Слайд 1И.С.ТУРГЕНЕВ. РАССКАЗ «БИРЮК»
ТЕМА УРОКА: «СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ» ИЛИ «БИРЮК»?.
Фотография А. Деньера.
Конец 1850-х годов
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
1. Проанализировать характер главного героя
2. Выяснить авторское отношение к герою.
3.
Совершенствовать работу с художественным текстом.
4. Вспомнить понятия «конфликт», «портрет», «интерьер», уметь определять их роль в тексте.
5. Учиться гуманно и толерантно относиться к людям.
Слайд 3Значение сборника «Записки охотника»
Русский критик В.Г. Белинский
о первом очерке
из
«Записок охотника» :
«Не удивительно, что маленькая пьеска
«Хорь и Калиныч» имела такой успех:
в ней автор зашел к народу
с такой стороны, с какой до него
к нему никто еще не заходил».
Слайд 4И.С.ТУРГЕНЕВ НА ОХОТЕ
Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. 1879 г
Слайд 5ПЕЙЗАЖ В РАССКАЗЕ
«…Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась
из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали...»
Слайд 6БИРЮК -
Зверь
Волк-одиночка
Нелюдимый, угрюмый человек
КАДР ИЗ КИНОФИЛЬМА «БИРЮК» (1977Г.)
– изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Слайд 8 ПОЛЕСОВЩИК
И. КРАМСКОЙ. 1874 Г.
Слайд 9ИНТЕРЬЕР
– часть изображенного мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо
помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.
В КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЕ
Слайд 10УЛИТА
ТЕНЕВОЙ РИСУНОК Е. М. БЕМ К РАССКАЗУ «БИРЮК»
Слайд 11КОНФЛИКТ В ЛИТЕРАТУРЕ
Конфликт –
художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство,
противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт – это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.
Слайд 12К. ЛЕБЕДЕВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К РАССКАЗУ «БИРЮК»
КРЕСТЬЯНИН В ИЗБЕ БИРЮКА
Слайд 14ИНТЕРЬЕР В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БИРЮК»
Создавая в произведении картины
жизни, автор не только рисует героя (героев), то есть изображает его внешность, речь, мысли, переживания, поступки. Писатель создает окружающий героя мир: картины природы (пейзажи), вещи, которые его окружают. Это не какие-то отдельные предметы. Они отобраны и соотнесены между собой в рамках интерьера. Интерьер (от франц. interieur – внутренний) – в художественном произведении описание внутреннего пространства и убранства помещения, характеризующее время, место происходящих событий, социальное положение, характер и вкусы литературного героя.
Перечитайте описание избы лесника в рассказе «Бирюк». Опираясь на определение понятия «интерьер», покажите, о чём «говорит» интерьер в этом рассказе Тургенева.
Есть два способа изобразить интерьер: либо «объективно», «бесстрастно» воссоздать обстановку, окружающую героя, либо подать её как кем-то увиденную. Этот кто-то может быть одним из персонажей произведения, чаще всего он оказывается героем-рассказчиком. В последнем случае картина внутреннего убранства помещения теряет свою «объективность». Рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины.
Как вы считаете, интерьер в рассказе «Бирюк» подан «объективно» или «субъективно»? Обоснуйте свое мнение.
Слайд 15КОНФЛИКТ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БИРЮК»
В основе каждого эпического
и драматического произведения лежит конфликт. Конфликты, то есть столкновения, споры, разногласия, противоборство людей постоянно случаются в жизни. В них берёт своё начало цепь событий, происшествий, через которые развиваются взаимоотношения между участниками конфликта. То же и в художественном произведении.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это противоречия между персонажами художественного произведения (внешний конфликт) или во внутреннем мире героя (внутренний конфликт). Конфликты обусловливают поступки персонажей и, соответственно, развитие сюжета произведения.
Определите, между какими персонажами рассказа «Бирюк» возник «внешний» конфликт. Где, по-вашему, кульминационная точка его развития?
Кто из героев рассказа переживает внутренний конфликт? В чем он заключается? Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Слайд 16
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Портрет в художественном произведении – это изображение
внешности персонажа: лица, фигуры, одежды, мимики, жестов, манеры держаться.
Он может быть детальным, развернутым. Но может быть и другим: писатель отмечает несколько внешних черт персонажа, заменяя детальный портрет передачей впечатления от него.
Слайд 18
В рассказе «Бирюк» встречаем пример того и другого
портрета.
Вот как описывается внешность Бирюка: «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной1 рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная кудрявая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною». Тургенев подробно описывает привлекательную внешность человека. Рисуя мощную фигуру, устойчивую позу, спокойное и строгое выражение лица, прямой взгляд Бирюка, писатель подчеркивает его здоровье, силу, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, суровость. Рубаха из домотканого полотна говорит и о социальном положении героя, и о его бытовой непритязательности. Слово «молодец» выражает восхищение рассказчика лесником, выказывает его расположение к Бирюку. У читателя это слово может вызвать представление о сказочном или былинном персонаже. На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.
О дочери лесника, напротив, сказано немного: «тоненький голосок», «топот босых ног», в «рубашонке, подпоясанной покромкой» (полоской ткани), «понурив свое печальное личико». Эти замечания не собраны в одном месте, а рассыпаны по всему тексту рассказа. Черты лица, фигура Улиты не описаны. Говорится только о ее манере держаться: «присела на крошечную скамейку», «робко наводила на плечо спускавшуюся рубашонку», «ее голые ноги висели, не шевелясь». Но читателя хорошо представляет себе это бледное, робкое существо, придавленное бедностью, тяжелой работой, одиночеством. Девочка вызывает жалость, сочувствие.
Слайд 20ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ:
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Слайд 21ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1) Какое будущее главному герою рисует литературовед С.М.Петров: «Ныне он
грозный лесник, а завтра по своему характеру он может стать бунтарем…» Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.
2) Допишите рассказ. Что ждет героя в будущем?
3) Письменный ответ на вопрос: «Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке?
Слайд 22ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0f5954fe-1eaa-4876-adf2-e27860ec9e6f/?from=cc4e42e8-5f69-41ba-bcff-46f09f45ba73&interface=pupil&class=49&subject=10
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/371796d1-e802-4d18-847a-5176251bd75a/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BTE_04%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/acc4be6a-5164-49a0-bd82-81fb16174608/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BTE_03%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3ab61381-bed7-4873-a4d8-9013ccc5f7f6/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BTE_08%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14e7ea62-063f-498f-8796-d28e181e9f43/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BTE_07%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/266997e6-2778-4bf7-9457-ee3fb3559f10/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BIL_06%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a73c00bf-a066-4833-bde4-85e79f2e877b/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BIL_02%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d651656c-2333-424e-81b6-8c3b288b9b18/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BIL_05%5D.htm
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e314349f-26a5-4095-a5bf-d1d057190a04/?from=cc4e42e8-5f69-41ba-bcff-46f09f45ba73&interface=pupil&class=49&subject=10
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c349fb2e-9ed1-40ce-ac4a-903b2547303b/?from=cc4e42e8-5f69-41ba-bcff-46f09f45ba73&interface=pupil&class=49&subject=10
http://vkontakte.ru/video?q=%D0%91%D0%B8%D1%80%D1%8E%D0%BA§ion=search&z=video-22871263_161110301