Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: герменевтика и социология знания презентация

Содержание

Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии Субъект-объектная схема доказательное установление истины Невозможность

Слайд 1Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: герменевтика и социология

знания



Слайд 2Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии
Субъект-объектная схема
доказательное установление истины

Невозможность

Оправдание возможных
познания форм познания
Вико: значение человеческих действий может быть познано,
так как оно похоже на то, что предполагает исследователь


Критически-
реляти-вистская
традиция

Позитивизм:
Неиндивидуальность исследования;
Кумуляти-вность;
Детализация процедуры

Идея о конгениальности исследователя
и предмета; возможность обойтись
меньшим привлечением внешних данных

Умозрительная стратегия
(трактовка и исследователя
и предмета, как
подчиняющихся единым
логическим законам

Романтиче-ски-интуи-тивистская
стратегия


Слайд 33. Методологическая байка про тачку
На строительстве Шартрского собора на вопрос «Что

Вы делаете?»
один участник отвечает: «Я везу тачку с кирпичами»;
другой: «Я зарабатываю деньги для семьи»
третий: «Я строю собор»

Реконструкция (сознания) не как механики причин и следствий, но как системы ценностей, понимание акцентов расстановки в которой в исторически уникальной ситуации равнозначно пониманию смысла поступка или текста (как соотношения цели и средств).

Слайд 4Логика герменевтической/ интуитивистской/ романтической альтернативы программе доказательного познания
Предуведомления:
1. Целесообразность разделения интуитивистских

методологий исследования (в размышлении мы имеем право выходить за пределы строгой логики) и интуитивистских метафизик (картины мира, в которых подобные методологии имели бы право на существование).
2. Как всегда, «семейные сходства» синонимов. Основные оппозиции для противопоставления:
Гуманитарное – натуралистическое, понимание – объяснение, диалог – допрос, сопереживание – анализ, контакт – дистанция.
3. Несмотря на 1. Для герменевтических стратегий все-таки очень характерны некоторые повторяющиеся онтологические клише: о консубстанциальности (прежде всего – в истории и в языке) исследователя и предмета; о значимости в познании и в (социальной) жизни факторов не логического, но экзистенциального плана.

Слайд 5Интуитивистская стратегия в XIX веке. Метафизика.
А. Шопенгауэр. В ответ на

кантовский вопрос о возможности мышления – в отличие от Гегеля – отказ от требования полной рациональной непротиворечивости (и, соответственно, от «профессорской» заинтересованности мира в самопознании). Предположение о первичности единой иррациональной субстанции (Воли, Жизни).
Примечание: для исследования иррациональной субстанции интуиция и интроспекция ничем не хуже разума.

В. Дильтей. Желание применить интуитивистскую гипотезу для познания культуры/мира все-таки влечет за собой допущение некоторых презумпций: 1) заинтересованность Жизни в самопознании; 2) Временность (темпоральность) как главная характеристика Жизни и достаточность структуры времени для выяснения механизмов смыслонаделения.
Дильтеевскую метафизику времени см., например, Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988 г., № 4. С. 135 – 152.

Слайд 6Интуитивистская стратегия в XIX веке. Методология. На примере В. Дильтея (1833

– 1911)

Основная проблема: противоречие между субъективностью интуиции и желаемой общезначимостью ее результатов
Выделение двух фаз исследования:
Первая: угадывание смысла творчества и поведения исследуемого лица – при посредстве вчувствования (эмпатии, сопереживания).
Вторая: контроль и сообщение коллегам своей интуиции. Способность к коммуникации и накоплению общезначимого знания.
“Техника личной гениальности”. Упражнения в ней возможны, поскольку и исследователь и предмет существуют в единой среде Жизни, исторического опыта, пространства языка, в котором и возникают усваиваемые исследователем в личном опыте значения.


Слайд 7Функционирование механизма герменевтической переинтерпретации:

Герменевтический круг : переинтерпретация целого в зависимости от

результатов интерпретации частей и переинтерпретация частей в зависимости от результатов интерпретации целого.
Таким образом, сиюминутные интересы оставляют полученное знание ограниченным, но позволяют лучше понять горизонты, с которых производилось познание, и приступить к новому циклу с более разработанных позиций.

Предположим, мы исследуем
Освоение западноевропейским человеком «цивилизации» (по Элиасу)

Осознание того, какие наши представления о «цивилизации» принимались нами некритически, возможность повторить цикл с учетом новых знаний

Наше (Элиаса) представление о том, что является «цивилизацией»


Слайд 8О чем этот пример говорит?
1. В отличие от Дильтея, Гадамер не

верит в то, что мы сможем угадать именно то, что имел в виду «автор». Индивидуальности смыслополагания «предмета» (культуры, смысла, истории) и исследователя не могут быть преодолены. Обусловленность горизонта исследования обстоятельствами (временем и культурой), в которых находится интерпретатор.
2. Собственно, а почему мы тогда должны воссоздавать именно авторское понимание произведения?
В силу различия исторических горизонтов мы это все равно не можем.
В силу большего культурного опыта мы способны на более конструктивные интерпретации, нежели авторская. Чем все равно и занимаемся.

Слайд 9Современная герменевтическая гносеология (продолжение)
3. Движение по герменевтическому кругу не приближает нас

к истине: мы все равно можем обнаруживать и критиковать влияние предрассудков и традиции только с позиции предрассудков и традиции.
Благодаря своему опыту мы понимаем больше чем сами исследуемые; произведение (ср. еще «отец» герменевтики Ф. Шлейермахер) всегда больше автора.
Наши интерпретации и конструкции (кстати - более богатые, чем у наших предшественников), так же как и их попытки, составляют культуру. В том числе – и стандарты рациональности и исследования.
4. Таким образом, существуют не тексты и действия, но единая история, единая длящаяся традиция текстов; герменевтика не как раскодирование шифров или угадывание однажды сказанного, а как форма (интеллектуально-экзистенциальной) жизни.


Слайд 10Современная герменевтическая гносеология (окончание)
5. В чем тогда польза герменевтического исследования? Гипотеза

о двух типах европейской рациональности: инструментально-позитивистском (аристотелевском) и риторико-антропологическом, ориентированном не на доказательство, а на убеждение и на поддержание исторической идентичности общества и личности.
П. Рикёр. Лучше всего, если в исследовании эти способы мысли следуют друг за другом как повторяющиеся фазы: процедура аналитического (структуралистского) раскодирования предшествует самовопрошанию исследователя о своих интересах и их предпосылках. И так по кругу.


Слайд 11Как может выглядеть феноменологическое («нестрогое, развязное, даже циничное» - С. 36)

исследование (Р. Барт, «Camera lucida»)?

«Таким образом, я решился сделать посредником любой Фотографии самого себя и попытался, на основе нескольких личных впечатлений, сформулировать фундаментальное всеобщее свойство, без которого не было бы Фотографии вообще» (С. 18).
Различение studium’а («обычный аффект, связанный со своего рода дрессировкой» - С. 44) и punctum’а («укус» реальности, «случай, который на меня нацеливается» - С. 45).

Таковой оказалась «судьба» Фотографии … она осуществила неслыханное смешение реальности («Это было») и истины («Вот оно!»); она стала констатирующей и одновременно восклицающей, доведя изображение до той точки сумасшествия, когда аффект (любовь, сочувствие, траур, порыв, желание) является гарантом существования. В этом случае она действительно вплотную подходит к безумию, соединяется с «безумной истиной» (С. 169 – 170).

Является ли это знанием? Строгим? О фотографии?


Слайд 12Замечание

Любое исследование представляет из себя комбинацию разных элементов, разных способов перехода

от одного высказывания или аргумента к другому.
Когда мы (еще не) профессионально пишем то или иное исследование, мы тоже совмещаем:
логические построения умозрительной стратегии;
искреннее позитивистское желание основываться только на фактах и пользоваться результатами и признанием коллег;
(незаметно или наоборот, аффектированно) формулировки свомх взглядов как интуитивных озарений (когда не получается подтвердить их примером или доказать логически).

В чистом виде эти ориентации мысли практически не встречаются.
Однако довольно удобно, выявляя имплицитную методологию различных гуманитарных исследований, раскладывать ее именно на эти составные части.

Слайд 13Направления критики научной программы в гносеологии:
Логическое (лингвистический анализ – от

немецких и британских неопозитивистов до позднего Л. Витгенштейна и У. Куайна и критический рационализм К. Поппера).
Культурно-исторический релятивизм:
Марксистская критика «идеологии»;
Релятивизм неокантианцев и М. Вебера: историчность и ограниченность конкретными культурными горизонтами любых систем смыслонаделения;
Социология знания.
Антропологическое (неустранимая обреченность человека видеть мир только определенным способом и не видеть другими):
Кантианство и непознаваемость «вещей в себе»;
Теории «эры подозрения» (например, психоанализ);
Знание как вечный инструмент отношений власти (не обязательно классовых) – М. Фуко (Ж. Бодрийар, Ж.-Ф. Лиотар);
Метафизическая критика европейского знания у М. Хайдеггера, Ж. Деррида и позднего Ж. Делеза.

Слайд 14Историко-культурная критика в гносеологии

Изменение содержания знания не определяется (исключительно, или даже

существенно) состоянием знания в исходный момент.

Содержание знания во
2-й момент


Содержание знания в
1-й момент

Vt2

Д v
Изменение содержания знания

Vt1






Изменение содержания знания и само это содержание связано, в первую очередь, с «внетеоретическими факторами».


Слайд 15Историко-культурный релятивизм. Социология знания
Подход, предполагающий изучение истории и состояния знания, исходя

не из внутренней логики его развития, а из характеристик его приверженцев и их социального контекста. Факторы социального, психологического и экзистенциального порядка.
устройство и потребности общества, организация системы образования и академических вознаграждений;
готовность исследователя идти на риск и новизну в переопределении своего знания, способность противостоять или подчиняться авторитету коллег как массы и отдельных мэтров;
стремление к истине или желание выполнять свой долг, не халтуря…

Слайд 16Историко-культурный релятивизм. Варианты социологии науки
Две основных логики социологии знания:
1) Эмпирическая -

наблюдение за привычками и поведением профессиональных ученых (Мертон, Кун);
2) Гносеологическая - исследование влияния социальных и экзистенциальных факторов на возможность прибавления знания (Шелер, Маннгейм).

Слайд 17Элементарная форма социологии знания - конвенционализм (П. Дюэм, А. Пуанкаре). Знание как плод

свободного от почти всякой содержательной предопределенности договора компетентных профессионалов. Разделение между “жестким ядром” и периферией, в пространстве которой и происходят научные споры, обеспечивающие неприкосновенность “жесткого ядра”.
Роберт Мертон и концепция “Этоса науки” - нормативно-ценностной системы той интеллектуальной деятельности, которой общество делегирует ответственность. Четыре главных характеристики: универсализм, всеобщность, беспристрастность и заинтересованный скептицизм. Гипотеза о том, что эти правила (обязанность находиться в состоянии доступности для взаимной критики) восходят к практике почковавшихся протестантских сект XVII – XVIII вв.

Слайд 18Универсализм – обязательство руководствоваться и при обсуждении чужих, и при подготовке

собственных взглядов некоторыми общими для дисциплины критериями, которое базируется на признании того, что знание не зависит ни от каких частных аргументов, но только от аргументов самого знания.

Незаинтересованность – это обязательство принять убедительно аргументированный результат, даже если он не нравится, преданность поиску истины перед другими интересами.

Всеобщность – готовность делиться знанием с другими и держать его открытым для обсуждения и опровержения.

Организованный скептицизм – это обязательство подвергать свои и чужие взгляды корректной, но непременно рациональной, т.е. осуществляемой по общепризнанным в данном сообществе процедурам, критике.


Слайд 19Карл Маннгейм (1893 – 1947) – пример гносеологического направления в социологии

знания

Различение искажений знания на уровне обмана (или заблуждений) и идеологии (ноологии).
Понятие “стиля знания”; большее значение понятийного аппарата (структура, наличие и отсутствие понятий, их значение и пр.), чем чисто содержательных моментов.
Противопоставление идеологии и утопии как консервативного и радикального стилей мышления. Консервативный стиль заинтересован в морфологическом анализе, в реконструкции того, как система поддерживает себя в состоянии самосохранения и самовоспроизводства. Радикальный стиль ставит генетические вопросы, ищет трансформации системы.
Гносеологическая роль социологии знания - выяснение границ привлекательности концепций и возможность выхода на метауровень, на котором происходил бы синтез противоположных точек зрения.


Слайд 20Пример: о Петре I и основании Петербурга
Описание ситуации: построил Петербург ценой

жизней десятков тысяч человек.
Наивная (и бесконечная) полемика: «надо было строить город на Балтике любой ценой» vs. «нельзя платить за это человеческими жизнями».
Предложение «по Маннгейму»: необходимость выяснить, что думают спорящие стороны о более широких вещах: о вестернизации России и об авторитарной власти (получаем спор западников/модернизаторов и славянофилов, откуда и взят пример).
выбор именно такого способа концептуализации спора, в понятиях вестернизации и авторитарности, также является одним из примеров стилистического (в смысле Маннгейма) предпочтения.
Гносеологическая выгода: Знание не о предмете спора, а о позиции спорящих, экономит полемику и позволяет спорить по сути, сразу сопоставляя основы своих позиций и более осознанно находя синтезирующие точки зрения и языки описания.

Слайд 21Томас Кун. “Структура научных революций”
Концепция скачкообразной смены моделей знания. Некорректность нового

(революционного) решения с точки зрения правил старого знания. Ученый меняет свою позицию, исходя не из теоретических аргументов (поскольку новое и старое решения исключают друг друга), а из внешних факторов.
Соотношение научных революций и периодов рутинного решения головоломок. Парадигма: образец решения научных задач; круг идей, исповедуемых научным сообществом. Гуманитарное знание находится на допарадигмальном этапе развития.

Слайд 22Парадигма
Понятие «парадигмы» (Т. Кун, «Структура научных революций», 1962, 1969)
Круг идей, которые

исповедует

Круг людей,
которые разделяют

научное сообщество

Менее парадоксально: парадигма – образцы решения и формулирования типичных научных задач
(самая важная часть «дисциплинарной матрицы» – наряду со словарем символических обобщений, ценностями и представлением об устройстве подлежащего исследованию предмета – предпосланной онтологией)


Слайд 23


Новый историцизм
Историческая социология литературы
История идей
Послекуновская социология знания:
как ученый сменяет парадигму?
Из осознания

того, что принятие теоретического предпочтения диктуется факторами, не имеющими прямого отношения к области профессиональной ответственности и из факта обратной пропорции между конкретностью парадигмы и числом ее приверженцев возможны рассуждения в двух направлениях:

1) о постоянном существовании более широких, чем парадигмы, научно-исследовательских программ (И. Лакатос) и, следовательно, о сохранении кумулятивного знания;

2) об относительности, и, следовательно, иллюзорности исследовательского консенсуса (методология “anything goes” П. Фейреабенда).

Х

Х


Слайд 24
Самое забавное – социология науки является наукой


Слайд 25Неопозитивизм.
Критика неопозитивистской программы при помощи сугубо рационального инструментария: британский лингвистический анализ,

фальсификационизм

Отрицание сугубо рационального характера науки (хотя и совершаемое научными средствами): социология знания.

Программа гуманитарного знания, пытающаяся использовать альтернативные рациональности и доказательности методы - герменевтика

Попытки компромиссов


Слайд 26Напоминание об общем понимании позитивизма

Позитивизм – такой вид методологии, который предполагает

атомарность отдельных наблюдений, возможность их постепенного собирания в корпус единого знания, необходимость предельной детализации исследовательской процедуры и определенности правил исследования ради того, чтобы наука могла была быть командным проектом.
Конечно, это логическое, а не историческое понимание позитивизма.
Характерный признак того, как выглядят «позитивистские» исследования – аргументация при помощи легитимного внешнего материала, изобильных цитат из источника и коллег, удостоверивших свою принадлежность к правильному способу производства мыслей.

Слайд 27Резюме позитивистской программы:
Если ученые согласны в наблюдениях, они должны согласиться и

в интерпретации.

Слова – относительные синонимы для обозначения этой гносеологической программы:
доказательного знания, дедуктивная, аналитическая, натуралистическая, атомистическая, эмпирицистская, индуктивистская, (нео)позитивистская, кумулятивистская, рационалистическая, сциентистская

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика