Слайд 1Исследовательская деятельность учащихся на начальном этапе обучения
Пухова Л.В.
Слайд 2
Скажем «ДА»
Обучению преподавателей организации исследовательской деятельности детей
выявлению потенциальной готовности учащихся
к исследовательской деятельности
Слайд 3
Скажем «НЕТ»
принудительному привлечению учащихся к исследовательской деятельности
Слайд 4Как выявить склонность к исследованиям?
Какая область человеческих знаний тебе наиболее интересна?
Как
ты понимаешь, что такое «исследовательская работа»?
Считаешь ли ты, что в твоей исследовательской работе тебе понадобится научный руководитель?
Слайд 5
Посещаешь ли ты кружки, секции, факультативы?
Читаешь ли ты дополнительную литературу по
интересующим предметам?
Расположи следующие источники информации от самого важного для тебя до наименее важного:
учителя, учебник, родители, друзья, телевидение, радио, Интернет, книги, газеты, журналы
Слайд 6
Допускаешь ли ты, что информация, полученная от учителя или из учебника,
может не совпадать с информацией из других источников?
Пользуешься ли ты компьютером ( кроме игр)
Пользуешься ли информацией из сети Интернет?
Хотел бы ты привлечь к работе родителей?
Слайд 7Навыки
исследовательской
деятельности
Умение видеть
проблему
Умение выдвигать
гипотезу
Умение задавать
вопросы
Умение давать
определения
понятиям
Умение работать
с
парадоксами
Умение
классифицировать
Умение
делать выводы
Умение
наблюдать
Умение
экспериментировать
Умение
создавать тексты
Слайд 8Способность видеть проблему
Изменение
точки зрения
на объект
Составь
рассказ
от имени
другого
Составь
рассказ,
используя
концовку
Слайд 9
Назови
как можно больше
признаков
предмета
Наблюдение
очевидного
Увидеть
в другом свете
Слайд 10«Увидеть в другом свете»
Как бы вы отнеслись к ….
белой котлете?
синему яблоку?
красному воробью?
Как вы думаете, как отреагирует окружающий мир на такие аномалии?
Слайд 11Изменение точки зрения на объект
«Средневековый замок. Идет подготовка к празднику и
охоте…»
Продолжите описание с точки зрения:
Хозяина замка;
Слуги;
Ребенка хозяина;
Самого замка
Слайд 12«Составь рассказ,используя концовку»
«….Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у
доски.»
Слайд 13«Составь рассказ от имени другого»
Представь, что ты на какое-то
время стал именинным пирогом. Опиши один день своей новой жизни.
Слайд 14Умение выдвигать гипотезу
А почему…?
Самое
логичное
и
нелогичное
объяснения
А что, если…?
Слайд 15«А почему…?»
Почему самолет оставляет след в небе?
Почему многие дети любят компьютерные
игры?
Почему Луна не падает на Землю?
Слайд 16«Самое логичное и нелогичное объяснения»
Придумай два самых логичных и два самых
фантастических объяснения:
«На столе лежит открытая книга»
«Папа сердится»
Слайд 17«А что, если…?»
Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих,
что бы случилось в результате
«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж.Фримен)
Слайд 18Умение задавать вопросы
Найди
загаданное
слово
Угадай,
о чем
спросили
Вопросы
незнакомца
(домашних
животных)
Слайд 19«Вопросы домашнего животного»
«Как ты думаешь, если бы домашние животные
( твоя кошка, собака, попугайчик, черепаха) могли говорить, какие вопросы они хотели бы задать?
Слайд 20Умение давать определения понятиям
кроссворды
Трудные слова
Определения
для
инопланетян
Слайд 22Умение классифицировать
Классифи-
цировать
понятия
Классифи-
цировать
по
разным
основаниям
Классифи-
цировать
изображения
Найти
ошибки и
прокоммен-
тировать
Слайд 23
«Классифицирование по разным основаниям»
Берем слова:
Яблоко слон клен
Мышь дуб
банан
Собака сосна самолет
Яхта машина апельсин
Слайд 24
Категориальное объединение:
а) яблоко, банан, апельсин – фрукты
Б) самолет, яхта, машина –
транспорт
и т.д.
Функциональное объединение:
А) яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, машина – предметы потребления
Б) клен, сосна, дуб, мышь, собака, сосна – живые существа, поддерживающие равновесие в природе
Слайд 25
Пространственное объединение:
А) яблоко, клен, сосна, дуб, мышь, банан, сосна – «живут»
в дикой природе
Б) самолет, яхта, собака, машина – имеют специальные помещения
Аналитическое объединение:
А) яблоко, клен, банан, апельсин, дуб, самолет, сосна, яхта, машина – могут быть желто-зелеными
Б) слон, мышь, собака – имеют четыре ноги
В) яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, машина – могут иметь округлые формы
Слайд 26«Найди ошибки и прокомментируй»
Вызывает ли у вас возражение данная классификация? Аргументируйте.
Автомобили:
-
легковые - грузовые
большие - маленькие
черные - белые
умеющие плавать - пластмассовые
нарисованные -стоящие в гараже
едущие по дороге - припаркованные
Слайд 27Умение наблюдать
«Описание
картинки»
«Парные
картинки
с различиями»
«Найди ошибки
художника»
Слайд 28Выводы
Обучение основам исследовательской работы на начальном этапе позволяет трансформировать процесс развития
интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка в процесс саморазвития в частности:
Развивать познавательные потребности и способности учащихся
Слайд 29
Обучать школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования
Формировать у школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как одном из ведущих способов учебной деятельности