Инклюзия в ДОУ презентация

Содержание

«Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним, хитрый старается использовать его, глупый становится ему поперек дороги» Конфуций

Слайд 1Инклюзия в ДОУ


Слайд 2
«Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с

ним, хитрый старается использовать его, глупый становится ему поперек дороги» Конфуций


Слайд 3Предпосылки внедрения инклюзивного обучения в России
Россия как демократическое государство;
Гуманизация общественных отношений


Признание самоценности личности, права на свободу выбора и самореализации;
Устойчивая тенденция к росту детей с ОВЗ;
Рост детей билингвинов
Вхождение в Европейское сообщество;
Позитивный зарубежных стран;




Слайд 4
Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций

организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной зашиты.
Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

Слайд 5Статистические данные по инвалидности в Российской Федерации


Слайд 8
Среднегодовой прирост детей-инвалидов -6,65%
«омоложение» и утяжеление инвалидности


Слайд 9Численность инвалидов в Свердловский области (по состоянию на 01.01.2013)
всего 344581

инвалид ( 7,9% от общей численности населения области).
инвалиды в трудоспособном возрасте - 32%
детей-инвалидов – 17340 человек.
ежегодно освидетельствуются впервые – 27 000 человек.


Слайд 10Риски от бездействия:
Дикая инклюзия, особенно в сельских школах;
Дети, которые никогда не

смогут реализовать права на качественное образование по месту жительства;
Семьи не смогут воспитывать детей в собственной семье;


Слайд 11Дети, вернувшиеся после интерната, попадают в новую для себя среду;
Школа так

и не научится работать с индивидуальностью;
Общество так и не научится быть толерантным;
Родители будут жить с чувством дискриминации своих детей;
Инвалиды так и останутся жить в изоляции среди своих близких.


Слайд 12«Инклюзия» / «интеграция» О шаткости терминов
В американской педагогической литературе встречается понятие mainstreaming

(дословно - включение
в общий поток).
В Великобритании говорят о social invention (социальное изобретение).
Нам более привычны integration (интеграция, слияние, соединение, внедрение) и
inclusion (инклюзия, включение, вхождение, присоединение).

В отечественной литературе встречаются оба эти термина.
Однако, если у термина «инклюзия» нет разночтений, то слово «интеграция» каждый раз требует
уточнений, т.к. оно может обозначать и собственно интегрированное образование, и инклюзивное.




Слайд 13По степени межсистемной интеграции (взаимодействия)
Интернальная интеграция – объединение учеников (воспитанников) внутри

системы специального образования. Например, одну и ту же школу (детский сад) могут посещать дети с поражением слуха и дети с тяжелыми нарушениями речи. Экстернальная интеграция – специальное образование внутри системы массового образования.


Слайд 14ИНТЕГРАЦИЯ

Интернальная


В специальных классах (группах)
массовых школ (садов)

Экстернальная
ИНКЛЮЗИЯ:
в обычном классе (группе) массовой

школы (сада)

Инклюзия – самый радикальный вариант интеграции.


Слайд 15Инклюзия
принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.
нацелена не

на изменение или исправление отдельного ребёнка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребёнка


Слайд 16
Инклюзия как ценность, которая обеспечивает право всех детей вне зависимости от

их способностей принимать активное участие в жизни общества в существующих в данный момент условиях.

Слайд 17Принципы интеграции различных типов (по Н.М. Назаровой)
Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет

общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.

Ребенок должен вести жизнь, приближающуюся к нормальной в максимальной степени.

Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей — способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в свои семьях.

Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелым ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

В основе - концепция «нормализации» условий жизни инвалидов.






Слайд 18Сопоставление понятий


Слайд 19Причины выбора экстернальной интеграции
Организационные
Педагогические
Отсутствие специальных (коррекционных) учреждений.
Их удалённость от места проживания

ребёнка и его семьи.

Нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении.

При дифференцированном специальном образовании патернализм со стороны государства и общества сочетается с изоляцией детей –инвалидов от реальной жизни общества.

Формируется социальная пассивность, отсутствие желания трудиться: около половины учащихся старших классов специальных школ не проявляет беспокойства о своей будущей жизни.


Иждивенческая позиция, ложная уверенность в том, что забота и помощь окружающих - само собой разумеющееся обязательство.

Волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в  массовой школе.




Слайд 20
Задачи экстернальной интеграции:

Создание безбарьерной среды обучения и профессиональной подготовки.

Обеспечение ребёнку

с ОВЗ среды, стимулирующей его развитие (интеллектуальное и социальное).

Формирование социальных навыков и развитие социальной активности.

Изменение отношения общества к детям и взрослым с ОВЗ. Преодоление дискриминации.


Слайд 21 Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанное на идее физической и

организационной доступности для всех детей, в том числе детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей, при создании особых условий для детей с ОВЗ.

При эффективности разработанных методик, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.

Идеология инклюзивного образования:


Слайд 22Организационные принципы инклюзии
Дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский

сад или школу.


Программы раннего вмешательства готовят к интегративному детскому саду, обеспечивая право ребенка с ОВЗ на посещение детского сада.

Методология направлена на поддержку детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей).

Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными.

Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.


Слайд 23
Достоинства инклюзивного образования (в интересах ребёнка и общества)

Воспитание отзывчивости у здоровых.

Гуманизация общества.


Полноценное образование



Адаптация
и интеграция в социум


Общение со сверстниками

Понимание проблем инвалидов, улучшение соц. системы


Слайд 24Слагаемые инклюзии (по Ричарду Зингеру)
Общество вне школы (community):
помощь семьи, соседей, социальных

работников, педагогов на дому.

В школе вне класса: занятия с психологом, логопедом
и т.п.

В классе.


Пропорции этих элементов зависят от степени нарушения. Гибкость системы: чем легче нарушение интеллекта, тем большую роль играет работа в классе. Слепой или глухой ребёнок может работать наравне со всеми при соответствующем оснащении процесса (шрифт брайля, помощь сурдопереводчика и т.п.) Даже при тяжёлом нарушении интеллекта ребёнок может заниматься в классе: участвовать в играх, на уроках физкультуры, музыки и т.п. Но в этом случае возрастает роль домашнего обучения.
«Если вы верите, что каждый ребёнок должен весь день сидеть в классе, - всё, у вас ничего не получится».
(см. лекцию Р. Зингера «Международный опыт инклюзии» в МГППУ, 2010 г.)


Слайд 25Условия успешной инклюзии


Слайд 26Внешние условия
Раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение

коррекционной работы с первых месяцев жизни.
Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения.
Обязательная коррекционная помощь каждом интегрированному ребёнку с ОВЗ.

Обоснованный отбор детей с ОВЗ для интегрированного обучения.



Внутренние условия
Уровень психофизического развития ребенка (чем ближе он к норме, тем больше возможность успешного совместного обучения).

Способность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в обычные сроки: наибольшая эффективность полной инклюзии – при небольших нарушениями развития (слабовидящих, слабослышащих, колясочников, с легкой формой ДЦП и др.)
Вариант: способность заниматься по индивидуальному маршруту обучения.
психологическая готовность ученика с ОВЗ заниматься в обычном классе и др.



Готовность ребёнка с ОВЗ
к инклюзии


Слайд 27Проблемы инклюзивного образования
Зрелость общества

Ментальные изменения требуют целого поколения:
Есть предубеждение

со стороны некоторых родителей здоровых детей.
В обществе нет понимания абсолютного понимания права инвалида на выбор формы обучения.
Преобладает благотворительный подход («из жалости»).

Зрелость педагогической системы

Необходимы:
соответствующие знания и навыки педагогов;
помощь тьютеров;
гибкость программы обучения и возможность индивидуальных планов;
техническая оснащённость школ (детских садов);
техническая оснащённость самих учеников.

Адекватность формы обучения
потребностям ребёнка
Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. (по данным С.В. Алёхиной, МГППУ)
При некоторых видах инвалидности инклюзия (как и любая форма интеграции) невозможна:
даже сейчас ок. 200 тыс. детей с инвалидностью не учатся вообще, даже в системе спец. обр. (по данным Олега Смолина).


Слайд 28Возникающие вопросы:
кто и как должен решать, какая степень психического дефекта подходит

для детского сада в рамках инклюзии;
отношения с родителями детей с особыми потребностями. Развитие инклюзии в дошкольном образовании вызывает к жизни новые формы заключения договора между родителями и ДОУ, поскольку требует более подробной и деликатной проработки взаимоотношений;
преемственность дошкольного и школьного образования.. Кто и как должен определять?
маршрут дальнейшего образования детей со специальными нуждами после инклюзивной группы детского сада? Психолого-педагогическая диагностика в детском саду может выявить нюансы психических нарушений, но заключение ПМПК (консилиума) на уровне ДОУ носит только рекомендательный характер.


Слайд 29Условия, которые необходимо учитывать при применении инклюзии
Наличие семей с детьми с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров.
Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
Возможность повышения квалификации педагогов

Слайд 30 Задачи ДОУ:
создание уютного, комфортного пространства для всех
создание среды, способствующей гармоничному развитию

личности
формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество
формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Слайд 31Принципы дошкольного интегративного (инклюзивного) образования
принцип индивидуального подхода;
принцип поддержки самостоятельной активности

ребенка;
принцип активного включение в образовательный процесс всех его участников;
принцип междисциплинарного подхода;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
принцип партнерского взаимодействия с семьей;
принцип динамического развития образовательной модели ДОУ.

Слайд 32
Организация коррекционно-развивающей среды
«Дефект присущ не ребенку, а социальным условиям, которые не

позволяют ему преодолеть препятствия на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются»
Л.С.Выготский

Коррекионно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности


Слайд 33Принципы организации среды:

Среда должна быть безопасной
Среда должна быть комфортной и уютной
Среда

организуется в каждой группе в соответствии с возрастными закономерностями
Среда должна быть вариативной
Среда должна быть информативной


Слайд 34При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:
структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие

у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;
соответстветствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
обеспечение в среде обучающих, тренинговых и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

Слайд 35Мониторинг инклюзивного образовательного процесса
Мониторинг (от лат. monitor – тот, кто напоминает,

предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.
Мониторинг- постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату (Современный словарь иностранных слов)


Слайд 36Мониторинг ( в СМК)
Одна из форм контроля за функционированием системы менеджмента

качества, выполнением требований стандартов (ИСО).

Основной целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации для подготовки предложений по улучшению деятельности.

Слайд 37Функции мониторинга
информационная,
аналитико-оценочная,
стимулирующе-мотивационная,
контролирующая,
прогностическая;
коррекционная.


Слайд 38ЦИКЛ ДЕМИНГА (PLAN-DO-CHECK-ACT)
СПЛАНИРУЙ
что именно нужно сделать?
как это сделать лучше?
какие могут встретиться

трудности?
как их преодолеть?

СДЕЛАЙ
выполнить работу так,
как было спланировано

ПРОВЕРЬ
все ли было сделано так,
как требовалось?

ПРОАНАЛИЗИРУЙ
какие были допущены ошибки?
почему?
что нужно сделать, чтобы этих ошибок
в следующий раз не было?



Слайд 39Принципы мониторинга
Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.

.
Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение нескольких лет.
В ходе диагностики выявляются позитивные и негативные тенденции
Диагностический инструментарий не должен быть громоздким
Предпочтение отдается количественным методам оценки.
Результаты не являются средством административного давления на педагога, родителя или учащегося..
Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).

Слайд 40Основные направления мониторинга
Мониторинг и измерение качества услуги.
Мониторинг и измерение процессов.

Удовлетворенность потребителей.
Внутренние аудиты.

Слайд 41междисциплинарный подход


Слайд 43удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников


Слайд 44Методика оценки эффективности качества воспитательной работы

Определить перечень показателей
Определить целевое значение показателя.
Определить

способ измерения показателя.






Слайд 45Контроль основных показателей процесса
Показатель 1. ______________________
Целевая планка (верхняя контрольная граница);
Предел тревоги

(нижняя контрольная граница);
Периодичность измерения показателя;
Результаты измерения показателя
1 семестр

Слайд 46Карта оценки процесса


Слайд 47Уровень организации воспитательной работы
0-40% - низкий;
40-70% - средний;
71-100%.- высокий

>100% - необходим

пересмотр показателей, механизмов, плановых цифр.

Слайд 48Анализ и улучшение работы


Слайд 49Междисциплинарные команды ДС организуются на базе конкретной группы ДС и включает

в себя: воспитателей, логопеда, дефектолога, психолога, тьютора, социального педагога, педагогов доп.образования, родителей.
Цель работы команды: планирование и организация жизнедеятельности инклюзивной группы.
Основные направления деятельности МК:
– проводит междисциплинарную диагностику детей
– разрабатывает индивидуальные образовательные планы с учетом данных междисциплинарной диагностики
– планирует и организует жизнедеятельность группы с учетом
Образовательной программы
– планирует распорядок повседневных дел и занятий в группе
– планирует действия по включению детей в группу в начале учебного года
– обсуждает и планирует действия по сотрудничеству и взаимодействию с родителями
– анализирует экстренные ситуации и организует действия по их разрешению

Слайд 50Внутренние нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию индивидуальны образовательных программ в инклюзивной

группе


Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.
Коллективный договор (изменения в в разделы, отражающие графики работы сотрудников, чет рабочего времени и т.п.)
Правила внутреннего трудового распорядка
Должностные обязанности работников
Инструкции по технике безопасности (напр., порядок действия сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда ведет, что делать в том или ином случае)


Слайд 51Внутренние нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию индивидуальны образовательных программ в инклюзивной

группе

Положения о структурных подразделениях, ПМПк
Договор а с родителями (особенности посещения ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности)
Программа развития учреждения (раздел, отражающий концепцию развития инклюзивного образования)
Основная образовательная программа
Годовой план
Приказы руководителя
Об открытии и комплектовании инклюзивных групп
Об утверждении положений, планов, инструкций, графиков, циклограмм и др.
Об установлении нагрузки педагогам и специалистам, возложении обязанностей, установлении доплат и надбавок



Слайд 52

В пособии представлены модель образования дошкольников, реализующего инклюзивную

практику, примеры внутренних нормативно-правовых документов и моделей построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями

Литература


Слайд 53 В методическом пособии представлены психолого-педагогические "портреты" детей, имеющих

ограниченные возможности здоровья, даны рекомендации по организации образовательного процесса в условиях инклюзии.  


Слайд 54В данном пособии даны рекомендации по организации инклюзивного образования и рассмотрены

вопросы специфики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 58Список литературы
Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся

[Текст] / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. – 2008. - № 6. - С. 3-6
Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. [ Текст] /19-20 июня 2008 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, - 2008. - 215 с.
Кантор В. З. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики. [Текст] / Материалы заседания Ученого совета университета 27 мая 2010 года // Вестник Герценовского университета. - № 9 (83), 2 сентября 2010 г. - С. 41-47.
Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики Н. Н. Малофеев Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. [ Текст] / - 2010. - № 1. - С. 3-10.
Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики [Текст] // Вестник Герценовского университета. - 2010. -№ 9(83). - С. 41-47.
Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования. [Текст] /Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. -№ 1. - С.42-54.
Семаго, Н. Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе / Н. Я. Семаго / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: [Текст] / сб. статей // под общ. ред. Н. Я. Семаго. - М. : ЦАО, - 2009. - С. 51-56
Семаго, Н. Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование [Текст] / Н. Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. - №3. - 2009. - С. 10-12.
Сергеева К. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - 200 с. (С. 172-174)
Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. [Текст] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С. 134-136.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика