Слайд 2На протяжении многих эпох шляпа играла важную роль в определении статуса
человека, его положения в обществе. Выбор головного убора, степень его экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости и неординарности человека, который ее носит, о его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же, наоборот, - к низшим, беднейшим сословиям. Наиболее ярко подобную зависимость можно проследить в Европе, особенно в Англии. Там шляпкам придают очень большое значение - дамы проводят часы в салонах модисток, а оригинальность шляпки, надетой для присутствия на скачках, заменяет владелице визитную карточку.
Слайд 5Другое дело - значение шляпы для бедных классов: обладательницу головного убора волнует
лишь его удобство и функциональность, чтобы не продувало уши. В этих кругах шляпки служили своей хозяйке защитницей и другом, а порой и заменяла зонтик. Обновлялись они редко, поскольку стоили немалых денег.
В античной моде головные уборы имели преимущественно практическое значение. Исключение составляли военные шлемы, которые наряду с защитной функцией служили символами мужественности.
Слайд 6В Средние века головные уборы становятся в первую очередь украшением или
даже предметом роскоши. Люди украшают шляпы перьями, мехами, лентами и драгоценными камнями. В XV веке головной убор модницы выглядел, по словам августинца Готшалка Холлена, приблизительно так: «То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит».
Слайд 7Другие головные уборы являлись символами государственной и церковной власти, академических и
государственных должностей. Русский боярин легко мог подарить кому угодно свою роскошную шубу, но никогда не дарил своей горлатной высокой меховой шапки, поскольку это был символ его права заседать в боярской думе.
История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Это было время париков и напудренных волос, и поэтому мужчины чаще носили треугольную или двухугольную шляпу под мышкой, чем на голове.
Слайд 8А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами - такую сложную конструкцию
сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия.
Слайд 9Самая знаменитая шляпка той эпохи носила название «Памела», по имени героини
романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался «Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия.
Слайд 10Шляпа, как и европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. В
России XIX века шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...
Слайд 11Берет
Берет — результат экспериментов ранних народов, которые долбили мокрую шерсть, мех или
волосы до тех пор, пока под воздействием жара, влажности и давления эта масса не превращалась в грубый, нетканый материал — войлок. Потом этому материалу придавали форму шапок, в том числе фески, и гораздо более плоских беретов.
Берет был очень распространен во Франции. Во время Первой Мировой войны Жак Спрейреген часто видел французских солдат, которые носили темно-синие баскские береты, как часть военной формы. В период между войнами берет стал более популярным за пределами Франции. В Великобритании, например, популяризации берета среди мужчин способствовало то, что часто фотографируемый Принц Уэльский, тот же Эдвард III на какое-то время, ставший потом Герцогом Виндзорским, носил его как спортивную шапку. Целые поколения школьниц с трепетом и нежностью вспоминают, как они носили береты, бывшие частью школьной формы.
Эльза Скиапарелли, соперница Коко Шанель за репутацию самого влиятельного дизайнера 30-х годов, владелица домов мод в Париже и Лондоне, внесла чувство юмора и свободы в моду, используя экстравагантные шапки и нетрадиционные (яркие) ткани. Среди множества Берет производимых ею вещей был и черный фетровый берет. Такие кинозвезды, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих, носили их и на экране, и в жизни, и поэтому береты были приняты женщинами во всем мире.
Слайд 27Пеппи-длинный
чулок
Изящный тюрбан