Слайд 1Информационное право как отрасль права
Слайд 2Понятие информации
Менялось в времени: до XIX в. в значении акцент ставился
на движении информации; с начала XX в. – на ее содержании;
Изучается философией, математикой, теорией связи, естественными науками; «Мы не можем дать исчерпывающего определения таким понятиям как материя, энергия и информация» /Штейнбух/;
«Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» /словарь Ожегова/ .
Слайд 3Легальное понятие информации
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их
представления;
документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
Слайд 4Сравним с этим определением
документ - материальный носитель с зафиксированной на нем
в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения /фз «Об обязательном экземпляре документов»/
Слайд 5Юридические свойства информации
Субстанционально несамостоятельна /не существует вне материи/;
Неисчерпаема, неуничтожима, непотребляема, что
дает возможность ее неограниченного распространения;
Связь с материальным носителем /две точки зрения: независима от материального носителя; не существует без материального носителя/
Слайд 6Виды информации
Свободная
Связанная
Мертвая
Документированная
И т.д...
Правовой режим можно установить только в отношении документированной информации.
Слайд 7Предмет информационного права
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении
права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Слайд 8Закон НЕ регулирует однородные общественные отношения
Они объединены только информацией;
Регулируются отношения, где
объектом выступают производные от информации продукты и деятельность, связанная с ними;
Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация. /словарное понятие. Легального нет/
Слайд 9К какой отрасли права относится информационное?
К конституционному /ст. ст.: 29.4; 23.1;
23.2; 29.1; 29.3; 29.5; 33; 42; 44.1; 44.2; 48 и т.д./
К административному: регулирует отношения в сфере госуправления;
К гражданскому;
Комплексное
Слайд 10Понятие информационного законодательства и его система
Из истории:1995 – фз«Об информации, информатизации
и защите информации»;
1996 – фз «Об участии в международном информационном обмене»
Слайд 11Современное законодательство
Фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Цель
– рамочное регулирование
Слайд 12Новации
Даны понятия:
информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки,
предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
Слайд 13
информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих
ее обработку информационных технологий и технических средств;
информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
Слайд 14
обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании
закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Слайд 15
доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
конфиденциальность
информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
Слайд 16
электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
документированная информация
- зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
Слайд 17Законом устанавливается классификация информации
3. Информация в зависимости от порядка ее
предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается /ст 5.3/
Слайд 18Ст.6
Определяет обладателя информации, его права и обязанности;
Слайд 19Ст.7
Дает понятие общедоступной информации:
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения
и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Слайд 20Ст. 8 Право на доступ к информации
Граждане (физические лица) и
организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Слайд 21Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим
права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Слайд 22Ст. 9. Ограничение доступа к информации
1. Ограничение доступа к информации
устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Слайд 23
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую
тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Слайд 24Ст 10. Распространение информации или предоставление информации
1. В Российской Федерации
распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Слайд 25Ст11. Документирование информации
1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут
быть установлены требования к документированию информации.
2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.
Слайд 26
3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной
подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
Слайд 27
4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в
которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.
Слайд 28
Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий
Слайд 29
Статья 13. Информационные системы
Статья 14. Государственные информационные системы
Слайд 30Ст 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей
1. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных
сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Слайд 31фз « О связи»
Устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой
под юрисдикцией РФ;
Определяет полномочия органов госвласти по регулированию этой деятельности;
Права и обязанности физ и юрлиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи
Слайд 32Фз «Об электронной цифровой подписи»
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых
условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Слайд 33Ст 4. Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи
1.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
2. Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
Слайд 34Ст 5. Использование средств электронной цифровой подписи
1. Создание ключей электронных
цифровых подписей осуществляется для использования в:
информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;
корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.
Слайд 35Глава III. УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ ЦЕНТРЫ
1. Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для
использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При этом удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей.
Слайд 36
Статья 9. Деятельность удостоверяющего центра
Слайд 37Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ
Статья 16. Использование электронной цифровой подписи
в сфере государственного управления
Статья 17. Использование электронной цифровой подписи в корпоративной информационной системе
Слайд 38Фз «Об обязательном экземпляре документов»
определяет политику государства в области формирования обязательного
экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.
Слайд 39Законом установлены виды обязательных экземпляров документов
обязательный федеральный экземпляр - экземпляры различных
видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории Российской Федерации, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Слайд 40
обязательный экземпляр субъекта Российской Федерации - экземпляры изготовленных на территории субъекта
Российской Федерации или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации субъекта Российской Федерации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Слайд 41
обязательный экземпляр муниципального образования - экземпляры изготовленных на территории муниципального образования
или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении муниципального образования, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации муниципальных образований в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Слайд 42
национальный библиотечно-информационный фонд документов Российской Федерации - собрание всех видов документов,
комплектуемое на основе обязательного экземпляра, распределяемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, предназначенное для постоянного хранения и общественного использования и являющееся частью культурного достояния народов Российской Федерации.
Слайд 43Ст 4. Цели формирования системы обязательного экземпляра
комплектование полного национального библиотечно-информационного
фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия;
осуществление государственного библиографического учета;
организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации;
использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей;
государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической (текущей и ретроспективной) и статистической информации;
подготовка и выпуск сводных каталогов, сигнальной и реферативной информации в соответствии с видами получаемых документов;
(в ред. Федерального закона от 26.03.2008 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информирование общества о получаемых документах всех видов; и тд
Слайд 44Ст 5. Виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра
печатные издания
(текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);
официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер;
аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей;
электронные издания - документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно-издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях;
Слайд 45
неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы
(диссертации, отчеты о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских и о технологических работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы);
патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности;
программы для электронных вычислительных машин и базы данных на материальном носителе;
(стандарты;
комбинированные документы - совокупность документов, выполненных на различных носителях (печатных, аудиовизуальных, электронных).
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра субъекта Российской Федерации и обязательного экземпляра муниципального образования.
Слайд 46Фз «О средствах массовой информации»
Регламентирует отношения, возникающие в процессе организации и
функционирования сми
Слайд 47Фз «О государственной тайне»
регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений
к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Слайд 48Фз «О коммерческой тайне»
регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением
режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).
Слайд 49Фз «О персональных данных»
регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
Слайд 50Содержат статьи, посвященные информации
Фз «О рекламе»
Фз «О библиотечном деле»
Фз «Об архивном
деле в РФ»
Фз «О почтовой связи»
Фз «О естественных монополиях»
Фз «О недрах»
Слайд 51Подзаконные акты
Указы Президента:
О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне;
Об утверждении
перечня сведений конфиденциального характера и тд.