Гендерный подход в деятельности государственных структур: опыт Федеративной Республики Германии презентация

Содержание

Определение ключевых понятий Эгалитарная государственная политика (Equality state policy) Гендерная политическая культура (Gender-based political culture) Гендерный подход (Gender mainstreaming)

Слайд 1 Гендерный подход в деятельности государственных структур: опыт Федеративной Республики Германии
София Касымова
кандидат

философских наук,
Центр гендерного образования

8 февраля 2008 г. UN Conference Room
Душанбе

Слайд 2Определение ключевых понятий
Эгалитарная государственная политика (Equality state policy)

Гендерная политическая культура (Gender-based

political culture)

Гендерный подход (Gender mainstreaming)

Слайд 3Эгалитарная государственная политика. Что это такое?
Это политика в основу которой положен принцип

создания равных условий для самореализации личности как мужчин так и женщин во всех сферах:

Публичной (общественно-политическая деятельность, образование, труд, культура, религия)
Частной (личная жизнь, брак, семья, личностные отношения с окружающими)

Слайд 4 Основные направления эгалитарной государственной политики
Создание гендерно - ориентированной законодательной базы.

Равное участие

мужчин и женщин в сферах политики, управления государством, профессиональной занятости.

Создание системы подготовки государственных служащих, позволяющей руководителям и специалистам всех уровней вникнуть в суть гендерного равенства.

Распространение государственных льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей, как матерей, так и отцов.

Слайд 5 Основные направления эгалитарной государственной политики
Обеспечение равного доступа мужчин и женщин к

образовательным, информационным, организационным, административным ресурсам.

Преодоление консервативных стереотипов о гендерных ролях в обществе.

Создание условий для максимального высвобождения членов семьи, как женщин, так и мужчин от выполнения каждодневной домашней работы.


Слайд 6Гендерная политическая культура
Интегрирует гендерный подход:

в систему отношений на всех уровнях,

в

процесс производства и воспроизводства структурных элементов политической культуры.


Слайд 7Структурные элементы гендерной политической культуры
Познавательный
Политические знания, образованность, сознание

Морально-оценочный
Политические идеалы, ценности,

убеждения, традиции

Поведенческий
Политические установки, поведение, образцы общественно-политической деятельности

Слайд 8Гендерный подход - новая стратегия в 21 веке
Четвертая Всемирная конференция по

положению женщин в Пекине организованная ООН в 1995 году - ввела в политический дискурс понятие Интеграция гендерного измерения в качестве новой стратегии направленной на достижение гендерного равенства.
Эта новая стратегия получила название Gender Mainstreaming или гендерный подход.
Гендерный подход заключается в организации и реорганизации, улучшении, разработки, совершенствовании и оценки процессов принятия решений во всех политических областях и организационных сферах с учетом гендерной составляющей.
Суть гендерного подхода создание и институциональное обеспечение равных возможностей для разных групп мужчин и женщин исходя из их интересов и потребностей.

Слайд 9Интеграция гендерного подхода в политическую структуру Германского государства
Государства члены ЕС следуя

Пекинской платформе заключили Амстердамский договор вступивший в силу 1 мая 1999 г., который обязывал осуществлять активную политику по его реализации всем его участникам.

В июне 1999 г. Федеральное правительство Германии принимает резолюцию по интеграции гендерного подхода как руководящий принцип во все области политики и на всех уровнях.

В июле 2000 гендерный подход стал частью Программы Правительства ФРГ «Современное Государство - Современная Администрация».

Слайд 10Интеграция гендерного подхода: принципиальные положения
Политическая воля

Законодательная база и правовые механизмы

Административные меры

и практики

Слайд 11Федеративная Республика Германия
В состав ФРГ входят 16 федеральных земель.
ФРГ - Парламентская

республика.
Канцлер (председатель правительства) Ангела Меркель.
Победила на выборах 2005 г. от партии ХДС – Христианского демократического союза, которую возглавляет с 2000 г.


Слайд 12Социально-демографические показатели
Население 82 497 000 человек
Урбанизация – 88% городского населения
Продолжительность жизни

населения:
Женщины – 80,8 лет
Мужчины – 74,8 лет

Средний возраст населения 42 года
На одну женщину приходится 1,37 ребенка.

Слайд 13Экономическая активность населения
Женщины – 48,8%
Мужчины – 66,3%
Уровень безработицы на конец 2007

г. 8,4%
Пенсионный возраст по старости – 65 лет
С 2011 года начнет расти возраст выхода на пенсию.
В 2029 г. возраст выхода на пенсию достигнет 67 лет.




Слайд 14Историческая справка
Первая мировая война (1914 г.)
Приход к власти Националь - социалистов

(1933 г.)
Вторая мировая война (1939 г.)
Разделение страны на два государства: ФРГ и ГДР (1945-1989 гг.).
Падение Берлинской стены (декабрь 1989 г.)
Воссоединение Германского государства (1990 г.)

Слайд 15Интеграция гендерного подхода в структуру органов власти на всех уровнях
Федеральное правительство


Федеральный Парламент (Бундестаг), Федеральные министерства
Земельные правительства (16 земель)
Земельный парламент (Ландтаг), Земельные министерства
Местные органы власти
Городские/районные администрации, городские/районные Сенаты
Политические партии
Европейский Союз


Слайд 16Реализация практических шагов по интеграции гендерного подхода
Федеральное министерство по делам семьи,

пожилых лиц, женщин и молодежи назначен координатором и проводником гендерного подхода во все сферы жизни.
Создание межминистерской рабочей группы (Interministerielle Arbeitsgruppe, IMA) и специальных подгрупп по конкретным вопросам (семьи, труда, социальной защиты, миграции и др.)
Образование Гендерно-компетентного центра
/GenderCompetenceCentre для оказании технической и консультативной помощи федеральным министерствам, а также другим структурам.

Слайд 17Задачи 1-го этапа работы 2000-2002 гг.
Каждое министерство несет ответственность за:

реализацию

интеграции гендерного подхода в своей сфере,
обучение и подготовку своих сотрудников, в том числе руководящего состава,
создание организационных структур (отделов, штатных единиц),
разработку механизмов интегрирующие гендерный подход в деятельность администрации,
проведение информационно-просветительской работы,
сотрудничество с заинтересованными структурами (НПО, СМИ, исследовательские центры, университеты и т.д.)

Слайд 18Результаты 1-го этапа работы 2000-2002 гг.
На 1- этапе все министерства реализовали

конкретные пилотные проекты. К концу 2003 г., было реализовано
34 проекта.
К примеру:
Федеральное министерство здоровья и социальной защиты Проект «Гендерный подход в области социальных пособий»
Федеральное министерство окружающей среды
Проект: «Оценка влияния гендера на специальные задачи министерства»
Основной результат 1-го этапа: создание сети знаний по практической реализации гендерного подхода в федеральную администрацию.

Слайд 19Конкретные задачи конкретных программ
Правительственные программы «Инновация и труд в информационном обществе»

и «Женщины и профессиональная деятельность» начатые в 1999 году ставили задачу достичь следующих результатов до 2005 г.:
Обеспечить доступ 50% женщин в Интернет
Обучить 40% женщин современным технологиям
Создавать 40% женских бизнес – предприятий.
Довести количество женщин профессоров в университетах до 20%.

Слайд 202-этап работы интеграции гендерного подхода (2003 по настоящий период)
Цель Федерального правительства

во втором этапе процесса поддержка устойчивости достигнутых результатов, совершенствование механизмов интеграции.
На данном этапе основное внимание уделяется разработке статей бюджета с учетом гендерной составляющей.



Слайд 21Мониторинг о оценка
Ежегодные отчеты о проделанной работы нижестоящих органов власти вышестоящим

с публикацией в печати и Интернете.
Европейский Союз ежегодно публикует отчет «Равные возможности для женщин и мужчин в ЕС».
Проведение конференций, где озвучиваются отчеты о проделанной работе, обсуждаются новые задачи, принимаются решение по сложным вопросам.

Слайд 22Федеральное министерство по делам семьи, пожилых лиц, женщин и молодежи осуществляет

координацию всех других структур и выполняет основные задачи по решению гендерного равенства.
Данное министерство проводит активную политику в области семейных отношений, прав женщин и детей, положения пожилых лиц и молодежи.
Успешно сотрудничает с женскими, молодежными и другими общественными организациями, группами.

Слайд 23Гендерно-компетентный центр
Образован при университете имени Гумбольда в 2003 г., со статусом

независимый научно-исследовательский институт.
Финансируется из бюджета Федерального министерства по делам семьи, пожилых лиц, женщин и молодежи.
Проводит научно-практические исследования по конкретным темам согласно запросу Федеральных министерств.
Оказывает консультативную помощь министерствам.
Проводит экспертизы законодательства (бюджета) с учетом гендерной составляющей.
Выступает связующим звеном между Федеральными министерствами и экспертами, консультантами, исследователями, учеными в области гендера.




Слайд 24Ведущие (правящие) политические партии Германии
CDU - Христианско-демократический союз (партию возглавляет Ангела

Меркель)

CSU - Христианско-социальный союз

SDP - Социально-демократическая партия Германии

Die Grunen - Партия Союз 90/ Зеленые


Слайд 25 Гендерный подход в партийных программах
11 ноября 2005 года было подписано соглашение

между правящими партиями Германии СDU, CSU и SDP на предмет усиления механизмов интеграции гендерного подхода в реализуемые программы.
Одна из таких программ «Общество дружественное семье» (Family-friendly society) которое актуализировала проблему совмещения семейной жизни и профессиональной активности женщин и мужчин.
Коалиция партий обязалась в течение каждого законодательного периода представить полный отчет о реализуемых проектах и их влияния на целевую группу (конкретных групп избирателей).

Слайд 26Гендерный подход в партийных программах
29 ноября 2005 года было опубликовано первый

отчет Коалиции о гендерной ситуации в различных сферах (занятость, образование, совмещение семейной жизни и работы, социальное обеспечение, здоровье, гендерное насилие).
Основной вывод отчета: в Германии разница в равном участии мужчин и женщин во многих областях уменьшается,
Тем не менее эта разница остается существенной в таких областях как рынок труда, политическая активность.

Слайд 27Законодательная система
Законодательная система играет основополагающую роль в интеграции гендерного подхода во

всех областях и уровнях.
С 1949 года по настоящий период приняты более 150 законодательных актов регулирующие гендерные отношения.
Законодательная система в Германии достаточна гибка, она чутко реагирует на изменившиеся ситуации и отношения.
Правом законодательной инициативы имеет любой гражданин и любая общественная, частная, государственная организации Германии.


Слайд 28Законотворческий цикл


Слайд 29Брачно-семейная сфера: цифры и факты
На сегодняшний день в Германии насчитывается до

2.4 миллиона пар, не состоящих между собой в законном браке.
770000 тысяч из них имеют детей.
При разводе в 90 случаев из 100 дети остаются с матерью.


Слайд 30Результаты опроса, проведенного Гамбургским институтом социальных исследований
40% всех пар не планируют

иметь детей.
Число «мужчин-холостяков» в возрасте от 18 до 39 лет за последние три года выросло с 34 до 43%.
От создания семьи отказываются 56% выпускников гимназий.


Слайд 31 Брачно-семейное законодательство предусматривает:
Налоговые льготы мужчинам и женщинам, состоящим в официальном браке.
Семьям

с детьми в будущем представляется особые налоговые льготы, по сравнению с бездетными семьями.
3 разных типа имущественных отношений в браке:
Раздельное владение
Совместное владение
Брачный договор
В Германии около 10% супружеских пар заключают брачный договор.

Слайд 32Брачно-семейное законодательство предусматривает:
Алименты на детей до совершеннолетия.
Алименты на мать ребенка, если

она занята воспитанием ребенка.
Данное правило распространяется не только на детей родители которых состоят в браке, но и на детей рожденных вне официального брака.
Размер алиментов на одного ребенка составляет от 199 до 505 евро в месяц.


Слайд 33Права и обязанности мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях


Слайд 34Государственная социальная поддержка семей
По статистике сейчас в Германии 1.12 миллиона детей

зависят от социальной помощи.
С января 2007 г. родители ребенка, родившегося в Германии, будут получать государственное пособие в размере 67% прежней зарплаты, но не более 1800 евро в месяц в течение года.
Работающие матери получать дополнительные льготы по месту работы.


Слайд 35Уполномоченная по интеграции гендера в Берлинском округе Charlottenburg-Wilmersdorf г-жа Christine Rabe


Слайд 36Гендерный подход на районном уровне
Округ Charlottenburg-Wilmersdorf один из 12 районов

Берлина расположенный в западной части города.
Отдел по интеграции гендера образован в октябре 2003 г., имеет 5 штатных единиц.
Задачи отдела: внедрение гендерного подхода в другие отделы администрации района (имеет 6 отделов).
Специальные задачи: Поддержка женщин-предпринимательниц, предоставление им помещений на льготных условиях




Слайд 37Интернет сайты по гендерной политике в Германии
www.genderkompetenz.info/eng/gendermainstreaming/bases/history/federal_states

www.unece.org/oes/gender/documents/REPORT

www.fczb.de/projekte/wid_db/GenderMainstreaming/germany

www.gender-mainstreaming/


Слайд 38Спасибо за ваше внимание





Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика