Институциональная модель поведения домохозяйств презентация

Содержание

Слайд 1Институциональная модель поведения домохозяйств
Научный доклад
Сергей Пястолов
16 июня 2006 г.
Российская экономическая

академия им. Г.Плеханова

Слайд 2Актуальность темы исследования

«Открытие» неформальной экономики, этической экономики, хозяйственных механизмов локальных

сообществ, малых экономических структур и подструктур (таких как малотехнологичное мелкое производство, самозанятость, теневые предприятия и т.п.). → повышение интереса к домохозяйству как самостоятельному экономическому агенту


Слайд 3Актуальность темы исследования
Высокие темпы экономического роста не являются приоритетной целью «новой

экономики»,
Новая экономика должна решать комплекс задач «умеренного развития» = выживание и развитие, воспроизводство собственного человеческого капитала в меняющихся условиях
Значимость времени, затрачиваемого на потребление, приближается к значимости времени, расходуемого на производство

Слайд 4Актуальность темы исследования
Информационные технологии не только формируют материальную среду жизни человека,

но все чаще становятся основным средством межличностных взаимоотношений, которые в соглашении домохозяйств составляют его основу
Экономический субъект новой экономики вынужден опираться на институциональные нормы и правила (в организации межличностных коммуникаций, при интерпретации полученной информации и т.п.), т.к. не может освоить весь объем информации

Слайд 5Проблемы теории
Получение достоверных прогнозов формирования и развития паттернов экономического поведения домохозяйств

в их взаимодействии с институциональными структурами;
Трудности в становлении нормативных теорий домохозяйства обусловлены многоаспектностью предмета исследования, недостаточной консолидацией усилий представителей различных областей гуманитарных знаний.

Слайд 6Проблемы теории
«Семьи играют значительно меньшую роль в экономической теории, чем в

жизни» Беккер Г.
Феномены современной экономики не поддаются описанию с использованием существующей таксономии факторов производства (отражение античного пренебрежения физическим трудом по сравнению с интеллектуальной деятельностью хозяина дома)

Слайд 7Проблемы практики
Выбор экономических стратегий домохозяйствами, получения прогнозов поведения работников – членов

домохозяйств на рынках труда;
Оценка и учет человеческого и иных форм капитала домохозяйств в системе национальных счетов;
Смещение рамок образовательного периода, переход к системе непрерывного образования, означает нарушение допущений, лежащих в основе теории человеческого капитала, а следовательно, требует пересмотра или даже отказа от разработанных моделей человеческого капитала. В экономике домохозяйств, в частности, образование может рассматриваться и как потребляемая услуга, но также как приобретение производственного ресурса.

Слайд 8Предложение труда в классической теории
Труд – антиблаго;
Досуг – благо.


Слайд 9ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА ДОМОХОЗЯЙСТВ
«Отец, слышишь, рубит? А я отвожу»
Н.А.Некрасов

S – образная

линия предложения труда домохозяйства, ведущего борьбу за выживание.
Невозможность уравнительного рассмотрения всех членов домохозяйства

Слайд 10

Типы шкал предложения для работников «бедных» домохозяйств
Тип 2: условно «первичные»

работники

Тип 1: условно «вторичные» работники


Слайд 11Типы шкал предложения для работников «небедных» домохозяйств
Тип 3: «свободные художники»


Тип 4: условно «первичные» работники

Тип 5: «классические» работники


Слайд 12Степень разработанности проблемы
Теории крестьянского хозяйства
Н.А.Карышев, А.Н.Энгельгардт, И.К.Бабст, Д.И.Менделеев, С.Ф.Шарапов, М.И.Туган-Барановский,

А.Н.Челинцев, А.В.Чаянов и др.
Проблемы соотношения производства и потребления в отдельном хозяйстве, установление целевых приоритетов: от выживания до сохранения экологического равновесия и т.п.
Концепция «нравственного капитала»

Слайд 14Степень разработанности проблемы
М.Вебер: «идеально- типический

подход», используется для вычленения и типологизации существенных социально-экономических связей.

Г.Мюрдаль, К.Витфогель, А.Тойнби: концепции «азиатского деспотизма», «гидравлических экономик», сравнительный анализ цивилизаций


Слайд 15Развитие теории «азиатского способа производства» (АСП) в России
1960-е
Историки: Л.Алаев, Л. Васильев,

Н. Иванов, П. Лаптин, И.Рейснер, А.Тюрин и др.
Экономисты: Ю.Бессмертный, А.Гуревич, Л.Данилова, В.Данилов, Ю.Семенов и др.
1980-е: А.Виноградов, Р.Нуреев, И.Следзевский, В.Федоров и др.

Слайд 16«Великая трансформация» в России - сквозь призму эконометрического исследования

Определение предмета
Отделить

труд от других сфер человеческой жизни, подчинив его законам рынка, означало полностью уничтожить все органические формы социального бытия, заменив их совершенно иным, атомистическим и индивидуалистическим типом общественной организации...
Но ведь то самое…т.е. безжалостное расщепление социальных структур, чтобы получить в процессе их распада необходимый ему элемент – человеческий труд, в XVIII веке белые люди совершали с аналогичной целью по отношению к себе подобным
Поланьи К. Великая трансформация..., гл.14

«Институты - это конструкции, созданные человеческим сознанием»
Д.Норт Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.

Слайд 17Цитаты из К.Поланьи
Ch.5: EVOLUTION OF THE MARKET PATTERN
Barter, truck, and

exchange is a principle of economic behavior dependent for its effectiveness upon the market pattern
The market pattern, with which it is associated, is more specific than either symmetry, centricity, or autarchy — which, in contrast to the market pattern, are mere "traits," and do not create institutions designed for one function only
The market pattern, on the other hand, being related to a peculiar motive of its own, the motive of truck or barter, is capable of creating a specific institution, namely, the market

Pattern – model to be copied; shape to be copied in making something; sample (Garmonsway G., The Penguin English Dictionary, 1976)

Слайд 18КОНТУРЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Теории социальной динамики (Богданов, Сорокин, Weber, Parsons)
Теории социального

капитала (Putnam, Coleman)
Теория перспектив (Kahneman, Tverski)
Концепции гетерогенного человеческого капитала, пороговые эффекты (Heckman, McFadden, Wolpin, Stokey)
Теория соглашений (Boltanski, Thevenot)



Слайд 19
Иерархия норм в соглашениях различных типов (А.Олейник)


Слайд 20Характеристики норм в целях расчета нормативных чисел


Слайд 21Характеристики норм в целях расчета нормативных чисел


Слайд 22Характеристики норм в целях расчета нормативных чисел


Слайд 23Характеристики норм в целях расчета нормативных чисел


Слайд 24Лексикографический принцип


Слайд 25Выборка: Москва (511), Московская обл. (253), Кировская обл.(152), Оренбургская обл. (143),

Саратовская обл. (108), Красноярский край (89), Чебоксары (64), Калуга (22), Тольятти (19), Липецкая обл. (16), Нефтеюганск (14), Воронеж (9), Хакасия (8), Тульская обл. (6), Башкирия (2) и др.

Рис.1. Распределение респондентов по возрастам.


Слайд 26Средняя оценка варианта 14 (-) и чисел соответствия по возрастам


Слайд 27Personal Spending, rbls/month


Слайд 28Нормы индустриального и экологического соглашения характерны для отношений патернализма


Слайд 29Средние числа типа шкалы, дифференцированные по гендерному и матримониальному признакам


Слайд 30Значения параметров выборки и множественной регрессии для типа шкалы ИПТ, дифференцированные

по гендерному и матримониальному признакам

Слайд 32Выводы
Российские рынки труда дифференцированы, следовательно, основные факторы определяющие поведение работников

и вид функции индивидуального предложения труда (ИПТ) на различных локальных рынках, также различаются
На локальных рынках труда наблюдается растущая дифференциация работников по уровням человеческого капитала, в этой связи можно выделить типичные формы функции ИПТ для различных категорий работников: линии С, J, S – типов, а также обратные им типы линий
Вероятность идентификации того или иного типа функции ИПТ для конкретного работника определяется региональными особенностями локального рынка труда, возрастом, уровнем образования, а также институциональными параметрами
Пороговые эффекты в поведении работников на локальных рынках труда обусловлены наличием границ соглашений, в которых данные работники себя позиционируют


Слайд 33
Пороговые эффекты - 1
Полученные на основе житейских наблюдений знания описывают, как

протекает процесс, т.е. фиксируют его последовательные фазы (стадии), но не объясняют, почему он проходит именно так, а не иначе. Такое положение вещей порой приводит к проявлению эффектов, известных в экономической психологии как когнитивный диссонанс.

Слайд 34Пороговые эффекты - 2


Слайд 35Пороговые эффекты - 3


Слайд 36Пороговые эффекты - 4


Слайд 37
Пороговые эффекты - 5


Слайд 38Пороговые эффекты - 6


Слайд 39Пороговые эффекты - 7


Слайд 40Пороговые эффекты - 8


Слайд 41Пороговые эффекты - 9


Слайд 42Пороговые эффекты - 10


Слайд 43Специфика труда как фактора производства


Слайд 45Построение нормативной теории
Концепция «фундаментальной» неопределенности (в развитие идей Дж.М. Кейнса и

Ф.Найта).
Развитие «психологического закона потребления» Кейнса → приняв те или иные роли работников, члены домохозяйства продолжают придерживаться их даже некоторое время после изменения первоначальных экономических условий.
Форматы соглашений – институциональные (нормативные) структуры задают параметры «природы» - внешних условий.

Слайд 46Параметры «институционального пространства»

Когнитивное измерение (Д.Канеман, А.Тверски)
+ Предположения о порядке и координации

взаимодействий

Отнотологическое измерение (новизна)
Развитие идеи Л.С.Выготского об «энергетической основе различных форм поведения»


Слайд 47Предположения о порядке и координации взаимодействий экономических агентов {п.п.к.: 1-3}
(1)

блага соответствующего уровня должны быть соотнесены с тем количеством времени, физических, эмоциональных и интеллектуальных усилий, которое необходимо для их получения и потребления;
(2) существует зависимость между способностями принимать разумные решения и объёмом доступной индивиду информации. Решения выражаются в поведении, которое, в свою очередь, разделено на типы: целерациональное, целостнорациональное, традиционное, аффективное;
(3) поведение индивида обусловлено его интеллектуальными способностями (умением оперировать приемами формальной и другими типами логики), а также правилами и нормами, существующими в обществе, его собственными убеждениями и представлениями, традициями и привычками, эмоциями, психологическими доминантами и инстинктами.

Слайд 49Онтологические границы
Рамки восприятия (онтологические границы или «фреймы» рациональности) определяют системные уровни

рациональности, порядок которых задан соответствующими типами благ: сохранение собственной жизни (S, выделено из последующего уровня, чтобы соответствовать аффективному типу поведения), блага низшего уровня: LLG (Low Level Goods), блага среднего уровня: MLG (Middle Level Goods), блага высшего уровня: HLG (Higher Level Goods).
Порядок координации действия экономических субъектов определяется границами институциональных соглашений, которые также играют роль границ восприятия.

Слайд 50Типы фреймов

(1) психофизиологические;
(2) институциональные;
(3) профессиональные;
(4) фреймы информационной культуры.


(новизна)

Слайд 52Деятельность обучающегося субъекта
в сознании индивида, как результат восприятия, формируется образ предмета

на основе существующих в нем представлений и доминант;
начинается процесс персонификации вещи, овеществление образа предмета, его «наименование»;
субъект производит действия с целью получения и потребления благ;
оценивает степень усилий-энергии-энергоинформации, затраченных на получение и потребление блага;
индивид оценивает предельную полезность предмета (объекта соглашения), исходя из объема энергоинформации, который он получает дополнительно в результате потребления соответствующего блага, или теряет.

Слайд 53Общественные формы
рассматриваются как средства обучения и факторы, влияющие на процесс принятия

решений во взаимодействии с психическими формами - представлениями и убеждениями индивида.

Слайд 54Схема спирального развития институциональных форм
Спираль развития сжимается → 5а, если

полезность предмета оказывается отрицательной, - представление (личная норма), которое лежало в основе актуализации потребности и принятия решения, ослабевает или даже дезактивируется и переходит на уровень подсознания;
Cпираль развития раскручивается → 5б, если полезность оказывается положительной, -представление (личная норма) закрепляется в активной структуре представлений субъекта (психологической матрице);

Слайд 55Феноменологическая спираль обучения
[Нужда] → (1) [Мотив] → [Потребность] → (2) [Образ

предмета] → [Вещь] → (3) [Идея блага] → [Энергоинформация] → (4) [Предмет] → (5) [Новый мотив (5б – усиление; 5а – ослабление)] → [Новая потребность (5б – усиление; 5а – ослабление)] →…

Слайд 56 Cвойства элементов схемы
Движение от одной группы элементов к другой

в формате HIDS осуществляется только по ходу часовой стрелки. → представления индивида (психические формы), не могут сформироваться под влиянием права силы, неформальных или формальных социальных правил, и даже логики (общественных форм);
при формировании нового знания (укореняющегося затем в институтах) действует механизм координации ex post, так как соответствующие качества человеческого капитала ещё не сформированы.
любой институт можно рассматривать и как средство и как следствие формирования ожиданий и представлений; формируя ожидания и представления, институт обретает устойчивость.

Слайд 57Cвойства элементов схемы
При переходе от одного этапа к другому в процессе

формирования психических и общественных форм могут последовательно взаимодействовать элементы только двух соседних групп → только в сообществах с установившимися институтами может осуществляться координация действий субъектов на основе общих ожиданий и убеждений (механизм координации ex ante)
Системное время ↔ количество трансакций
Образовательное воздействие будет эффективным, если создаваемые образы будут находить свое воплощение в общественных формах (вещах) и предметах реального мира.

Слайд 58Домохозяйство – Организация - Общество
Проблемы кодификации знания;
Организация - род компромисса между

институциональными соглашениями;
Структуры рынков труда ↔ степень обусловленности знания и компетенции внешними условиями, степень мобильности рабочей силы, возможности карьерного роста;

Слайд 59Параметры выявленных стратегий российских домохозяйств


Слайд 60Использование концепции институционального развития для объяснения динамики институциональных структур общества, основанного

на знаниях.

Слайд 61Использование концепции спирального развития институциональных форм для объяснения формирования знания различных

типов

Слайд 62Использование концепции институционального развития для объяснения взаимовлияния институциональных структур общества и

стратегий домохозяйств

Слайд 63Наблюдения
Направление развития стратегий от деструктивной – к инновационной совпадает с направлением

вектора развития деперсонифицированного доверия, но не совпадает с вектором развития нормы утилитаризма (норма U выступает индикатором возможной смены стратегии домохозяйства).

Слайд 65Вероятность карьерного роста для занятых в производстве в возрасте от 36

до 45 лет в зависимости от литературной грамотности.
Источник: International Adult Literacy Survey, OECD, 1994 – 1998.

Слайд 66Не очень жалуют шибко грамотных


Слайд 68Выводы
Стратегический выбор индивида может быть предсказан с определенной степенью точности, если

известно распределение его индивидуальных норм, а также институциональное окружение.
Выявленную комбинацию норм, можно рассматривать как сигнал о качестве человеческого капитала домохозяйства.

Слайд 69Домохозяйство в пространстве институциональных объектов
Домохозяйство воплощает в себе свойства институционального

пространства, онтологические границы которого заданы рамками соглашения домохозяйств.
В то же время, при переходе в форматы других соглашений, домохозяйство объективируется, но в этом случае какие-то его характеристики становятся более значимыми, а какие-то теряются. Так, например, в рыночном соглашении домохозяйство может рассматриваться как продавец экономических ресурсов, в экологическом – как объект приложения усилий и т.п.

Слайд 70Заключение
Объединение домохозяйств в стабильную общественную структуру возможно при условии генерации объединяющих

ценностей и/или ожиданий, иначе воспроизводство человеческого капитала – выживание и развитие всего общества, страны становится серьезной проблемой в меняющихся условиях.
Однако чрезмерная стабилизация грозит превращением в бюрократизированное общество.

Слайд 71Такой опыт в истории России уже был.


Слайд 72Но экономическая история России может также подсказать примеры эффективной общественной организации


Слайд 73СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика