Слайд 1Из истории эссе
Работу выполнила учитель
русского языка и литературы
МОУ «Янтиковская СОШ»
Терентьева
Людмила Михайловна
Слайд 2 Эссе – способ рассказать о мире через себя и
о себе с помощью мира.
А.А. Эльяшевич
Слайд 3Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор
эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).
Слайд 4История термина
Родоначальник жанра эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 –
1593). Писатель-гуманист, он в 1580 году издал свою книгу «Essais», название которой на русский язык перевели как «Опыты». Именно с издания его «Опытов» в словесной европейской культуре и бытует и существует этот жанр.
Не случайно, что жанр эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, достоинство человека, личная ответственность. Наверное, вполне естественно, что у жанра эссе есть индивидуальный творец.
Жанр эссе привлек многих писателей-мыслителей. В 1697 году Фрэнсис Бэкон создал свои «Essais», а затем к этому жанру обращались Джон Локк (английский философ), Джозеф Аддисон (английский поэт, ученый и философ), Генри Филдинг (английский писатель-романист). Они понимали эссе как опыт автора в разработке определенной проблемы.
Слайд 5Развитие жанра
В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской
и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов
(Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо)..
Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд (XIX век);
М. Бирбом, Г. К. Честертон (XX век). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты
(Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж. П. Сартр, Н. Хикмет).
Слайд 6Эссе в русской литературе
Для русской литературы жанр эссе не был характерен.
Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»),
А. И. Герцена («С того берега»),
Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»).
В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский. Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе.
Слайд 7
Эссе К.Г.Паустовского
«Радость творчества»
Дело художника - рождать
радость.
(К.Паустовский)
Слайд 8План анализа.
Автор назвал свое эссе "Радость творчества". Какими другими чувствами, переживаниями,
сомнениями сопровождается труд писателя? Почему Паустовский именно слово "радость" выносит в заголовок работы? Обоснуйте свою точку зрения.
Излюбленным приемом эссе является сравнение, сопоставление. Найдите примеры сопоставлений в тексте. В чем их смысл?
Какие типы речи сочетаются в данном тексте? Можно ли, опираясь только на первую часть эссе, предположить, о чем пойдет речь дальше?
Какие средства художественной выразительности, используемые автором, усиливают эстетическое впечатление глубины высказывания и делают стиль писателя незабываемым?
Сделайте вывод о достоинствах жанра эссе.
Слайд 9Особенности жанра эссе
обращение к значительным проблемам;
- субъективность, ярко выраженная
позиция
автора;
- отсутствие заданной композиции, свободная
форма изложения;
- композиция эссе – пишущий ходит кругами
вокруг конкретной темы, словом плетет кружева
или паутину повествования;
- сравнительно небольшой объем.
Слайд 10Особенности языка эссе:
- афористичность, иногда парадоксальность речи;
- использование полемически заостренных утверждений;
-
эмоциональность речи;
- смешение разнородных пластов лексики;
- использование художественных приемов;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.
Слайд 11Попытайтесь создать фрагмент эссе о школе, напишите, что для вас школа
– перемена, друзья, предмет, урок, познание, учитель. Помните, нужно найти аналогию, ассоциации. Главное – выразить свой взгляд на мир, удивить, заставить читателя думать.
Задание
Слайд 12Вывод по уроку
- Что характерно для жанра эссе?
- В чем сложность
этого жанра?
- Почему он популярен в наше время?
Слайд 13Наша школа.
(Эссе на конкурс «Лучшая школа России»).
Справедливые учителя, мудрый директор, внимательные
библиотекари, степенные 11-классники и шумные 5-классники… Интересные уроки и веселые перемены, волшебные звонки… Что это? Это сороковая! Что это за школа? С чего она начинается?
С директора? Да! Кузнецова Ольга Петровна – замечательной души человек, вторая мама, строгий администратор. Словом, глава школы.
А учителя? Мастера, профессионалы, магистры – Мишенева С.А., Федулова Н.А., Левичева Л.Н., Серова Н.А.
Творцы, увлекающие учеников энергией и глубокими знаниями предмета в удивительное путешествие, познание мира и самого себя, - Ванюшова Л.Н., Рулева Г.П., Малючков О.В., Павленко С.Г.
Молодые, умные, вдохновленные, а потому обожаемые выпускниками, - Березина Ю.Б., Чебарицына Е.Н., Сошникова О.А.
Все в 40-ой знающие, талантливые, строгие, любящие и … безусловно, любимые.
Любимые учениками! И теми, кто уже окончил школу, и теми, кто учится.
Слайд 14Ученики… Самые разные: озорные и непослушные, добросовестные и ответственные, легкомысленные и
серьезные.
Они занимают призовые места в конкурсах и побеждают в городских и областных олимпиадах. Это Пикельник Ольга, Спирина Алена, Смирнова Анна, Троегубов Илья, Агапов Максим, Махов Александр.
Они достойно подтверждают свои знания при сдаче государственных экзаменов, определяя место школы в десятке лучших школ города, набирая максимальное количество баллов: 100 из 100 – Комаров Алексей, 99 из 100 – Губичев Андрей.
Они, наши выпускники. успешно поступают в вузы, работают на предприятиях.
40-ая сильна традициями: ритуал посвящения в 10-классники, День Лицея, новогодний бал-маскарад, День памяти Руслана Тряничева, погибшего на затонувшем подводном ракетном крейсере «Курск». И в радости и в горе мы вместе.
В 40-ой каждый найдет себе дело по душе. Это дом, где живут добрые и умные люди.
Много ли школе лет? По достигнутому - уже 12, по планам - еще только 12!