Изменения структуры расселения, демографические тенденции и организация сетей в образовании в России: поиск баланса презентация

Содержание

ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛЯРИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО ЧИСЛУ ЖИТЕЛЕЙ (по переписям населения)

Слайд 1Изменения структуры расселения, демографические тенденции и организация сетей в образовании в

России: поиск баланса

Директор Центра прикладных экономических
исследований и разработок ИРО НИУ-ВШЭ, к.э.н.
Т.В. Абанкина


Слайд 2



Слайд 3ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛЯРИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО ЧИСЛУ ЖИТЕЛЕЙ
(по переписям населения)


Слайд 5ГРУППИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Слайд 6Проблемы организации сетей в образовании в России

Проблемы расселения – депопуляция, мелкоселенность,

поляризация

Проблемы финансирования образовательных сетей – распыление средств, недофинансирование, избыточность сетей

Проблемы организации взаимодействия - ведомственная разобщенность, административные барьеры, разграничение полномочий
Проблемы управления – институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями

Проблемы инфраструктуры – слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи



Слайд 7Пространственные модели построения сетей социальной сферы














































Слайд 8

Характеристики моделей

Ядерная модель – в центре (ядре) располагается полифункциональное учреждение, на

периферии – учреждения низового уровня.
Центральное учреждение и периферийные имеют комплиментарные связи, что обеспечивает доступ к ресурсу периферийным учреждениям.
Ядерная модель отличается устойчивостью и социально-экономической эффективностью, если правильно рассчитаны параметры отношения издержек оказания услуги к издержкам доступа.
Если указанное отношение больше единицы, то низовые звенья экономически неэффективны при прочих равных социальных условиях.


Слайд 9
Характеристики моделей

Узловая модель – это развитие «ядерной» модели, когда наряду с

одним центром имеются промежуточные центры, между которыми организовано взаимодействие.
При хорошей организации горизонтальных связей позволяет оптимизировать обслуживание.

Слайд 10

Характеристики моделей


Сотовая модель – учреждения располагаются так, чтобы оптимизировать радиус обслуживания,

обеспечивая по времени и стоимости заданные параметры доступности. Указанная модель наиболее пригодна в двух случаях:
обеспечения обязательных регулярных услуг стандартизованного качества, например обучение в начальной школе;
обеспечение доступности услуг экстренной помощи, готовность которой не зависит от регулярности вызовов потребителей, например, медицинская скорая помощь.

Слайд 11
Характеристики моделей


Ступенчатая модель – на нижнем уровне размещаются учреждения низового типологического

уровня, обеспечивающие равномерность обслуживания в соответствии с частотой спроса.
По мере «движения» по ступеням нарастает специализация и уникальность учреждений обслуживания.


Слайд 12
Параметры, определяющие экономическую целесообразность оказания услуг конкретным учреждением социальной сферы:


ценность

услуги для потребителя, которая заключается в приобретаемой им выгоде от социальной услуги;
цена, которая была заплачена государством и потребителем учреждению за оказанную услугу;
издержки потребления социальной услуги, которые возникают у потребителя как в прямом виде (оплата доступа), так и в виде потраченного на получение услуги времени;
издержки учреждения, затраченные на производство услуги.

Спрос потребителя услуги будет определяться соотношением:
Н
П = -----------, где
Ц + И
П – спрос потребителя;
Н ‑ ценность услуги;
Ц ‑ цена, заплаченная потребителем;
И ‑ издержки потребления.

Слайд 13Параметры, определяющие экономическую целесообразность оказания услуг конкретным учреждением социальной сферы:


Нормальное

функционирование учреждения зависит от соотношения
Цг + Цп
Р = ----------, где
С
Р – устойчивость функционирования учреждения;
Цг ‑ цена, которую заплатило за услугу государство;
Цп ‑ цена, которую заплатил за услугу потребитель;
С ‑ издержки учреждения на производство этой услуги.

Если соотношения П и Р больше единицы, то учреждение работает устойчиво.
При приближении этих соотношений к 1 достигается некоторый уровень равновесия,
а переход через эту границу приводит к резкому падению спроса,
неэффективности работы учреждения.
Ситуации для управленческого воздействия сводятся к следующим основным типам:
Издержки потребителя выше ценности услуг, которые он получает;
Издержки учреждения на оказание услуги выше той цены, которое оно за нее получает.

Слайд 14Расходы бюджета на финансирование сетей социальной сферы
В расчете на 1 школу:
В

расчете на 1 библиотеку:

В расчете на 1 Дом культуры:

Среднее по России
13,45 млн. руб.
Уровень дифференциации
12,6 раз
Превышение нормативной потребности в сетях
15-20%

Среднее по России 1,32 млн. руб.
Уровень дифференциации 14,3 раз
Превышение нормативной потребности в сетях 45-60%

Среднее по России
0,81 млн. руб.
Уровень дифференциации
26,3 раз
Превышение нормативной потребности в сетях
22-25%


Слайд 15Характеристика управленческого дисбаланса
Кольцевая организация


Лучевая организация



Слайд 16Характеристика институционального дисбаланса

ГРУППИРОВКА СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ
ПО ЧИСЛУ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, %


Слайд 17Модель выборки

Регионы-участники:
Московская область (Коломенский р-н, N=316)
Республика Саха (Мегино-Кангаласский улус, N=749)
Алтайский край

(Первомайский р-н, N=500)
Ульяновская область (Ульяновский р-н, N=601)
Общий объем выборки: 2166

Проводилось сплошное обследование учащихся предвыпускных (9-11) классов всех сельских школ района
преимущества:
актуальность информации
репрезентативность по району
срез по единой возрастной когорте
недостатки:
«условность» сведений, предоставленных школьниками


Слайд 19МИГРАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ


Слайд 20 ГЕОГРАФИЯ ПЕРМЕЩЕНИЙ
Московская область: 49% - Коломна, 36% - Москва, 8% -

Рязань
Республика Саха: 81% - Якутск, 5% - Москва, 4% - Санкт-Петербург
Алтайский край: 91% - Барнаул, 4% - Новосибирск
Ульяновская область: 78% - Ульяновск, 6% - Москва, 4% - Самара, 4% - Казань


Слайд 22Принципы перехода к новой модели организации сетей социально-культурного обслуживания населения От ступенчатой

к узловой модели организации сетей От пешеходной к транспортной доступности учреждений От отраслевого к территориально-отраслевому управлению От ведомственных к интегрированным социальным учреждениям






Слайд 23Регионы России - участники эксперимента по реструктуризации сети сельских школ
Республика Адыгея
Республика

Саха
Чувашская республика
Краснодарский край
Красноярский край
Белгородская область
Владимирская область
Ленинградская область
Московская область

Новгородская область
Новосибирская область
Нижегородская область
Орловская область
Псковская область
Ростовская область
Смоленская область
Самарская область
Ярославская область



Слайд 24Основные модели оптимизации сети образовательных учреждений, рекомендованные к внедрению по результатам

федерального эксперимента


базовая школа с сетью филиалов
ресурсный центр
передвижная учебная лаборатория
сельская профильная школа
начальная школа – детский сад
ассоциация сельских образовательных учреждений
социокультурный комплекс



Слайд 25Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одну школу, имеющую

старшую ступень

Слайд 26Правовое обеспечение создания интегрированного социального учреждения
Подготовка проекта федерального закона

«Об интегрированном государственном (муниципальном) социальном учреждении»
Разработка типового положения об интегрированном государственном (муниципальном) социальном учреждении
Внесение изменений в федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления самоуправления в Российской Федерации» (131- ФЗ и 184- ФЗ)
Внесение изменений в закон «Об образовании»
Гармонизация отраслевого законодательства – образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт


Слайд 27Спасибо за внимание
Т.В. Абанкина
abankinat@hse.ru
(495) 628 0353


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика