Слайд 1Использование мнемотехники для речевого развития детей
(презентация для родителей)
Воспитатель: Кузина В.П.
МКОУ «ТСОШ
№ 3»
Слайд 2Нормы по развитию речи
2 года – запас слов до 200 – 300,
ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов;
2 года 6 мес. – многословные предложения;
2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков;
3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам;
Слайд 3Нормы по развитию речи
3 – 4
года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков;
4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000.
4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают.
5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500.
6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.
Слайд 4В речи детей существует следующие проблемы
односложная, состоящая из простых предложений
речь.
неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение;
недостаточный словарный запас;
употребление нелитературных слов и выражений.
бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция.
Слайд 5Мнемотехника
(техника запоминания)
Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно
записывать в мозг
информацию, преобразованную
в цепочку зрительных образов.
(Мнемо – по гречески «память»)
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд 6Загадки по мнемотаблице
Приходит без красок,
без кисти и
перекрашивает
все
листья.
Слайд 8Мнемодорожка
Мнемодорожка –
это таблица
из четырёх клеток.
Слайд 11Эвенкийские пословицы
В быстрой воде не задержится муть, в молодости — горе.
Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.
Работящий дрова рубит вечером, а ленивый — утром.
Болтуна надо бояться так, как боится олень волка.
Чужая парка — не согрева, чужой дом — не жилище.
Пословицы, поговорки, наставления народов Севера - это отражение нравственных ценностей.
Слайд 12 Эвенкийская пословица
Болтуна надо бояться так,
как боится олень волка.
Слайд 13Игра «Хорошо – плохо».
- Осень – это плохо, потому что
солнце светит мало, становится прохладно.
…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.
…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.
…, потому что листья опадают.
Слайд 14Игра «Хорошо – плохо».
Осень – это хорошо:
…, потому что начинается
листопад, деревья готовятся
ко сну.
…, потому что птицы
готовятся к отлету, дикие
животные готовятся к зиме:
линяют,
делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук -
готовятся ко сну.
…, потому что собирают урожай
Слайд 15Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы
Осенью все деревья надевают разноцветный
наряд.
Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Слайд 17Составление
мнемотаблицы по сказке
«Кукушка»
ненецкая сказка
Слайд 18Рассказывание по плану сказки
с использованием схем
Сказка
«Кукушка»
Слайд 19
Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания.
В маленьком домике жили
девочка Маша и мальчик Саша . у Маши была кошка Сима, а у Саши пес Шарик. Кошка любила спать на диване. А шарик спал в коридоре на коврике.
(картинки переставляют и получается другой рассказ, который1 предлагается детям рассказать.
Можно составить несколько различных комбинаций)
Слайд 20Заучивание стихов
«Снегири»
Вот на ветках,
посмотри,
в красных майках
снегири.
Распушили перышки,
греются на солнышке.
Головой вертят, улететь хотят.
Слайд 22Методы и приемы мнемотехники
Помогают добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения,
составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
оказывают положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Слайд 23мнемотехника
РАЗВИВАЕТ
память
мышление
воображение
внимание
РАЗВИВАЕТ
РЕЧЬ
МЕЛКАЯ МОТОРИКА