
охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Слайд 8Условия обеспечения качества услуг
4.6. Для обеспечения
необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха
и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия:
а) наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
б) условия размещения учреждения;
в) укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
г) техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
д) наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
Слайд 9Документация
4.6.1. Наличие и состояние документации
В состав документации
должны входить:
а) устав учреждения и положение об
учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
б) штатное расписание;
в) руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми;
г) заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции;
д) документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
е) национальные стандарты Российской Федерации;
ж) финансово-хозяйственная и медицинская документация;
и) положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.
Слайд 10Условия размещения учреждения
4.6.2. Условия размещения учреждения
4.6.2.1. Эколого-климатическая
характеристика местности, ландшафт и оформление участка, на
котором располагают учреждение, архитектура зданий и сооружений учреждения должны обеспечивать создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей.
4.6.2.2. Учреждение должно быть размещено в специально предназначенном стационарном или временном здании или в помещениях, которые должны быть обеспечены всеми необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания, охраной, оснащены средствами связи и пожарной безопасности.
4.6.2.3. По своим размерам, состоянию и оборудованию здания и помещения, в которых размещены учреждения, должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
Слайд 11Укомплектованность кадрами
4.6.3. Укомплектованность учреждения специалистами и их
квалификация
4.6.3.1. Учреждение должно располагать необходимым количеством специалистов
в соответствии со штатным расписанием.
4.6.3.2. Каждый специалист должен иметь соответствующее (специальное) образование, соответствующий уровень квалификации и профессиональной подготовки, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, перед поступлением на работу пройти медицинское освидетельствование, дающее допуск к работе с детьми.
4.6.3.3. Для каждой категории специалистов должны быть разработаны должностные инструкции, утвержденные руководителем учреждения, регламентирующие их обязанности и права.
4.6.3.4. Наряду с необходимым уровнем квалификации и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности за свою работу и руководствоваться в работе принципами справедливости, доброжелательности и другими гуманистическими принципами, необходимыми для работы с детьми.
4.6.3.5. При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние и личные особенности.
Слайд 12 Условия
4.6.4. Техническое оснащение учреждения
4.6.4.1. Техническое оснащение
учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, музыкальные инструменты, спортивное
и туристское снаряжение и т.д.) должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых с их применением услуг соответствующих видов.
4.6.4.2. Техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном и безопасном состоянии.
4.6.5. Система внутреннего контроля качества предоставляемых услуг
4.6.5.1. Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию услуг на соответствие национальным стандартам, документации учреждения по вопросам объема, качества и безопасности предоставляемых услуг.
Слайд 13Виды услуг
5. Основные виды услуг
Услуги, предоставляемые детям
в учреждениях отдыха и оздоровления, разделяют на
следующие виды:
а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;
б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
г) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;
е) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
и) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
к) транспортные услуги.
Слайд 14Образование: сущность понятия
Образование – специально организованный процесс
развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем,
имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.
Источник: Лебедев О.Е. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. – СПб.: СПбАППО, 2003. – 154 с.
Слайд 15Сферы деятельности
Познавательная
Гражданско – общественная
Культурно- досуговая
Семейно – бытовая
Социально
– трудовая (профессиональная)
Источник: Концепция модернизации российского образования
Слайд 16Летние каникулы как досуговый проект
Летние каникулы как
длительный досуговый проект,
призванный спрогнозировать оптимальный вариант
организации жизнедеятельности ребят разного возраста
и тщательно продумать все необходимые шаги для его осуществления.
Слайд 17Виды досуга
«Сюжеты» включения детей в летнюю досуговую
деятельность:
отдых;
оздоровление;
развлечение;
просвещение;
творчество;
созерцание природы;
праздник.
Слайд 18Типология позиций человека в досуговой деятельности
«Творчески –
деятельный» - создание духовных ценностей.
«Культурно – потребительский»
- потребление духовных ценностей.
«Рекреативный» - отдых и развлечения.
Слайд 19Требования к подготовке кадров
Совершенствование профессиональных компетенций педагогов
по вопросам:
организации летней оздоровительной работы;
программного обеспечения работы
в условиях летних (зимних) лагерных смен;
использования различных форм, методов осуществления досуговой деятельности;
овладения современными образовательными технологиями работы с детьми в условиях лагерной смены;
основ формирования временного детского творческого коллектива;
обеспечения диагностики детей – изучения уровня их удовлетворённости качеством отдыха и оздоровления, в том числе в условиях проведения тематических, профильных смен…
Слайд 20Принципы повышения квалификации
Принцип ориентации на результат
Принцип
функциональности – сочетание теории и практики
Принцип модульного
построения
Принцип опоры на базовое педагогическое образование
Принцип дифференциации и индивидуализации
Слайд 21Формы повышения квалификации
Курсы:
Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря;
Проектирование
досуговых программ летнего оздоровительного лагеря;
Программное обеспечение профильных
смен в летнем оздоровительном лагере.
Слайд 22Итоговый контроль
Защита проектного задания (длительная досуговая программа
смены в летнем оздоровительном лагере, в том
числе профильной, тематической смены…)
Слайд 23Отдельные формы методического сопровождения
Школа вожатых
Проблемные семинары
Консультации
Слайд 24Научно – методическое сопровождение
Подготовка методических пособий
по проблемам организации, проектирования содержания и технологий
работы в условиях летних оздоровительных лагерей:
Организация летнего отдыха детей (2011г.)
Проектирование программ организации летнего отдыха детей (2012 г.)
Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере (2013 г.)
Слайд 25Тематика разделов пособий
«Организация летнего отдыха детей»:
Из истории
летних лагерей
О классификации лагерей
Научно – методические основы
организации летнего отдыха
Из опыта организации летнего отдыха в Ленинградской области
«Проектирование программ организации летнего отдыха детей»:
Летние каникулы как досуговый проект
Проектирование досуговых программ летнего оздоровительного лагеря
Профильная смена как длительная досуговая программа
«Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере»:
Вожатому о воспитательном коллективе
Методика организации жизнедеятельности временного детского коллектива
Из опыта организации жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем лагере
Слайд 26Программа работы «Школы вожатых»
План проведения региональной «Школы
вожатых»
Цели и задачи проведения «Школы вожатых»
Кадры
для летнего лагеря: нормативно – правовое и научно – методическое сопровождение
Жуковицкая Н.Н. – декан факультета ПК и ППДО ЛОИРО, к п.н.
Основные направления профилактической работы в летней оздоровительной практике
Бондарева В.В. – доцент кафедры социального здоровья детей ЛОИРО, к.п.н.
Слайд 27Программа работы «Школы вожатых»
Досуговая программа детского лагеря:
от настоящего к будущему
Конасова Н.Ю. – доцент
кафедры развития дополнительного образования детей ЛОИРО, к.п.н.
Об организации детского самоуправления в условиях летней лагерной смены
Царёва Н.П. – доцент кафедры развития дополнительного образования детей ЛОИРО, к.п.н.
Творческий проект как способ организации жизнедеятельности временного детского творческого коллектива в условиях проведения летней лагерной смены.
Малыхина Л.Б. – заведующая кафедрой развития дополнительного образования детей ЛОИРО, к.п.н.
Подведение итогов работы «Школы вожатых»
Жуковицкая Н.Н., декан факультета повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования детей, к.п.н.