Слайд 1
Презентацию подготовили
Е.И.Ферулёва
И.А.Резаева
Интеллект
Слайд 2В каждой культуре существует слово,
обозначающее ум или глупость.
Каждый из
нас чувствует себя
способным определить наличие
интеллекта у себя и у других.
В последние 20 лет споры о том,
что есть интеллект и как его измерять,
бушевали с особой силой.
В каждой культуре существует слово,
обозначающее ум или глупость.
Каждый из нас чувствует себя
способным определить наличие
интеллекта у себя и у других.
В последние 20 лет споры о том,
что есть интеллект и как его измерять,
бушевали с особой силой.
Слайд 3
Аргументация разбила исследователей на два оппозиционных друг другу лагеря. Мнения первого
олицетворяют собой психометрический подход к психологии интеллекта, который ценит статистику и биологические факты, пытаясь объяснить, насколько интеллект является врожденным свойством.
Слайд 4
Другой лагерь представляют так называемые культурные экологи, которые сфокусированы на средовом
воздействии и подчеркивают изменчивость интеллекта, тем самым, обвиняя тесты IQ в несправедливости. К несчастью, два этих направления редко пересекаются, так как их методы различны. Поэтому простому человеку ничего не остается, как самому пытаться объяснить понятие интеллекта.
Слайд 5
Интеллект — интегрированное понятие, включающее следующие его разновидности: пространственный, вербальный, математический и
практический интеллект (сейчас выделен еще и эмоциональный). В 1995 году психолог Robert Sternberg с коллегами вывел новые данные о практическом и математическом интеллекте, которые как раз и показали, что это разные составляющие.
Слайд 6
Они продемонстрировали, что навыки практического интеллекта, такие, например, как здравый смысл,
были важны в предсказании результатов, но не были связаны с математическим типом интеллекта. В скором времени, по мнению Sternberg, может быть выделено 7-8 типов интеллекта, включающих межличностные отношения, самопознание, лингвистический, моторный и музыкальный интеллекты. Кроме того, обзор исследований показывает, что интеллект связан со многими, порой неожиданными на первый взгляд факторами, как:
Слайд 7Посещаемость школы — раньше считалось, что интеллект определяет желание ученика оставаться в
школе, теперь выяснено, что и школа поднимает уровень интеллекта. Если быть более точным, то причина здесь есть следствие, и наоборот.
Слайд 8
Кормление грудью — у вскормленных грудью детей к 3-м годам намечается увеличение
интеллекта на 3-8 пунктов. Возможно, иммунитет материнского молока охраняет детей от расстройств, которые забирают энергию и мешают раннему обучению. Материнское молоко также может благоприятно воздействовать на нервную систему, кроме того, оно богато кислотой омега-3, которая стимулирует работу головного мозга.
Слайд 9
Дата рождения — исследования показали, что посещение школы (которое влияет на уровень
интеллекта) в подростковом возрасте сильно снижается у тех ребят, которые родились в последние три месяца года, так как они вероятнее всего пошли в школу на год позже остальных, став, таким образом, в последних классах самыми взрослыми из всех.
Слайд 10
Размер головы — соотношение размера головы и IQ долго оставались предметом дискуссий.
Особенно горьким был факт пристального внимания к этой проблеме со стороны фашистов. Тем не менее, современные нейрофизиологические техники демонстрируют, что черепной объем действительно связан с IQ.
Слайд 11
1. Лингвистический интеллект. Характеризуется способностью использовать естественный язык для передачи информации,
а также стимулировать возбуждения (поэт, писатель, редактор, журналист).
2. Музыкальный интеллект. Определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыкальный критик).
3. Логико-математический интеллект. Определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и
понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый).
Типы интеллекта
Слайд 12
4. Пространственный интеллект — способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в
уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик).
6. Межличностный интеллект. Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения (учитель, психолог, продавец).
7. Внутриличностный интеллект. Представляет способность понимать себя,
свои чувства, стремления (психолог, поэт).
Слайд 13
Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают,
вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: ролевые игры, двигательные упражнения, спорт, лепка, танцы и др.
Кинестический
Слайд 14
Все это замечательно, и все это можно хорошо использовать в обучении.
Например, можно:
Как можно чаще включать его в групповую работу
Использовать перерывы, чтобы обсудить спорные моменты в пройденной теме
Назначать его организатором внеклассных вечеров, викторин и т. п.
Задавать провокационные вопросы и поощрять ребенка высказывать собственное мнение
Просить объяснять пройденный материал тем, кто его не усвоил (или усвоил хуже)
Слайд 15
Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие
организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др.
Межличностный
Слайд 16
Ваш ребенок (или Вы сами) очень любит общение, дружеские компании, "тусовки"?
У него масса друзей и он мгновенно знакомится с людьми? Обожает шумные споры и дискуссии? Тогда он обладает межличностным типом интеллекта. Помимо вышеназванных признаков, Вы можете распознать этот тип, если человек:
Замечательно ведет переговоры, улаживает ссоры
Легко сходится с людьми
Хорошо чувствует намерения, настроение других людей
Умеет манипулировать людьми, добивается своего
Предпочитает работу в паре или в группе самостоятельной работе
Умеет предложить помощь в нужный момент
Самостоятелен, умеет составить независимое мнение
Слайд 17 Чувствительны к разнообразию звуков
в окружающей их среде. Любят играть
на музыкальных инструментах, хорошо
запоминают мелодии. Любят что-нибудь
делать под музыкальное сопровождение.
Имеют хорошее чувство ритма.
Рекомендуемые виды деятельности,
упражнения: пение, хоровое чтение,
двигательные упражнения и др
Музыкальный
Чувствительны к разнообразию звуков
в окружающей их среде. Любят играть
на музыкальных инструментах, хорошо
запоминают мелодии. Любят что-нибудь
делать под музыкальное сопровождение.
Имеют хорошее чувство ритма.
Рекомендуемые виды деятельности,
упражнения: пение, хоровое чтение,
двигательные упражнения и др
Слайд 18
Мыслят образами и «картинками». Обожают рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимают карты
и диаграммы. Любят наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды я фотографии.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: рисование схем, карт, составление таблиц, «дорисовки»,
Визуально-
пространственный
Слайд 19Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают
даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова».
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др.
Лингвистический
Слайд 20
У людей с этим типом интеллекта замечательно "подвешен язык" и есть
явные писательские способности (иногда переходящие в графоманию). Они замечательные рассказчики. Обладают прекрасной слуховой памятью. Легче всего детям с этим типом интеллекта даются чтение, письмо (литература и русский язык в средних и старших классах), история и иностранные языки. Вот список их характерных черт:
Лингвистический
Слайд 21
Развитое чувство стиля и языка
Любовь к порядку, порой даже переходящая
в педантичность
В споре они отдают предпочтение логическим доводам, нежели эмоциям
Умеют и любят слушать других, но и с удовольствием делятся историями из своей жизни
Любят писать рассказы, вести дневник
Как правило, обладают врожденной грамотностью
Любят игры со словами (кроссворды, ребусы, шарады и т. п.)
Хорошо запоминают детали текста и легко могут их воспроизвести
Как правило, бывают хорошими ораторами.
Слайд 22
Люди с лингвистическим типом интеллекта лучше всего усваивают знания, когда:
Учебный
материал подан в виде истории, рассказа (или сказки, если это младшие школьники)
Закрепление пройденного материала происходит в игровой форме
По изученной теме даются творческие задания (написать рассказ или стихотворение, статью; описать размышления по поводу изученного в дневнике)
Участвуют в дискуссиях
Слайд 23
Быстро решают арифметические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают
играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: построение логических цепочек, построение графиков, различного рода эксперименты, «Карты памяти» и др.
Математико-логический
Слайд 24
Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в
одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.
Внутриличностный
Слайд 25Анкета по типам интеллекта
Анкета по типам интеллекта позволяет выявить Вашу склонность
к тому или иному типу деятельности, что может помочь Вам в выборе будущей профессии. Анкета основана на взглядах о структура интеллекта, изложенных в теории Говарда Гарднера.
Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:
1. Я умело работаю с предметами.
2. У меня хорошее чувство направления.
3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
4. Я могу легко запоминать слова песен.
5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
6. Я всегда делаю все поэтапно.
7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
Слайд 26
. Я хорошо учусь, слушая других.
10. Когда я слушаю музыку, у
меня меняется настроение.
11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
15. Перед тем как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
19. У меня богатый словарный запас.
Слайд 27
20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
21. У меня хорошее чувство
равновесия, я люблю движение.
22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
25. Меня легко вывести из себя.
26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
27. Я люблю сочинять музыку.
28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Слайд 28
Лингвистический – 5, 9, 19, 20
Математико-логический – 6, 11, 22, 28
Визуально-пространственный
– 2, 12, 18, 24
Музыкальный – 4, 10, 17, 27
Межличностный – 3, 8, 13, 23
Внутриличностный – 7, 15, 16, 26
Кинестетический – 1, 14, 21, 25
Ключ