Относительное постоянство температуры в грузовом помещении транспортного модуля достигается пассивными (теплоизоляцией ограждающих поверхностей) и активными (выработкой естественного или машинного холода) средствами.
Использование лишь пассивных средств характерно для вагонов-термосов и контейнеров-термосов. Для перевозки скоропортящихся грузов, требующих жёсткого соблюдения температурных условий, используют активные средства – рефрижераторные вагоны и рефрижераторные контейнеры.
2
4
Одним из лучших теплоизоляторов является воздух, он отвечает всем перечисленным требованиям (λ = 0,023 Вт/(м⋅К),
ρ = 1,29 кг/м3).
Требования к изотермическим вагонам и теплоизоляционным материалам
5
Теплоизоляционные материалы имеют, в основном, неорганическое происхождение:
● пенобетон (λ = 0,082 Вт/(м⋅К), ρ = 280 кг/м3) – застывшая смесь цементного молока и мыльной пены;
● минеральная вата (λ = 0,056 Вт/(м⋅К), ρ = 150 кг/м3) – волокнистый материал, получаемый из силикатных расплавов;
● стекловолокно (λ = 0,05 Вт/(м⋅К), ρ =100 кг/м3) – получают из того же материала, что и стекло;
● пенополистирол (λ = 0,05 Вт/(м⋅К), ρ = 25 кг/м3) – продукт спека-ния гранул бисерного полистирола;
● пенополивинилхлорид (λ = 0,035 Вт/(м⋅К), ρ = 70 кг/м3);
● пенополиуретан (λ = 0,025 Вт/(м⋅К), ρ = 20 кг/м3), и др.
6
Требования к изотермическим вагонам и теплоизоляционным материалам
Теплоизоляционные ограждения изотермических вагонов обычно выполняют слоистыми. Важнейшей их характеристикой является коэффициент теплопередачи k. Его значение тем больше, чем интенсивнее теплота проникает через ограждение и отводится от внутренних и наружных поверхностей. Характерное для рефрижераторных вагонов и термосов значение k = 0,27 … 0,35 Вт/(м2⋅К).
Характерные значения коэффициентов теплоотдачи к поверхностям ограждения вагона (наружной и внутренней), Вт/(м2⋅К): αн = 30, αв = 10 .
7
Требования к изотермическим вагонам и теплоизоляционным материалам
Посередине секции расположен служебный вагон, в котором одна половина предназначена для размещения дизель-генераторных установок, а другая – для штурманского отделения и бытовых салонов обслуживающей бригады.
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
9
МО – машинное отделение; ГП – грузовое помещение; ОБ – помещение для обслуживающей бригады; ДО – дизельное отделение
Структурная схема пятивагонной рефрижераторной секции постройки завода Дессау:
Общий вид грузового помещения вагонов старого поколения
Грузовой вагон
Грузовые вагоны секции универсальные, предназначены для перевозки любых скоропортящихся и пищевых продуктов при температуре воздуха внутри грузового помещения от минус 21 до 16°С.
В качестве теплоизоляционного материала применён полистирол. Его толщина изменяется от 150 до 250 мм.
15
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
● вертикальные гофры на продольных и торцевых стенах вагона для прохода воздуха между грузом и этими стенами;
● вентиляторы-циркуляторы для нагнетания холодного или тёплого воздуха в воздуховод;
16
● напольные решетки для прохода воздуха под штабелем груза;
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
Общий вид грузового помещения вагонов нового поколения
В рабочем положении секции воздуховода фиксируются на балке, расположенной над потолком вдоль продольной оси вагона, с уклоном к продольным стенам.
17
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
18
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
Схема распределения воздуха
в вагонах постройки до 1975 г.:
1 – секции ложного потолка; 2 – дефлектор вентиляционной системы; 3 – вентилятор-циркулятор; 4 – воздуховод над ложным потолком; 5 – груз, 6 – напольные решётки
Схема распределения воздуха в вагонах постройки после 1975 г.:
Грузовой вагон
Вагоны постройки после 1975 г. имеют продольно-поперечную (пристенную) подачу воздуха, за счёт резиновых перекрытий щелей между секциями в ложном потолке.
19
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
1 – секции ложного потолка; 2 – дефлектор вентиляционной системы; 3 – вентилятор-циркулятор; 4 – воздуховод над ложным потолком; 5 – груз, 6 – напольные решётки
20
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
1 – дефлектор вентиляционной системы с заслонкой; 2 – воздуховод над ложным потолком; 3 – вентилятор-циркулятор; 4 –испаритель холодильной машины; 5 – то же, электропечь; 6 – то же, конденсатор; 7 – вентилятор машинного отделения; 8 – заслонка воздухозаборной трубы; 9 – вентиляционная труба; 10 – машинное отделение;
11 – циркуляционный щит; 12 – напольные решётки; 13 – груз
Открывают дверь рычагом-штурва-лом 6. Его поворачивают влево до тех пор, пока шпиндель 5 не дойдёт до упора. В процессе поворота кулачки 1 освобождают дверь. После этого рычагами 4 выводят дверь из проёма на расстояние, достаточное для смещения её вправо, и при этом упор 7 рычага 4 вошёл в защёлку 3 и закрепил тягу в данном положении.
Дверь грузового вагона
21
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау
1 – кулачок запорный; 2 – затворный механизм; 3 – защёлка рычага; 4 – рычаг перемещения
двери; 5 – шпиндель запорный; 6 – рычаг-штурвал для освобождения и защемления рычагов; 7 – упор рычага;
ГП – грузовое помещение; МО – машинное отделение; ОБ – помещение для обслуживающей бригады;
ДО – дизельное отделение; ХМ-1 и ХМ-2 – холодильно-отопительные машины 1 и 2
Секция БМЗ отличается от секции Z-В-5, в основном, компоновкой машинных отделений, конструкцией воздуховода и системой воздухо-распределения, конструкцией запорных устройств двери.
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки БМЗ
24
Структурная схема пятивагонной рефрижераторной секции постройки БМЗ:
обеспечить равномерное распределение воздуха по всей длине грузового помещения.
Система распределения воз-духа в грузовом помещении — односторонняя продольно-попе-речная верхняя. Воздух от холодильных машин или электро-печей подаётся в грузовое помещение двумя вентляторами-циркуляторами через щели в коробе-воздуховоде, расположенном под потолком вдоль продольной оси вагона.
Сечение короба уменьшается в направлении от холодильно- отопительных агрегатов, чтобы
25
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки БМЗ
26
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки БМЗ
1 – дефлектор вентиляционной системы; 2 – груз; 3 – воздуховод (короб переменного сечения); 4 – вентилятор-циркулятор верхнего холодильно-отопительного агрегата; 5 – то же испаритель; 6 – то же, электропечь; 7 – холодильно-отопительные агрегаты; 8 – конденсатор верхнего агрегата; 9 – вентилятор машинного отделения;
10 – вентиляционная труба с заслонкой; 11 – машинное отделение; 12 – циркуляционный щит; 13 – напольные решётки; 15 – теплоизоляция кузова вагона
Рукоятка закрывается крышкой 9 с кожу-хом 10 и затвором 8 со штырём⋅7, а крышка запорно-пломбировочным устройством. Для открывания двери приподнимают кожух 10, оттягивают и поворачивают фиксатор храповика на 90 градусов и рычагом, совершая возвратно-поступательные дви-жения (вверх-вниз), выводят дверь из проёма, а затем перемещают на тележках 5 по рельсу 3 до упора 11.
27
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки БМЗ
1 – левый затвор двери 2 – верхнее запорно-пломбировочное устройство; 3 – рельс для движения двери;
4 – правый затвор двери; 5 – каток двери; 6 – винтовая стяжка; 7 – штырь; 8 – стяжка; 9 – крышка нижнего запорно-пломбировочного устройства; 10 – кожух; 11 – упор рельсовый
5.5 Автономный рефрижераторный вагон со служебным помещением (АРВ-Э)
28
Общий вид вагона
5.6 Специальные рефрижераторные вагоны для перевозки живой рыбы
29
Общий вид живорыбной рефрижераторной секции
Автономный рефрижераторный вагон для перевозки живой рыбы
Охлаждение рыбы в вагоне осуществляется не более чем за 48 ч, жизнеобеспечение поддерживается системой аэрации и циркуляции воды.
30
Специальные рефрижераторные вагоны для перевозки живой рыбы
МО – машинное отделение; ДГ – дизель-генератор; А – аппаратная; ВС – вентиляционная система; СОК – система обеспечения кислородом; ИХМ – испаритель холодильной машины; ЭП – электрическая печь; ОБ – отделение для обслуживающей бригады
5.7 Вагоны-ледники
До настоящего времени сохранились в небольшом количестве специализиро-ванные вагоны-цистерны для вина и виноматериа-лов, охлаждаемые водным льдом.
31
Общий вид вагона для вина
32
1 – котёл для вина; 2 – потолочный бак для льда; 3 – компенсационный бак; 5 – окно служебного помещения;
5 – служебное помещение; 6 – дверь служебного помещения; 7 – входная дверь
Для отопления вагона предусмотрен водяной котёл с разводящей системой трубопроводов. В вагоне есть служебное помещение для проводника. Вагон имеет теплоизолированную ограждающую конструкцию, что полностью исключает замерзание вина.
Вагоны-ледники
5.8 Вагон, охлаждаемый жидким азотом
Ограждения кузова вагона выполнены по типу сэндвич с применением пенополиуретановой изоляции толщиной 200 мм. В торцевой части вагона имеется отделение, где размещается в горизонтальном положении баллон с жидким азотом вместимостью около 3 м3.
Распыление жидкого азота осуществляется системой впрыскивания, срабатывающей от термодатчиков, расположенных на боковых стенах вагона.
33
1 – дросселирующий вентиль 2 – датчик температуры 3 – система распыления жидкого азота; 5 – дефлектор;
5 – напольные решётки; 6 – клапан для подачи свежего воздуха при вентилировании вагона перед выгрузкой;
7 – баллон с жидким азотом
34
Общий вид универсального вагона-термоса
Вагоны-термосы
35
Дверь универсального вагона-термоса
36
Внутреннее оборудование универсального вагона-термоса
Вагоны-термосы
37
Вагоны-термосы
ИВ-термос-19 (бывший грузовой вагон в составе рефрижераторной секции постройки завода Дессау)
В условиях рыночной экономики система техниче-ского обслуживания этих вагонов оказалась убыточ-ной, что явилось причиной их переоборудования под ИВ-термосы. Такие вагоны больше не имеют дизель-генераторного и холодильно-отопительного оборудования.
38
Вагоны-термосы
ИВ-термос-21 (бывшийАРВ-21 м)
Грузоподъёмность молочной цистерны 31,2 т, тара 23 т. Котёл цистерны разбит на три секции, что позволяет организовать перевозку молока различного качества или разных отправителей.
39
Вагоны-термосы
1 – штампованное днище; 2 – крышка люка; 3 – люк-лаз; 4 – колпак с запорными устройствами; 5 – перегородка; 6 – наливная труба; 7 – сливное устройство
40
Вагоны-термосы
Принципиальная схема молочной цистерны:
41
Вагоны-термосы
Вагон для виноматериалов и растительных масел
42
Вагоны-термосы
Опытный вагон для минеральной воды
43
5.10 Изотермические контейнеры
● по системам охлаждения: рефрижераторные контейнеры,
контейнеры, охлаждаемые жидким азотом и сухим льдом, контейнеры- термосы;
● по грузоподъёмности: 5, 7, 10, 20, 25, 30-тонные;
● по международному стандарту ИСО в порядке возрастания размеров: типы 1, 1Е, 1D, (1DD) 1C (1 CC, 1 CCС), 1B (1BB, 1BBВ ), и 1А (1АА, 1ААА), 1ЕЕ (1ЕЕЕ). В скобках указаны контейнеры увеличенной высоты и массы;
● по Государственному стандарту Российской Федерации: типы
СК-5-10, СК-5-20 и СК-5-30 (СК – стандартизированный контейнер,
5 – контейнер крупнотоннажный, последние две цифры означают
грузоподъёмность контейнера).
44
Изотермические контейнеры
Все изотермические контейнеры имеют ширину 2438 мм
(8 футов), унифицированную по внешним и присоединительным парамет-рам с крупнотоннажными контейнерами общего назначения.
● по длине в футах: 5, 7, 10, 20, 30, 40, 45-футовые;
В соответствии с требованиями ИСО рефрижераторные контейнеры проектируют для эксплуатации при наружных температурах минус 45…45°С. При этом температура воздуха внутри рефрижераторного контейнера должна регулироваться в пределах от минус 20 до 16°С.
Рефрижераторные контейнеры имеют принудительную циркуляцию воздуха с нижним или верхним распределением воздуха. Некоторые специальные контейнеры имеют вентиляционную систему, регулирование газовой среды и влажности воздуха.
46
Изотермические контейнеры
50
Изотермические контейнеры
Рефрижераторный контейнер имеет два основных конструкционных блока: корпус и рефрижераторный агрегат.
5.10.2 Устройство рефрижераторных контейнеров
51
Дверь и внутреннее оборудование контейнера
Встроенный холодильно-отопительный
агрегат
По способу размещения воздухоохладителя рефрижераторные контей-неры бывают двух типов:
– всё оборудование располагается в машинном отсеке, а охлаждение или обогрев грузового помещения производится через отверстия в перегородке между машинным и грузовым отсеками, и через эти отверстия происходит циркуляция воздуха (тип 1);
– со встроенным оборудованием (тип 2), у которого воздухоохладитель с вентиляторами-циркуляторами расположен внутри грузового помещения.
Устройство рефрижераторного контейнера (тип 2):
1 – машинный отсек; 2 – компрессорно-конденсаторная часть холодильно-отопительного агрегата; 3 – воздухоохладитель с вентиляторами-циркуляторами; 4 – теплоизолированный кузов; 5 – грузовой отсек; 6 – дверь контейнера; 7 – настил пола; 8 – дизель-генератор с топливным баком; 9 – блок управления, контроля и регулирования работы оборудования
Изотермические контейнеры, уста-новленные на фитинговых полупри-цепах и перемещающиеся по же-лезным дорогам вместе с полупри-цепом, называют изотермически-ми контрейлерами.
54
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть