Слайд 1Характеристика классного коллектива. Схема составления.
Слайд 2Требования к составлению характеристики классного коллектива:
1. Полнота характеристики.
Характеристика должна достаточно полно раскрывать все стороны классного коллектива. Описание необходимо иллюстрировать конкретными примерами из наблюдений.
2. Глубина характеристики. Характеристика должна отличаться психолого-педагогическим анализом возможных причин, способствующих формированию тех или иных особенностей коллектива, анализом тех или иных событий в классном коллективе.
3. Грамотность использования методик. В характеристике должны быть указаны использованные методики (социометрия, наблюдение, беседа), изложены полученные результаты, их интерпретация, сравнение полученных результатов (в случае расхождения объяснить причину).
4. Педагогические выводы. Характеристика должна содержать достаточно большое количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного классного коллектива. В заключение характеристики студент должен определить задачи дальнейшей работы с классным коллективом.
Слайд 3Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса
I. Общие сведения
о школе и классе. Наименование, местоположение, материальная база школы, в состав которой входит класс. Санитарно-гигиеническое состояние школы. Особенности школьного коллектива (количество учащихся, успеваемость, дисциплина), его влияние на формирование классного коллектива. История формирования классного коллектива (время существования, изменения состава, смена учителей). Количество обучающихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав. Социальное положение родителей.
II. Руководство и организация классного коллектива.
Официальная структура класса.
Актив класса, его роль в организации жизни класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, их авторитет. Личностные особенности этих лидеров (инициативность, самостоятельность, ответственность, настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к общественному мнению, знание членов своего коллектива).
Слайд 4III. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности.
Общая характеристика успеваемости (успеваемость по отдельным
предметам, число отличников, неуспевающих, причины неуспеваемости); отношение учащихся к учению и оценке знаний, степень развития познавательных интересов, преобладающие мотивы учения (социальные, учебные, узколичностные), наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников со стороны классного руководителя, актива класса и всего классного коллектива; взаимопомощь и ее организация, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывания). Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий.
Участие класса в общественной полезной деятельности. Ее виды, целенаправленность. Отношение учащихся к общественной полезной деятельности, проявление дисциплины, инициативы и самостоятельности школьников. Внеучебные и школьные занятия класса, ведущие интересы (коллекционирование, музыка, искусство, литература, спорт, танцы и др.). Участие классного коллектива в жизни школы, микрорайона, города.
Слайд 5IV. Психологический климат в коллективе.
Межличностные взаимоотношения учащихся. Наличие группировок, на каком основании
они образовались, их влияние на жизнь класса. Особенности лидерства в коллективе (неофициальные лидеры, их направленность и влияние на класс, причины влияния, отношение к ним членов коллектива, личностные особенности неофициальных лидеров). Наличие изолированных, причины неблагоприятного положения этих учащихся. Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.). Степень сплоченности, проявление чуткости, сочувствия, заботы, сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности, уважения, требовательности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива. Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями в коллективе. Идеалы и традиции коллектива. Отрицательные влияния (вражда, соперничество, ложные слухи, зависть и др.).
2. Массовидные явления в коллективе.
Общественное мнение в классе, коллективные переживания, подражание (мода, манера поведения), проявления внушаемости и конформизма, психологическая совместимость, референтность коллектива. Роль учителя в формировании психологического климата.
Слайд 6
V. Уровень (стадия) развития коллектива.
Определить стадию развития классного
коллектива. Специфические черты коллектива, тенденции его развития.
Слайд 7Образец примерной характеристики классного коллектива
Средняя школа №
1 г. Смоленска. 1 «А» класс.
Классный коллектив образован в 2011 году.
В классе 25 человек - 15 мальчиков и 10 девочек.
20 детей – 2004 года рождения, 5 – 2005 года. До поступления в школу 22 ребенка посещали детский сад, 3 ребенка находились на домашнем воспитании. 10 детей прошлиподготовку к школе на базе данного учебного заведения.
20 детей из полных семей, 5 детей из неполных.
Из многодетных семей 3 мальчика.
В классе три девочки с ослабленным здоровьем и один мальчик с хроническим заболеванием.
Дети, в большинстве своем, достигли семилетнего возраста и готовы к школе. Среди шестилеток четыре мальчика с низким уровнем готовности к школе. В классе 18 детей умеют читать и писать, 4 человека читать не умеют совсем, 3 читают очень медленно.
Слайд 8
Основной вид деятельности класса – познание
(учеба) и общение. В детях сильно развито желание выделиться и получить похвалу от учителя. В классе складываются свои традиции – поздравление именинников, девочек с Международным женским днем, мальчиков с Днем защитника Отечества. Ребята посещают музеи и библиотеки, детские театры и выставки.
Учеба большинству первоклассников дается легко. 7 человек испытывают трудности с чтением, письмом и речью. В классе 6 школьников имеют высокий уровень подготовки. Большинство родителей контролируют успеваемость своих детей, прислушиваются к замечаниям педагога.
Дисциплина в классе неплохая. Есть дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять правила поведения в классе. Учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки.
Слайд 9
Адаптация в школьном коллективе проходит
легко. У детей складываются хорошие дружеские отношения. Мелкие стычки могут возникать на перемене, но школьники научились их разрешать самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу. Большинство детей обладают высоким уровнем коммуникативности, 2 мальчика и 2 девочки застенчивы и трудно идут на контакт. Между девочками и мальчиками нет конфликтов. Дети постепенно собираются в группы по интересам.
Выводы: необходима грамотно выстроенная работа по адаптации первоклассников к школьной жизни. Ученикам необходимо научиться сосуществовать в коллективе, воспитать у них чувство дружбы и товарищества.