Интеграция и межпредметные связи на уроках литературы презентация

Содержание

Слайд 1 ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Лариса Васильевна Бугрова,
канд. филол. наук,

методист издательства «ДРОФА»

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ

Понятие интеграции в педагогическом процессе. Особенности использования межпредметных связей и интеграции

на уроке литературы.
Проект как форма «практической» интеграции.
Реализация интегрированного подхода в практической деятельности школьников
(на основе заданий учебника Т.Ф.Курдюмовой).







Слайд 3Н.Г. Чернышевский писал: «… всемерное развитие умственных и физических способностей учащихся не

может быть достигнуто, если знания одной науки будут оставаться бесплодными для других»

В.А.Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».


Слайд 4ИНТЕГРАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
ИНТЕГРАЦИЯ интеграции, ж. (латин. integratio) (книжн.).
1. Действие по

глаг. интегрировать (мат.). 2. Объединение в целое каких-н. частей или элементов в процессе развития (науч.).
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.
Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.

Слайд 5ИНТЕГРАЦИЯ
высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения

и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений, способствующих развитию современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также приобретению новых знаний и умений.


Слайд 6МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ-
Установление межпредметных связей -использование материала, формы и способа

изложения, присущих одному предмету в рамках другого.
В отличие от интеграции межпредметные связи не требуют выработки учителями единой педагогической «стратегии»
Интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях

Слайд 7ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Ученик- субъект интегративных процессов в образовании


Слайд 8УЧЕНИК- СУБЪЕКТ ВНУТРИПРЕДМЕТНОЙ И МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. ЗНАНИЯ, НЕ ТЕРЯЯ СВОЕГО «ПРЕДМЕТНОГО» ЗНАЧЕНИЯ, -

СРЕДСТВО САМООРГАНИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ УЧЕНИКА. ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ: СИСТЕМНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В МАТЕРИАЛ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ

Слайд 9ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКЕ
интегрированные уроки – исследования;
- уроки выполнения творческих проектов;
-путешествие;
-суд;
-концерт;
-спектакль;
-

уроки систематизации знаний;
- уроки – путешествия, экспедиции

Самостоятельное участие школьников в моделировании этих уроков


Слайд 10 АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Содержание и компоненты интеграции
Проблема, цель.
 Уровень новизны.
Достигнута ли систематизация знаний

учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
Органически единая, целостная, новая структура, параллельное существование различных пластов материала.
 Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока: ее цель, объем, характер?
Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников.
Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими урока?
Результаты деятельности учащихся на интегрированном уровне
Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме, широта их кругозора, культура суждений, их аргументация, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы, культура речи, эмоциональная вовлеченность в проблему.


Слайд 11ПРОЕКТ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ
Методика обучения, направленная на освоение универсальных способов

деятельности, на открытие знаний и объяснение явлений




Слайд 12УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ И ПРОЕКТ 1-Й ЭТАП: АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ
1. Найти, что в

изучаемом объекте личностно значимо для ученика.
2. Сформулировать проблемный вопрос.
3. Обосновать выбор вида познавательной деятельности



Слайд 13ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ПОИСКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ


Слайд 14Состав УМК:
программа;
учебник;
учебник-хрестоматия;
хрестоматия;
рабочая тетрадь;
электронное приложение к учебнику (www.drofa. кu) ;


методическое пособие;
книга для учителя


Литература
Т.Ф.Курдюмова


Слайд 15ЛИТЕРАТУРА. 10-11 КЛАССЫ Т.Ф.КУРДЮМОВОЙ


Слайд 16
Блок
заданий второго
типа помогает оценить художественное своеобразие текста
Блок заданий

первого типа помогает понять текст




Литература-география

Блок заданий третьего типа подводит итоги наблюдениям,
помогает творческому использованию прочитанного текста;


реализует требования к метапредметным результатам обучения по каждой изучаемой теме, служит для выстраивания межпредметных связей

книга для учителя


Слайд 17М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА
Задача-установление внутренней связи межу различными видами искусства

Связь рисунка

с текстом-одно из направлений исследований

Литература
Т.Ф.Курдюмова

Заочная экскурсия,
презентация,
литературная игра,
проверочная работа,
видеосюжет,
газета, журнал


Слайд 18ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА
На основе текста стихотворения создайте словесную картину моря.

При ответе используйте рисунок М.Ю.Лермонтова (см. цветную вклейку)
Учебник 5 кл. Часть 1. С.139.

Слайд 19ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА
Из Гёте
Горные вершины
Как объяснить, что более девяноста композиторов

создали свои произведения на текст этого стихотворения (А.Е.Варламов,М.М.Ипполитов-Иванов, Н.К.Метнер и др.)?
Найдите иллюстрации к стихотворению. Можно обратиться к иллюстрациям художников а.М.Васнецова, В.М, Конашевича, Ф,Д.Константинова и др. Какая из них, на ваш взляд, полнее отражает настроение, заложенное в стихотворении?
Учебник 5 кл. Часть 1. С.142.

Литература-иностранный язык


Слайд 20ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА


Слайд 21ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА


Слайд 22ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА
Литература и экология
Экология души


Слайд 23ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА
Сочинение «Панорама Москвы» Лермонтов написал, когда учился в

юнкерской школе

Слайд 25МИР ВЕЩЕЙ XIX ВЕКА
Вопросы и задания

Какие вещи в нашем быту пришли

из XIX века?
Определите, в какую эпоху, в какой век
могли появиться такие слова: обоз, вагон, паровоз, плот, буран, ураган, керосиновая лампа…

Составьте словарик новых слов, которые, по вашему мнению, должны быть на страницах современных художественных произведений



Русский язык-история -культура


Слайд 26 ЛИТЕРАТУРА Т.Ф.КУРДЮМОВА
7

КЛАСС

Литературная игра
Литературная гостиная


Слайд 27 ЛИТЕРАТУРА Т.Ф.КУРДЮМОВА
Исследовательские

проекты
Словарь

Слайд 28РУССКИЙ ЯЗЫК. М.М.РАЗУМОВСКАЯ. 7 КЛАСС.
С
«Игра в портреты»


Слайд 29РУССКИЙ ЯЗЫК. М.М.РАЗУМОВСКАЯ. 7 КЛАСС.
Проба пера
Рубрика «Учимся создавать текст определённого стиля

и жанра»

Слайд 30ЛИТЕРАТУРА Т.Ф.КУРДЮМОВА. 10 КЛАСС.


Слайд 31ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА


Слайд 32ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА


Слайд 33ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА


Слайд 34ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


Слайд 35ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


Слайд 36ИНТЕГРАЦИЯ-СОЕДИНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ
Интеграция позволяет
на всех этапах обучения применять методы, предусматривающие

развитие навыков, способствующих самостоятельному получению знаний

Слайд 37БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! BUGROVALARISA@DROFA.RU


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика