ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА презентация

Содержание

СПОСОБНОСТИ Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Слайд 1ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Разработала
методист
ДУЗ «Солнышко»
Пшонник О.А.


Слайд 2СПОСОБНОСТИ
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого

рода деятельности.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.


Слайд 3ОДАРЕННОСТЬ – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Слайд 4ТАЛАНТ
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта
Талант

– это способность задействовать свои внесознательные (несознаваемые, подсознательные) и потому проявляющиеся всегда спонтанно психические силы в нужном направлении (направлении интереса, призвания).

Слайд 5Обобщения современной психолого-педагогической науки, которыми следует руководствоваться, сводятся к нескольким основным

постулатам:

каждый психически нормальный ребенок в чём-то способен ( возможно, не в математике, речевой или художественной деятельности; это может касаться его организационных умений, чувствительности и чуткости, практической умелости и т. п.);
значительный объем знаний, умений и навыков не является непосредственным показателем способностей ребенка; таким показателем является способность дошкольника легко, быстро, без трудностей приобретать их, уметь применять в разных жизненных ситуациях, добиваться с их помощью успеха;
спецификой развития на этапе дошкольного детства является взаимодополнение и взаимоусиление способностей, комплексно организованная развивающая среда обуславливает выяв­ление| всех потенциально возможных способностей ребенка: внутриличностных (чувственных), межличностных (социальных), пространственных (визуальных), телесно-кинестетических (двигательных), речевых, логико-математических, музыкальных;
чем разнообразнее среда, в которой находится ребенок, тем ярче оказываются его способности, тем активнее поведение;
не все одаренные дошкольники удивляют своими способностями, когда подрастут: процесс развития способностей нелинейный, скачкообразный, сложно прогнозируемый и зависит от целого ряда факторов.
Ученые утверждают: одаренность проявляется лишь в процессе деятельности. Поэтому желательно, чтобы в деятельности дошкольников совмещались разные виды творчества: художественная, речевая, социальная.


Слайд 6Умственно способный ребенок характеризуется такими основными особенностями:
повышенной познавательной активностью;
способностью заниматься

несколькими делами одновременно, умением одновременно следить за двумя и более событиями;
высокой исследовательской активностью, креативностью;
стремлением избегать ограничений своей деятельности другими;
Быстрой "переработкой" информации, высокой актив­ностью мозга;
способностью не замечать жажду, голод, усталость во время погружения в деятельность;
умением прослеживать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы, выдвигать гипотезы, строить альтернативные модели;
абстрактным мышлением, способностью классифицировать, категоризировать информацию и опыт;


Слайд 7широким использованием употреблением знаний;
склонностью к коллекционированию, систематизации, упорядочению, реорганизации;
хорошей памятью;
ранним владением

речи, значительным словарным запасом, употреблением сложных синтаксических конструкций, словотворчеством; интересом к словарям, справочникам, энциклопедиям;
сформированными интересами;
широким пространством "Я";
склонностью к выполнению сложных заданий, не гарантирующих успеха и требующих определенного риска;
естественным, непринужденным поведением в ситуациях неопределен-ности, дефицита информации;
настойчивостью в достижении результатов в сфере своих интересов;
чувством юмора.

Слайд 8Характерные проявления умственно способного ребенка
Невнимательность к аккуратности, тщательности выполнения задания (особенно

у мальчиков); индивидуалистические тенденции, ограниченный круг общения со сверстниками;
хуже, чем у других детей, сон и аппетит;
задает взрослым множество вопросов, часто что-то ломает, разбирает;
изрекает множество реплик;
чтение как обязательный вид деятельности его не захватывает.

Слайд 9
Для формирования и развития одарённости ребёнка необходимо
Создавать благоприятные условия для гармоничного

сочетания интеллектуального развития одаренного ребенка с его физическим, социальным, эмоционально- волевым, нравственно- духовным, эстетическим развитием;
предоставлять ему возможность проявлять самостоятельность, реализовать потребность в исследованиях, экспериментировании;
по возможности, не прерывать проце­сса его творческого поиска ;
гармонизировать его взаимоотношения со сверстниками, помогать находить с ними точки соприкосновения;
не фиксировать внимание ребенка на его одаренности, не возвеличивать его за это, относиться к его одаренности как к природному явлению;
подчеркивать значение старательности, использования личных усилий для достижения успеха в деятельности;
обращать его внимание на собственные недостатки и недоработки, предотвращать зазнайство, учить соотносить стремления и возможности.

Слайд 10
Главное требование к созданию развивающей среды для одаренности

сбалансированность в жизни дошкольника

разных сфер жизнедеятельности, форм активности, видов деятельности.

Чрезмерное внимание к интересам в одной из них суживает опыт в других, ограничивает возможности, приводит к потере целостной картины мира.

Слайд 11Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.
Высокой

степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей).

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами

Гибкость в использовании времени, средств и материалов.

Предметно-информационное обогащение среды.



Слайд 12доброжелательность, человеколюбие, чуткость;
непредубежденность, объективное видение событий;
творческий, с нетрадиционным личным мировоззрением;
обладает знанием

одаренного ребенка, его потребностей и интересов;
имеет реалистичную и позитивную "Я"-концепцию;
развитый интеллект и широкие интересы;
эмоциональная стабильность, уравновешенность;
гибкость, динамичное поведение, способность пересматривать свои взгляды, постоянно самоусовершенствоваться;
склонностью к конструктивному поведению, принятию целесообразных решений, к здравому смыслу;
чувство юмора (без сарказма);
живой и активный характер, энергичность;
способность относиться к ребенку не только как к носителю одаренности, а как к личности с ее сильными и слабыми сторонами.


Качества педагога, работающего с одарёнными детьми


Слайд 13Гармоничному взаимодействию взрослого с одаренным ребенком мешают

импульсивная непоследовательность,
склонность к

чрезмерной нормирован-ности и регламентации жизни,
несформированность мировоззренческой позиции и педагогической рефлексии.

Слайд 14Важные профессиональные умения, необходимые для работы с интеллектуально одаренным ребенком:
умение организовывать

воспитание и обучение с учетом результатов диагностического обследования;
способность модифицировать воспитательные и учебные программы;
возможность стимулировать когнитивные способности ребенка;
умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы, варьировать сложность заданий, предоставлять право на собственный выбор;
способность консу­льтировать детей, работать по специальному плану, в случае необходимости вносить в него коррективы.


Слайд 15Критерии видов одаренности


Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная,

мотивационно-волевая сферы)
 
 

Степень сформированности одаренности

Формы проявления

Широта проявлений в различных видах деятельности

Особенности возрастного развития


Слайд 16Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
(интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы)
В

духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).

В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).


Слайд 17Степень сформированности одаренности
Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями

психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами).

Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности). Потенциальная одаренность требует высокой прогностичности, используемых диагностических методов и проявляется при благоприятных условиях.


Слайд 18Формы проявления
Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и

отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.


Слайд 19Широта проявлений в различных видах деятельности
Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к

различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и саморегуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т.д.).


Слайд 20Особенности возрастного развития
Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок)

– это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды.

Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.


Слайд 21РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1) вовлечение дошкольников в свободные

игры со сверстниками; 2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий; 3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.) 4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов; 5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых; 6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности; 7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми); 8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение; 9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения; 10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Слайд 22Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика