История психологиилекция 2 презентация

Содержание

Первые представления о душе Система первобытных верований Мифология Художественное народное творчество Религия Специфичны по способу получения, по форме воплощения, по своему назначению - утилитарность

Слайд 1Античность

История психологии лекция 2


Слайд 2 Первые представления о душе
Система первобытных верований
Мифология
Художественное народное творчество
Религия

Специфичны по способу

получения, по форме воплощения, по своему назначению - утилитарность


Слайд 3Первые научные представления о душе
Направлены на объяснение души и ее функций
Возникли

в древней философии как
учение о душе первая форма знаний, в системе которой начали развиваться психологические представления

Являлись «первой научной гипотезой древнего человека… которой мы сейчас обязаны существованием нашей науки»
Л.С. Выготский

Слайд 4Античная философия
Психологические проблемы- часть философии как способа рационального объяснения мира

Древняя Греция, Рим
Древняя Индия и Китай

Проблема преемственности в развитии психологических знаний, взаимовлияния, взаимодействия

Слайд 5Античная философия
Ряд представлений о природе и психике созвучны в

философских школах древней Греции, Индии и Китая

Поиск первоначал, первооснов природных явлений
Понимание души как источника движения
Приписывание психического всей физической природе
Идея переселения души

Слайд 6Античная философия


Определяющее воздействие на развитие европейской культуры оказала

философия Древней Греции. Психологические представления западно-европейской мысли берут свое начало в Античности

«в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений»
(Ф. Энгельс)

Сложились классические формы философии, гармонично сочетавшие мировоззренческие этические, онтологические, гносеологичекие аспекты.

Связаны с науками, направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума

Слайд 7Античная философия
Восточная философская мысль
Глубина
Духовность
Представления о человеке
Путях его совершенствования

Проблема синтеза

идей
19-20 век – К.Г. Юнг (архетипы коллективного бессознательного), Э. Фромм
Современность – психологические идеи в буддизме. Методика прогрессивной релаксации Джейкобсона, АТ

Слайд 8 Психологические идеи античности
Античную психологию питал
гуманизм греческой культуры с идеями
полноты

жизни как гармонии телесных и духовных сторон,
культом живого, здорового и прекрасного тела,
любви к земной жизни.
интеллектуализма,
преклонения перед разумом

Слайд 9Основные положения материалистического учения о душе в античной философии
Материалистическое учение о

душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии (6 в.до н.э.)
Фалес (вода), Анаксимандр, Анаксимен (воздух), Гераклит (огонь-Логос, разум)– учение о 4-х стихиях, лежащих в основе всего сущего

Гераклит – Логос (огонь) это закон, который, несмотря на изменения, оставляет строй целого неизменным. Душа- часть божественного огня, которая продолжает существовать и после выхода из тела (смерти)

Слайд 10Учение о душе в античной философии
Эмпедокл – учение о двух силах,

управляющих смешением и разделением элементов мира
Связующая – Любовь
Разъединяющая –Ненависть
Из 4-х элементов образуют весь мир

З.Фрейд – соответствие психоаналитической теории о двух первоначальных инстинктах –стремление к Эросу и стремление к деструктивности (Танатосу), которые направляют жизнь отдельного человека и развитие культуры в целом.
Психоаналитическая концепция – основа творчества многих художников и писателей 20в.


Слайд 11Учение о душе в античной философии
Атомистический материализм – вершина античного материализма

(Демокрит, Левкипп 5 в. до н.э.) Эпикур (4-3 в. До н.э.) Лукреций, стоики (3 в. До н.э.)

в связи с изменением исторической ситуации акценты смещались с анализа природы вещей (Демокрит) на анализ проблемы самого человека (Эпикур) и решение личностью нравственных задач (стоики)

согласно стоикам, лишь путем сосредоточения на своей внутренней жизни можно обрести свободу и независимость от внешнего мира



Слайд 12Античный атомистический материализм
Демокрит: сущее - 2 начала - бытие (неделимые

атомы) и небытие (пустота). Все состоит из атомов
Все качества (вкус, цвет) возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов

Эпикур: идея самопроизвольного и спонтанного отклонения атомов, т.е. наличие в самой материи источника ее движения


Слайд 13Античный атомистический материализм
Стоики: учение о стадиях эволюции мира. Вселенная как

разум. Идея мирового цикла. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются
Над миром властвуют два начала- закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок, или судьба, как их проявление в единичной человеческой жизни

Слайд 14Античный атомистический материализм
На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе,

познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения

Слайд 15 Учение о душе
Душа - причина движения тела, продукт

организации тела, не существует вне тела.

Материализация души – душа не только рассматривается в единстве с телом (в этом
состоит признак всякого материалистического представления о душе) - она но сама является телом

Аргумент- если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслится как материальный процесс по типу толчка

Идея панпсихизма





Слайд 16Учение о душе
Эпикур, Лукреций, стоики – продолжили разработку идеи Демокрита

о душе
Эпикур - душу имеют только те существа. Которые моут ощущать
Стоики - 8 частей души: Управляющее начало (разум , инстинкт)- ведущая часть дущи, и 7 подчиненных ему:
1) зрение, 2) обоняние, 3) вкус,
4) слух, 5) осязание, 6) воспроизводящая часть, 7) голос и органы речи

Слайд 17Учение о познании
В античном материализме различается
2 вида познания –
ощущение(восприятие)

и
Мышление
Ощущения не возникают из ничего и не обманывают. Ошибки – от вмешательства разума (Эпикур)
Чувственное познание, «темное», ограниченное, т.к. не может проникнуть в суть вещей (Демокрит)


Слайд 18Учение о познании
Учение Демокрита об ощущении содержит противоречие - в

противопоставлении того, что существует «поистине» (объективно) и только «в общем мнении»(чувственные качества)

Философская проблема первичных и вторичных качеств, развитая в Новое Время (Локк, 17 в.)

Восприятие- естественный физический процесс. Образ возникает без участие субъекта и лишь улавливается им (мы видим посредством вхождения в нас идолов-образов)
Образы могут восприниматься любыми частями тела

Слайд 19Учение о познании
Теория Демокрита- наивный способ решить проблему процесса восприятия, но

важно, что она сделана с материалистических позиций.
Эпикур – целостная природа восприятия: все чувственные качества улавливаются не отдельно, а в сопровождении с целым (гештальт?)
Лукреций – останавливался на некоторых вопросах восприятия – силе воздействия, способной производить ощущения, восприятии расстояния. С его т.зр., чувства дают истинное познание
Стоики – при рождении управляющая часть души - «Tabula rasa», готовая воспринять любые записи

Слайд 20Учение о познании
Мышление- продолжение ощущения, светлый род познания (Демокрит)

Мышление -

дает знание общего в виде понятий, или общих представлений, в этом его преимущество перед ощущениями, которые дают единичные представления

Процесс познания понимается как неразрывный процесс от чувственной ступени к мышлению. Их механизмы сходны. Оба возникают потому, что извне приходят образы

Слайд 21Учение о познании
Стоики – внешнее и внутреннее мышление
Внутренний разум – способность

следить за соотношением вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее
поведение. Образуется на основе восприятия
Внешнее мышление, или речь – речевое мышление, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение

анализ слова как явления языка
Различие обозначаемого, обозначающего и объекта.
начало учения о слове и его происхождении (этимология).
проблема значения слова

Слайд 22Проблема чувств в античной психологии
Чувства в атомистической психологии рассматривались в связи

с этическими проблемами как основание этики.
удовольствие-неудовольствие как показатели полезного и вредного (Демокрит).
Это критерии решения относительно того, к чему стремиться и чего избегать

Цель- спокойное расположение духа, безмятежное состояние души, свободной от страстей. Достигается, если сделать свои удовольствия независимыми от преходящих вещей, через умеренность и гармоническую жизнь

Слайд 23Проблема чувств в античной психологии
Чувства- помеха (Эпикур), для достижения удовлетворенного состояния

нужно избегать душевных забот.

Цель жизни- разумное удовольствие, свобода от неудовольствия, телесных страданий и душевных тревог

Главные чувства, нарушающие спокойствие духа, от которых он призывал освободиться:
Страх смерти
Страх перед богами
Способ победы над ними – теоретическое познание

Слайд 24Проблема чувств в античной психологии

Лукреций – чувства целиком зависят от разума,

иначе они вводят человека в заблуждение

Стремления + чувствования = аффекты
Аффекты – чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души.
Связанные с неправильным представлением о вещах
Желание- неразумное стремление или поиски ожидаемого блага
Удовольствие- неразумное возбуждение от наличного блага
Скорбь- неразумное душевное сжатие от наличного зла

Слайд 25Проблема чувств в античной психологии
26 аффектов (стоики), классы аффектов

Удовольствие (радость, наслаждение,

веселость)
Неудовольствие (печаль, страдание) и его разновидности (обида, сострадание, зависть, уныние, печаль, горе и дт.)
Желание – потребность, ненависть, гнев, любовь, злоба, досада)
Страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясение, беспокойство)





Слайд 26Проблема чувств в античной психологии
Три стадии нарастания аффективного

состояния
Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме; аффекты телесны и без телесных изменений нет аффектов
Непроизвольно возникающее мнение о том, что произошло и как нужно реагировать. Это психический, но непроизвольный компонент
Вмешательство разума
разум не дает влечению превратиться в аффект (на основе сужения о ценности происходящего с т.зр. добра и зла)
разум дает неправильное суждение и аффект возникает

Слайд 27Проблема чувств в античной психологии
Аффект имеет свое основание в неправильном

суждении – ошибка разума.

Его возникновение или невозникновение зависит от разума. При отсутствии разума аффектов нет – есть естественные влечения (дети, животные, слабоумные)

Стоики: Отрицательное отношение к аффектам+ наличие добрых страстей (радость, осторожность, воля)
Радость (разумное возбуждение) – наслаждение
Осторожность(разумное уклонение) – страх
Воля (разумное возбуждение)- желание

Слайд 28Проблема чувств в античной психологии
Рецептура по борьбе с аффектами (стоики)

Не дать

аффекту принять внешнее выражение, бороться с внешним проявлением страстей. Внешнее выражение укрепляет аффект
Не преувеличивать аффект воображением
Не спешить с одобрением аффекта «оттянуть последний этап нарастания аффекта» (досчитать до 10) и создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта
Отвлечься на воспоминания другого рода, например, при страхе вспоминать примеры мужества и выдержки
Разоблачить действия, на которые толкает аффект



Слайд 29Проблема воли и характера в античной психологии
Проблема воли разрешается на основе

учения о необходимости и случайности

«ничто не происходит случайно, есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно»
Демокрит
Все существующее в мире подчинено необходимости.
Жесткий детерминизм
Движение души всецело обусловлено извне
Отрицание свободы

Слайд 30Проблема воли и характера в античной психологии

Эпикур - каждый человек наделен

свободой воли

Он находится не только под воздействием внешних сил, но и является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, исполняющим намерения и достигающим блага при жизни

Слайд 31Проблема воли и характера в античной психологии
Лукреций: диалектическая концепция соотношения свободы воли

и необходимости

Стоики: поскольку все в действительности подчиняется закономерности, происходящее с отдельным человеком разум воспринимает как необходимое и естественное неумолимое действие объективных обстоятельств. Человеку остается добровольно принимать предписанной судьбой.

В этом следовании необходимости заключается свобода – подчинение осознанной необходимости соединяются с утверждением чувства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя вопреки обстоятельствам (идея, развитая далее в христианстве)

Слайд 32Проблема воли и характера в античной психологии
Вера стоиков в силу

души перед судьбой – уважение к сильному характеру

Характер – это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого и вызывает специфическое отношение человека к миру, себе и другим людям

Наиболее ценные черты характера: мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость
Характер основывается на мировоззрении (представлении о благе, зле и безразличном)


Слайд 33Проблема воли и характера в античной психологии

Формирование характера-

через закаливание духа долгими упражнениями, совершение поступков и наблюдение на поступками героев и размышлением над ними
Любой человек способен воспитать в себе сильный характер

Человек в философии стоицизма – свободное существо, действующее в соответствии с долгом.

Идеал человека – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность

Слайд 34Вопросы к семинарскому занятию по теме № 2 (самостоятельная проработка)
Идеалистическая психология

Платона
Учение Аристотеля о душе
Учение античных врачей
Психологические идеи Древней Индии и Древнего Китая

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика