Исполнитель Робот.Линейные и Вспомогательные АЛГОРИТМЫ презентация

Содержание

ИСПОЛНИТЕЛЬ РОБОТ. ЛИНЕЙНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ.

Слайд 1ИСПОЛНИТЕЛЬ РОБОТ. ЛИНЕЙНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ
г. Санкт – Петербург,
2013
Автор: Ляпустина Ольга Юрьевна,

учитель информатики и ИКТ

мультимедийная интерактивная презентация к уроку информатики и ИКТ, 9 класс

Государственное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная Школа № 543
Московского Административного района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, 196244 пр. Космонавтов, д.28, к.4, литера А
телефон: 379-56-06 факс: 379-03-19
e-mail: school543@spb.edu.ru


Слайд 2ИСПОЛНИТЕЛЬ РОБОТ. ЛИНЕЙНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ.


Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ


Слайд 4Знакомство со средой


Слайд 5После запуска Системы "Исполнители"открывается окно:
Окно системы «Исполнители»
Строка заголовка
Главное меню
Панель
инструментов

Поле

редактора

подробнее


В этой области вы будете писать программу



Поле исполнителя

подробнее


Текстовая консоль

подробнее

Для ввода данных с клавиатуры и вывода текстовой информации.

В этой области отображаются действия исполнителя




Слайд 6Исполнителем будем называть устройство, способное выполнять определенный набор команд.
Исполнители

Робот, Чертежник и

Черепаха – это исполнители данной системы.

Рассмотрим Робот


Слайд 7Рабочее поле
Среда исполнителя Робот












Кнопки
управления
выполнения программы

(чтобы узнать подробнее нажмите

эти кнопки)


Загрузить лабиринт (задачу) для Робота

Просмотр значений переменных

Редактирование лабиринта

Трассировка -пошаговое выполнение со входом в процедуры


Если программа зациклилась или надо остановить ее работу.

Открыть справку

Выполнение до курсора

Пошаговое выполнение

Восстановить лабиринт

Выполнить программу без остановки

Исполнитель Робот


Слайд 8
База

Стенка

Клумба
подробнее

Робот
подробнее

может двигаться вперед и назад.
Разворачиваться на 90° и 180°

Робот

Грядки

Пустая


клетка


Ходить по клумбам нельзя!


и умещается целиком в одной клетке.

Рабочее поле исполнителя Робота

Робот работает на клетчатом «поле»


Робот не может проходить через стены

Клумбы

База служит Роботу для пополнения запасов


Слайд 9

Редактор задач


Слайд 10
Основная цель Робота
посадить цветы на все
грядки
и вернуться на


Базу.

При этом Робот должен обходить стены (не врезаться в них).



Показать


Слайд 11Вопрос

Установите соответствие между элементами и их названиями:
Рабочее поле
База
Кнопка редактора задач
Стена
Робот

2

1

3
4
5



6


Слайд 12
Ответ верный!!!


Слайд 13
Но ты можешь исправить ошибку!
Изучи материал лучше!
Ответ не верный!!!


Слайд 14Система команд исполнителя Робот


Слайд 15Команды перемещения Робота
По клетчатому полю робот может перемещаться в соседние клетки

с помощью команд:

Вперед (n); перейти на n клеток вперед;

Назад (n); перейти на n клеток назад;


Слайд 16Команды поворота Робота
Робот может поворачиваться на поле с помощью команд:
Направо; повернуться

на 90 вправо;

Налево ; повернуться на 90 градусов влево ;

Кругом ; развернуться кругом (на 180 градусов);


Слайд 17Команда «посади»
По команде посади Робот сажает цветы в грядку на которой

стоит.

Робот понимает только ограниченный набор команд, которые входят в его СКИ (список команд исполнителя).

посади;


Слайд 18Вопрос
По клетчатому полю Робот может перемещаться с помощью команд:
вперед (n);

кругом;

вниз (n)

вверх (n)

назад (n);


Слайд 19
Но ты можешь исправить ошибку!
Изучи материал лучше!
Ответ не верный!!!


Слайд 20Линейные алгоритмы


Слайд 21Алгоритм
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность действий

(команд) для решения поставленной задачи.


Например: алгоритм «как помочь роботу Валли». Валли увидел робота Еву и захотел дружить с ней! Но от волнения забыл все свои действия. Поможем ему, запишем для него команды.



1. Валли возьми магнит.

3. «Притяни» магнитом друга.

Направь магнит на друга

Данный алгоритм является линейным.


4. Бери за руку друга и иди в кино.


Слайд 22Линейный алгоритм. Определение
Например: имеем задачу «Угол».
Данный алгоритм является линейным.
Линейным называется

алгоритм, в котором порядок записи команд совпадает с последовательностью их выполнения.


Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.


посади;

кругом;

вперед (1);

направо;

вперед (1);


Слайд 23Составление программ
Имя программы должно состоять из одного слова
Имя_программы
{


команда1;
команда2;

командаN;
}


Текст программы записывают в фигурных скобках {}

Каждая команда заканчивается «;»

Возможен ввод команд с помощью меню Шаблоны.

Например:

Угол

{




}

кругом;
вперед (1);
направо;
вперед (1);
посади;

Структура программы :


Слайд 24Программа
(Открыть и запустить)
Показать
Решение задач.
Задача 1
Рассмотрим задачу для Робота, показанную на

рисунке:

Запустите Исполнители.exe

Нажмите кнопку исполнитель Робот.

Загрузите задачу «Угол» для Робота.

Наберите программу в поле редактора (меню Шаблоны).

Сохраните программу

Выполнить программу (в режиме отладки, если есть ошибки)


Слайд 25Программа
(Открыть и запустить)
Показать
Решение Задач.
Задача 2.
Решите задачу для Робота, показанную на

рисунке:

Слайд 26Программа
(Открыть и запустить)
Решите задачу для Робота, показанную на рисунке:
Показать

Решение задач.
Задача

3.

Слайд 27Вопрос
Укажите верный фрагмент программы для данной задачи
вперед(1); направо;
вперед (1); посади;
вперед (1);

посади; налево; вперед (1);
посади; направо;
вперед (1);

вперед(1); направо;
вперед (2); посади; вперед (1); посади; налево; вперед (1); посади; направо; вперед (1);

направо; вперед(1); налево;
вперед (1); посади; налево вперед (1); посади; направо вперед (1); посади; направо; вперед (1);


Слайд 28
Но ты можешь исправить ошибку!
Изучи материал лучше!
Ответ не верный!!!


Слайд 29Вспомогательные алгоритмы


Слайд 30Пример вспомогательного алгоритма
Например:
Валли уже подружился с Евой, т.е. ему

знаком алгоритм «Дружба». После он встретил Полли и захотел дружить и с ней!
Запишем команды для Валли используя уже

Основная задача :
Пойти к Полли
Дружба

известный ему алгоритм «Дружба»

Дружба :
Валли возьми магнит
Направь магнит на друга.
«Притяни» магнитом друга.
Бери за руку друга и иди в кино.

Вспомогательный алгоритм




Слайд 31Парад
{
назад (1);
Решение задач.
Задача

«Парад»

Рассмотрим задачу для Робота, показанную на рисунке:

Флажок повторяется дважды.

Запишем решение задачи в виде линейного алгоритма:

посади; направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1);
посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;

налево; вперед (1);
направо; вперед (1);

посади; налево; вперед (1); посади;
направо; вперед (1);
посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);

Повторяются команды изображения «Флажка»



посади;
}


Слайд 32 Вспомогательный алгоритм. Определение
Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из

основной задачи и который, многократно выполняется, называется вспомогательным алгоритмом.


Для того чтобы сократить программу и не выполнять несколько раз одинаковый блок команд, который затрудняет понимание алгоритма, и его изменения вводят вспомогательным алгоритм, в данной задаче это «Флажок».

Вспомогательный алгоритм, написанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.


(подробнее)


Слайд 33Запишем группу повторяющихся команд

Флажок
{
посади;

направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;
}

Процедура «Флажок»

Парад
{
назад (1);
посади; направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1);
посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;
налево; вперед (1);
направо; вперед (1);
посади; налево; вперед (1); посади; направо; вперед (1);
посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;
}

вспомогательного алгоритма, т.е. научим Робота рисовать один флажок:




в виде


Слайд 34
Программа «Парад»
Парад
{
назад

(1);
посади; направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1);
посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;
налево; вперед (1);
направо; вперед (1);
посади; налево; вперед (1); посади; направо; вперед (1);
посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;
}

Перепишем данную программу «Парад» используя процедуру «Флажок».


Процедуру «Флажок» записывают после основной программы!

Парад
{
назад (1);
Флажок;
налево; вперед (1); налево; назад (1);
Флажок;
}

Флажок
{
посади; направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1); посади; направо;
вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;
}


Слайд 35Парад
{
назад (1);
Флажок;
налево; вперед (1); налево; назад (1);
Флажок;
}

Флажок
{

посади; направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1); посади; направо; вперед (1); посади; налево; вперед (1);
посади;
}

состоит из основной программы и вспомогательного алгоритма (процедуры) «Флажок» и запишется следующим образом:


Решение задачи «Парад»





Вызов
процедуры


Слайд 36 Выполнение программы «Парад»
Программа
(Открыть и запустить)
Показать
Выполняя команду «Флажок» компьютер:

затем продолжает выполнение алгоритма «Парад».

выполняет алгоритм «Флажок»

приостанавливает выполнение алгоритма «Парад»


Слайд 37 Команда вызова процедур
Чтобы хранящаяся в памяти компьютера, процедура начала

выполняться, надо в основном алгоритме использовать команду вызова.

Для вызова вспомогательного алгоритма (процедуры) используется его имя.

Имя_Основной_программы;
{
< тело основной программы>
Имя_процедуры;
}


Слайд 38 Описание процедур
Имя_процедуры;
{

}
Формат описания процедуры

аналогичен формату описанию основной программы:

Вспомогательный алгоритм (процедура) записывается после основной программы!

Имя_Основной_программы;
{
< тело основной программы> Имя_процедуры;
}
Имя_процедуры;
{
<тело процедуры>
}



Слайд 39 Решение задач.
Задача «Угол»
Решить задачу для Робота, показанную на рисунке:
Программа
(Открыть

и запустить)

Показать


Слайд 40Вопрос
С помощью отрывка программы установите соответствие:
Домик
{
направо;
Окно ;
…………
}

Окно
{ ……….
посади;
………..
}

Основная программа

Процедура

Команда Робота

Имя процедуры

Вызов процедуры


Слайд 41
Но ты можешь исправить ошибку!
Изучи материал лучше!
Ответ не верный!!!


Слайд 42Ошибки в алгоритмах


Слайд 43Синтаксические
(подробнее)
Семантические
(подробнее)
Логические
(подробнее)
Ошибки


Слайд 44Синтаксические
(подробнее)
Семантические
(подробнее)
Логические
(подробнее)
Ошибки


Слайд 45Синтаксические ошибки
Если при составлении алгоритма, мы случайно вместо направо введем вправо

или вместо вперед (3) введем вперет (3) ,

то ЭВМ нашу запись не поймет,

и, даже не приступая к выполнению алгоритма, сообщит об ошибке.

Такие ошибки в записи алгоритма называют синтаксическими («НЕ ПОНИМАЮ»).

Запишем в редакторе кода:


ЭВМ сообщила об ошибке


Слайд 46Семантические ошибки
Ошибки этого вида («НЕ МОГУ») проявляются при выполнении алгоритма.
Загрузим задачу:
Запишем

в редакторе кода:

Программа
{
вперед(3); посади;
вперед(1); направо;
вперед(2); направо;
вперед(1); посади;
}

Результат


Слайд 47Логические ошибки
Такие ошибки ЭВМ не обнаруживает ни до выполнения программы, ни

при его выполнении.

Например, загрузим задачу и запишем программу в редакторе кода :

Результат

ЭВМ не вывела ошибки, но результата, которого мы хотели получить, не достигли вследствие неправильно спрограммированного кода.


Слайд 48Вопрос
Если в тексте программы, вместо вперед (3); ввести вперед , то

ЭВМ выведет …

логическую ошибку

синтаксическую ошибку

семантическую ошибку

« программа завершена успешно»


Слайд 49
Но ты можешь исправить ошибку!
Изучи материал лучше!
Ответ не верный!!!


Слайд 50Контрольный тест


Слайд 51КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
Ответьте на поставленные вопросы.
За каждый правильный ответ Вам будет присвоен

1 балл.
В конце теста будет подведен итог, и Вы узнаете, какое количество баллов набрали.

Слайд 52Вопрос 1
Установите последовательность команд для перемещения Робота из текущего положения в

конечное (на Базу):

вперед (2);

вперед(1);

направо;

посади;

налево;

назад (1);


Слайд 53Вопрос 2
- устройство, способное выполнять определенный набор команд.


Слайд 54Вопрос 3
Установите соответствие:
5. Кругом
2. Налево
StandardField
3. СКИ
4. «НЕ ПОНИМАЮ»
1. Посади
Садит цветы

на грядке

Поворот на 180 градусов

Поворот на 90 градусов влево

Синтаксическая ошибка

Список команд исполнителя

Поворот на 90 градусов вправо

Семантическая ошибка

Садит цветы


Слайд 55Вопрос 4
Укажите последовательность команд , с помощью которых Робот переместится из

текущего положения на Базу:

направо;
вперед (1);

вперед ( 1 );
посади;
налево;
вперед (1 );
посади;
налево;
вперед ( 1 );

направо;
вперед(1);
налево;
вперед(1);
налево;
вперед(2);
посади;
налево;
вперед(1);

направо;
вперед(1);
налево;
вперед(1);
налево;
вперед(1);
посади;
вперед(1);
посади;
налево;
вперед (1);


Слайд 56



Вопрос 5
После следующей последовательности команд рабочее поле Робота будет выглядеть:
Программа
{

вперед(1); посади;
налево; вперед(1);
налево; вперед(1);
посади; вперед(1);
налево; вперед(1);
}

Слайд 57Вопрос 6
Вспомогательный алгоритм, написанный на языке программирования это …


Слайд 58Вопрос 7
Укажите правильный формат записи и вызова процедуры в основной программе.


Имя_программы;
{
< тело программы> Имя_процедуры;
}
Имя_процедуры;
{
<тело процедуры>
}

Имя_процедуры;
{
<тело процедуры>
}
Имя_программы;
{
< тело программы> Имя_процедуры;
}

Имя_программы;
< тело программы> Имя_процедуры;
{
Имя_процедуры;
<тело процедуры>
}

Имя_процедуры;
<тело процедуры>
Имя_программы;
{
< тело программы> Имя_процедуры;
}


Слайд 59Вопрос 8
Программа
{
Два; направо; вперед (1); налево; вперед (1);

два;
}
два
{
назад (2) ; посади; направо; вперед (1); налево; вперед (1);
}

Укажите программу, выполнив которую Робот переместится из текущего положения в конечное :

Программа
{
назад (2); посади; направо; вперед (1); налево; вперед (1);
посади;
направо; вперед (1); налево; вперед (1); назад (2); посади;
направо; вперед (1); налево; вперед (1); посади;
вперед(1);
}

Программа
{
Два; направо;
вперед (1); налево;
перед (1); Два;
вперед(1);
}
Два
{
назад (2); посади;
направо; вперед (1);
налево; вперед (1);
посади;
}


Слайд 60Вопрос 9
Вы запустили Система «Исполнители».
Укажите последовательность ваших действий для работы

с Роботом и последовательность действий программы.

Набрать программу в редакторе кода

Выбрать кнопку «Исполнитель Робот»

Загрузить задачу (Лабиринт)

Запуск программы

Остановка программы. Ошибка!

Отладка программы


Слайд 61Вопрос 10
Установите соответствие:
СКИ
Синтаксическая ошибка
Семантическая ошибка
Команда Робота
Линейный алгоритм
Используется для выполнения процедуры
5.

Кругом

2. Влево;

3. Порядок записи команд совпадает с порядком их выполнения.

4. Команда вызова

1. Вспомогательный алгоритм

Процедура


Слайд 62РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА


Слайд 63Задачи


Слайд 64Задачи
Самостоятельно решите следующие задачи:
Открыть
Проверь свои знания!!!


Слайд 65Литература

Электронная справочная система программы «Исполнители» (для исполнителей Полякова).
Кушнеренко А. Г.

И др. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учеб. для сред. учеб. заведений. – М.: просвещение, 1990. – 224 с.
Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 9 класс/ И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков. и др. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика