Презентация на тему:
июнь - 2009
Докладчик: Соколов Илья Александрович
к.э.н., зав. лаб. бюджетной политики ИЭПП
Презентация на тему:
июнь - 2009
Докладчик: Соколов Илья Александрович
к.э.н., зав. лаб. бюджетной политики ИЭПП
Формирование системы институтов развития
Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)
Разработка и реализация приоритетных национальных проектов (ПНП)
Выделение действующих и принимаемых расходных обязательств
Внедрение ведомственных целевых программ (ВЦП)
Создание Резервного фонда и ФНБ
Совершенствование системы государственныхзакупок
Анонсирование развития рынка инвестиционных проектов на основе ГЧП
Инвентаризация федеральных целевых программ (ФЦП) с последующим сокращением их числа
Характерной чертой российской экономической политики рассматриваемого периода являлся бюджетный профицит.
Политика посткризисного наращивания расходов
Сдержанная бюджетная политика (финансовая стабильность)
«Мягкая» бюджетная политика (инвестиции в человека и инфраструктуру)
Реструктуризация системы оказания социальных услуг
Резервный фонд
Фонд национального
благосостояния
Стерилизация излишней денежной массы, возникающей вследствие операции ЦБ по покупке иностранной валюты
Досрочное погашение внешнего долга страны
Накопление финансовых резервов
Изъятие из оборота части ВВП (сбережение без последующего инвестирования в экономику)
ЦЕЛИ реформы достигнуты
*C февраля 2008 г. Стабилизационной фонд был разделен на две части Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
** Приведено в рублях по курсу на последнюю дату периода
Реструктуризация бюджетной сети
и переход от сметного к
нормативно-подушевому финансированию
в бюджетной сфере
Оптимизация сети
бюджетных учреждений
Рост конкуренции за бюджетные средства
Повышение требований к поставщикам услуг
Рост качества и доступности социальных услуг
Реорганизация бюджетной сети с учетом разделения полномочий не осуществлена
Перевод бюджетных учреждений в АУ не состоялся
Внедрение рыночной системы оплаты труда в бюджетной сфере происходит крайне медленно и формально
Отсутствие системы мониторинга качества социальных услуг
ЦЕЛИ реформы не достигнуты
Повышение мотивации труда
в бюджетной сфере
Инвестфонд
Госкорпорации
(Внешэкономбанк,
Роснано,
ГК «Ростехнологии»
и др.)
Выполняют роль катализаторов инвестиционного роста экономики
Наличие самостоятельных организационных структур по управлению госинвестициями
Присутствует дублирование функций институтов развития, нехватка системы координации взаимодействия между ними
Низкая эффективность управления институтами развития
Провоцирование дополнительного инфляционного давления на рубль
ЦЕЛИ реформы пока не достигнуты
* Институты развития – это совокупность организационных структур, посредством использования которых государство предоставляет поддержку предпринимательскому сектору, направленную на развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности, а также отдельных территорий Российской Федерации. К числу признаков институтов развития, в первую очередь, следует отнести такие особенности, как: инвестиционная направленность деятельности; частичное финансирование из федерального бюджета РФ; отдельное нормативное регулирование их создания и функционирования; наличие организационной структуры, обеспечивающей реализацию управления институтом развития.
ОАО
(ОАО «РосОЭЗ»,
ОАО «РВК»,
ОАО «Россельхозбанк»
и др.)
Сохранение создаваемого
имущества у частного бизнеса
(напр. соглашение о разделе продукции)
ГЧП - альтернатива прямому бюджетному финансированию капитальных вложений
Распределение рисков с частным бизнесом
Возможна реализация в период бюджетных ограничений
Отсутствие законодательно утвержденной системы организации проектов ГЧП (отсутствие нормативно закрепленного определение ГЧП, ограниченные возможности органов власти при постановке технического задания перед претендентами по конкурсу, отсутствует надежное обеспечение публичной власти своих обязательств по проекту вследствие превалирования бюджетного законодательства над контрактным)
Несогласованность ГЧП-законодательства и разграничения властных полномочий
Дефицит предложения проектов, реализуемых на принципах ГЧП (нехватки квалификации гражданских служащих в сфере ГЧП)
Сложности привлечения частными партнерами значительных финансовых ресурсов (практически отсутствие долгосрочного финансирования в России для проектов ГЧП; запрет на передачу в залог объекта концессионного соглашения)
ЦЕЛИ реформы
пока не достигнуты
Передача создаваемого
имущества государству
(напр. концессия)
* ГЧП – долгосрочное соглашение по передаче выполнения части задач и функций, относящихся к деятельности органов публичной власти, частному бизнесу на основе привлечения частного финансирования и разделения рисков между сторонами.
История реализации ГЧП проектов в России насчитывает 5-6 лет, но проекты ГЧП, как правило, точечно локализованы, обеспечены собственной инициативой местных властей и небольшие по масштабам, основная часть из них в сфере ЖКХ (например, в водоснабжении количество контрактов ГЧП составляет около 16%, основные игроки – РОСВОДОКАНАЛ, ЕВП, РКС).
На государственном уровне в структуре проектов Инвестфонда 8 из 20 являются автотранспортными концессиями.
Совершенствования системы
государственной контрактации
Экономия бюджетных средств при размещении госзаказов
Снижение рисков коррупции за счет ограничения сферы применения неконкурентных процедур (закрытые конкурсы, размещение заказа у единственного поставщика)
Повышение прозрачности конкурсных процедур (ограничение удельного веса субъективных оценочных критериев на конкурсах, переход к размещению информации о размещении заказов в интернете и пр.).
Высокая лоббистская (коррупционная) составляющая проводимых конкурсов
Несогласованность с инвестиционным законодательством
Отсутствие и/или неудовлетворительная обоснованность экономических нормативов (возмещение нормативных затрат на оказание услуг, на содержание имущества АУ и пр.)
ЦЕЛИ реформы
достигнуты частично
Финансирование оказания
государственных
(муниципальных)
услуг (работ)
на основе госзадания
Государственный заказ
в рамках № 94-ФЗ
(конкуренция за бюджетные средства)
Динамика полученной экономии от применения с 01.01.2006 г. Закона № 94-ФЗ
(федеральный, региональный уровень):
Внедрение БОР
(реализация
программного подхода)
Соблюдение формы программно-целевого управления оказалось более приоритетным, чем его содержание (формальный подход)
Расширение самостоятельности администраторов бюджетных средств не произошло
Не действует механизм отказа от тех видов расходов, которые осуществляются «по инерции»
Не сложилось конкуренции СБП за бюджетные ресурсы в рамках бюджета принимаемых обязательств
Нет увязки плановых документов между собой и с бюджетным процессом
Переход
к трехлетнему бюджету
Внедрение принципов управления
по результатам в бюджетный процесс
Обеспечивает распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям
Повышает прозрачность и обоснованность бюджетных расходов
ЦЕЛИ реформы
достигнуты частично
Сокращение числа ФЦП.
Повышение качества проработанности программ.
Увеличение программной составляющей в деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Недостаток межведомственной координации.
Отсутствие комплексной оценки вклада программ в достижение целей деятельности Правительства.
Формальное расширение программной деятельности без повышения реальной управляемости бюджетными средствами (аналитические программы ведомств).
Низкий уровень контроля за ходом реализации программ.
ЦЕЛИ реформы достигнуты частично
Инвентаризация ФЦП
Внедрение ВЦП
ПНП "Образование"
ПНП "Здоровье"
ПНП "Доступное жилье"
ПНП - альтернативная форма программного управления бюджетными расходами
Действенная система оперативного контроля
Не были подкреплены институциональными реформами
Отсутствие системного подхода к формированию содержания проектов привело к ежегодному расширению перечня направлений и мероприятий государственной поддержки
Появление дополнительных расходных обязательства (скрытые нефинансируемые расходные мандаты) для региональных властей
Отсутствие внятных сроков реализации ПНП
ЦЕЛИ реформы
преимущественно достигнуты
ПНП "Развитие АПК"
Реализация программного подхода:
2. Разработка и реализация
приоритетных национальных проектов
По специфики организации управления ПНП имеют черты и ФЦП (широкий перечень решаемых задач; структура ПНП (основные направления – аналог подпрограмм); многоуровневая система контроля), и ВЦП (сроки реализации; внутриведомственное управление).
Наилучшее кассовое исполнение - проекты «Развитие АПК» и «Образование»
Самые низкие результаты - ПНП «Доступное жилье» (причины: задержки в подготовке необходимой нормативной базы и разрешительной документации на региональном уровне).
Конечные результаты реализации ПНП "Образование"
Однако финансовый кризис внес существенные изменения в эти положительные тенденции, обострив вопросы ресурсного обеспечения жилищного строительства, развития его материально-технической базы, реальной доступности жилья для граждан.
По-прежнему полностью не решена в регионах проблема с выделением земельных участков под строительство.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 годы
Недостатки Госпрограммы:
1) Цели и задач Программы сформулированы более широко, чем это было сделано в рамках документов, принятых с целью реализации ПНП «Развитие АПК». Это, с одной стороны, позволяет охватить более широкий спектр проблем, однако, с другой стороны, ограничивает возможности для контроля за эффективностью программы.
2) Недостаточная детализация плана мероприятий и отсутствие механизмов их практической реализации не позволяют говорить о данной Программе, как о действенном инструменте бюджетирования по результатам.
3) Подмена показателей эффективности программных мероприятий показателями развития отрасли приводит к тому, что между программой и конкретными достижениями отрасли невозможно проследить четкую связь.
4) Недостаточно четко разделены функции различных органов исполнительной власти и организационных структур, участвующих в ее реализации. Не совсем понятно, в каком порядке предполагается осуществлять взаимодействие федеральных и региональных властей.
Необходимость реализации антикризисной программы мер
"Вынужденно консервативный" характер
Бюджетного послания
Компромисс
Приоритет – социальные расходы
Ориентированность на собственные ресурсы для регионов и предприятий
Индивидуальный подход при оказании поддержки системообразующим предприятиям
Пересмотр сроков реализации ранее заявленных проектов и программ
проведение «разумной политики
сдерживания рост государственных
расходов» и ограничения размеров
бюджетного дефицита
снижение налоговой нагрузки
повышение значимости процедурных
мер в управлении бюджетом
Попытка компромисса между необходимостью стимулирования модернизации российской экономики и пополнением бюджета.
Акцент смещен в пользу первой задачи.
При этом указанные в Послании источники компенсирования выпадающих бюджетных доходов выглядят не слишком убедительно.
использование в бюджетном планировании консервативного варианта прогноза
укрупнение утверждаемой ведомственной структуры расходов
переход к программной структуре бюджета
обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета
повышение эффективности государственных закупок
совершенствование государственного и муниципального контроля
Ключевые направления работ по проведению реструктуризации ФБУ:
Проведения мониторинга сети ФБУ и подготовка предложений по их реструктуризации и оптимизации
Формирования нормативов финансового и материального обеспечения АУ
Создание системы мониторинга результативности деятельности реструктуризированных учреждений
Направления повышения эффективности
управления бюджетными средствами
Вследствие отсутствия связи ДРОНДов и Сводного доклада с бюджетным процессом и в результате нововведений 2008 г. (ОБАС, ежегодный план мероприятий СБП) бюджетное планирование на федеральном уровне утратило системность и внутреннюю логику.
Представляется целесообразным упорядочить разрабатываемые плановые документы и обеспечить следующую соподчиненность между ними:
2.Основные направления деятельности
Правительства РФ на период до 2012 г.
(конкретизирует пути достижения стратегических целей,
определяет показатели оценки деятельности Правительства)
3.ДРОНДы -
должны отражать направления
деятельности СБП по достижению целей,
поставленных перед ними в Основных направлениях.
4.Долгосрочные целевые программы,
детализирующие меры по достижению
целей, задач и показателей оценки
деятельности, заданных ДРОНДом
6.Закон о федеральном бюджете
5.Обоснование бюджетных ассигнований (ОБАС)
Существующие в настоящее время взаимосвязи между плановыми документами
ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Предлагаемые взаимосвязи между плановыми документами
6. Совершенствование закупок для государственных нужд
Направления повышения эффективности
управления бюджетными средствами
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть