Слайд 1
Готовность выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным
стандартом
Пискунова Елена Витальевна,
Российский государственный
педагогический университет
имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Слайд 2
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя
улучшить, минуя голову учителя.»
К.Д. Ушинский
Слайд 3«Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших
систем школьного образования мира» (фонд Маккинзи)
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей
Слайд 4Современные контексты профессиональной деятельности учителя
Изменившиеся требования к образовательным результатам учащихся
Изменившиеся характеристики
детей
Изменившийся социальный заказ к учителю
Слайд 5Требования к образовательным результатам
предметные результаты:
формирование опыта предметной деятельности
метапредметные результаты:
формирование универсальных учебных
действий у обучающихся
личностные результаты:
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся
Слайд 6Предметные и метапредметные результаты (Россия в международных исследованиях)
Слайд 7Предметные и метапредметные результаты
Слайд 8Личностные результаты
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся
Слайд 9Личностные результаты
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся
Слайд 10СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК В СОЦИАЛЬНОМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
Понизилась креативность, энергичность мышления, волевые
качества.
Возрос эмоциональный дискомфорт, наблюдается неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки.
Наблюдается рост психических заболеваний детей.
25% младших школьников можно отнести к группе социально некомпетентных детей.
Появилась потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще, дети стали хуже понимать тексты.
Все больше появляется одаренных детей в личностной, интеллектуальной сфере, художественно одаренных детей и детей с высокой спортивной одаренностью.
(Из доклада Д.И.Фельдштейна, апрель 2010, исследования РАО)
Слайд 11Глава 7. Учитель
«Стресс и отчуждение учителей в настоящее время, как никогда,
высоки…»
«Диапазон образовательных целей и ожиданий от школ, передача школе семейных и социальных проблем, вкупе с внедрением бесчисленных разрозненных инноваций, создают просто невыносимые условия для поддержания развития системы образования и для работы, приносящей удовлетворение».
Слайд 12Что происходит с учителями
«… все больше и больше (педагогов) сталкиваются с
этническим и языковым разнообразием
детьми со специальными потребностями
семьями, где есть только один родитель
с поразительно высоким уровнем социальных и академических ожиданий относительно обучения в школе.»
Слайд 13Какова сфера ответственности и влияния учителя в новой образовательной реальности?
(данные
интернет-опроса «Какого учителя ждут в нашей Новой Школе?», 2011)
«За все»
Сегодня родители
ожидают, что учитель
возьмёт большую часть
функций на себя.
Сфера ответственности и влияния приравнивается к ответственности родителей.
Ответственность, возложенная на учителя сегодня, не имеет границ.
Слайд 14Профессиональный стандарт
определяет основные требования к квалификации учителя
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Слайд 15Новые компетенции учителя
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного
образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Слайд 16Структура профессионального стандарта
Обобщенная трудовая функция:
педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного
процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Трудовые функции:
Обучение
Воспитательная деятельность
Развивающая деятельность
Слайд 17Область применения
Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.
Профессиональный стандарт педагога может
применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти;
в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Слайд 18Новые компетенции учителя
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного
образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Слайд 19
От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил
Слайд 20Результаты международного исследования педагогического образования и оценке качества
подготовки будущих учителей математики
TEDS (Teachers Education Study), 2008
Слайд 21АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Большинство российских будущих
учителей математики уверены в своей готовности к профессиональной деятельности в достаточной или даже значительной степени по основным позициям.
Области, по которым 20% студентов или более отметили недостаточность подготовки:
использование компьютеров и ИКТ в преподавании математики;
стимулирование учащихся к размышлениям о математике;
создание поддерживающего окружения при изучении математики;
обеспечение родителей полезной информацией об успехах учащихся в математике;
оказание позитивного влияния на трудных и немотивированных учащихся;
работа в тесном контакте с другими преподавателями.
Слайд 22Изменения в педагогическом образовании (Герценовский университет)
Коррекция программ учебных дисциплин и практик
Вариативные
модули, встраиваемые в образовательные программы (38 модулей):
Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности
Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии
Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия
Технологии психологической помощи семье
Технологии гармонизации межвозрастных отношений
Слайд 23ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ
При приеме на работу работодатели ориентируются
на документ об образовании
- 86,0 %
на впечатление, полученное при собеседовании - 67,7 %
на профессиональные планы претендента - 50,6 %
Способ отбора кандидатов на должность:
собеседование - 51,6 %
наличие и содержание портфолио претендента - 46,2 %
ситуации реального взаимодействия с учащимися - 40,9 %
Факторы, влияющие на принятие решения
уровень образования претендента - 68,8 %
уровень квалификации претендента - 59,1 %
коммуникативная компетентность - 58 %
опыт профессиональной деятельности - 57 %
знание преподаваемого предмета - 47 %
профессиональные намерения - 31,2 %
внешний вид - 22,6 %
Слайд 24Трудности молодых учителей (мнение работодателей)
осуществление взаимодействия с родителями учащихся - 64,5
%
необходимость поддерживать дисциплину в классе - 52,7 %
проектирование образовательного процесса с учетом особенностей детей - 38,7 %
владение предметом на высоком уровне -38,7 %
осуществление диагностики педагогического процесса - 30,1 %
ясное объяснение предмета - 26,8 %
Слайд 25ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Отдельные учителя должны осознавать имеющиеся в их
работе недостатки. В большинстве случаев это предполагает осознание не только своих методов работы, но и того, что лежит в их основе.
Каждый учитель должен овладеть пониманием передовых методик. Этого можно добиться только за счет наблюдения таких методик в действии в реальной обстановке.
Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений, у учителей должны быть
высокие ожидания
разделяемое всеми понимание цели
коллективная вера в общую способность улучшить образование детей, которым они служат
Слайд 26
«Будущего нет — оно делается нами»
Л.Н.Толстой